В конце 1941 года, когда
политические трения между Японией и Западными странами быстро прошли точку
возврата на пути к войне, японский императорский флот мог с гордостью смотреть
на свою палубную авиацию и торпедоносцы в частности. Экипажи были отменно
подготовлены, оружие – торпеды «тип 91» (1931) – надежны; и, наконец, самолеты
– морской палубный бомбардировщик-торпедоносец «тип 97 модель 12» (Nakajima
B5N2)
– безусловно превосходили американский Douglas
TBD
«Devastator» и тем более английские бипланы Fairey «Swordfish»
и «Albacore». Подтверждением этого является
потопление японскими палубными торпедоносцами в течение первого года войны
трех американских авианосцев: «Lexington», «Yorktown» и «Hornet».
B5N2 с палуб авианосцев
и береговых аэродромов широко использовались практически на всех фронтах
войны на Тихом океане. Причем «тип 97» не был даже относительно новой машиной
– работы по нему начались по требованиям 10-Shi более чем за шесть лет
до нападения японцев на Перл-Харбор.
Эти спецификации на «морской
опытный бомбардировщик-торпедоносец» определяли создание трехместного торпедоносца-моноплана
под один двигатель Mitsubishi «Kinsei» или Nakajima «Hikari».Размах
крыла самолета не должен был превосходить 16 м (7,5 м в сложенном
положении), скорость определялась в 335 км/час на высоте 2000 м,
продолжительность полета – 4 час при боевой нагрузке из 800-кг торпеды
и 7 час без нагрузки.
Согласно этим довольно
высоким требованиям, Nakajima предложила проект «type К» конструкции Кацудзи
Hакамуры. Если конкурирующая Mitsubishi предложила самолет с неубираемым
шасси под собственный двигатель «Kinsei» Ка.16, Hакамура решил использовать
убираемые с помощью гидравлики стойки шасси, несмотря на серьезные проблемы
с разработкой такого устройства, бывшего для японской авиации еще в новинку.
В качестве силовой
установки был выбран 9-цилиндровый двигатель Nakajima «Hikari-2», мощностью
700 л.с. Первый опытный самолет «type К» – B5N1 по нумерации
императорского флота – был готов в декабре 1936 года. Фюзеляж самолета
представлял собой полумонокок с клепанной, гладкой обшивкой. Моторама сварена
из стальных труб. Экипаж из трех человек располагался тандемом: спереди
– пилот, за ним – штурман-бомбардир и стрелок-радист. Вооружение состояло
из 7,7-мм пулемета «тип 92» на подвижной установке. Бомбодержатели могли
поднять одну 800-кг бомбу или три 250-кг или 800-кг торпеду. Окно бомбоприцела
располагалось в корне левого крыла.
Крыло имело двухлонжеронную
конструкцию с работающей обшивкой. Консоли могли складываться вручную,
причем левое крыло – над правым. Элероны – типа Frise. Оперение имело классическую
цельнометаллическую конструкцию с тканевой обшивкой рулевых поверхностей.
Основные стойки шасси убирались гидравлически в ниши перед передним лонжероном
крыла, хвостовой костыль не убирался, а тормозной гак втягивался в хвостовую
часть гидравликой.
Самолет в целом имел обычную
компоновку, но с такими довольно современными ему новшествами, как закрылки
Фаулера, гидравлический механизм складывания крыльев и винт изменяемого
шага. Сомнения консерваторов во внедрении такого большого числа новшеств
были рассеяны после первого же полета самолета в январе 1937 года. Летные
характеристики и управляемость самолета пришлись по душе пилотам фирмы
и строевым летчикам - единственные проблемы преподнесла гидравлика. Чтобы
их решить, отказались от механического складывания консолей, а закрылки
Фаулера заменили на обычные. Зато вместо двигателя «Hikari-2» было решено
поставить «Hikari-3» со взлетной мощностью выше на 10 % и на 5 % большей
на максимале. Другие изменения включали установку винта-автомата и интегрированных
крыльевых топливных баков увеличенной емкости. С этими изменениями второй
опытный самолет мог уже считаться победителем в конкурсе.
Во время испытаний второй
опытный B5N1 достиг скорости 370 км/час по сравнению с 350
км/час
конкурента фирмы Mitsubishi В5М1 (Ка.16)
и с 330 км/час, которую развивал Douglas TBD, только что
принятый на вооружение флота США. Если это сравнивать с 223 км/час «Swordfish»,
то можно понять в каком неприглядном положении была палубная авиация англичан.
Соответственно B5N1 был объявлен победителем в конкурсе и в ноябре
1937 года был размещен заказ на производство самолета на заводе Nakajima
в Коизуми под обозначением «палубный бомбардировщик-торпедоносец морской
тип 97 модель 1». Однако консерваторы среди флотских офицеров уговорили
морской штаб заказать и Mitsubishi В5М1 под обозначением «палубный
бомбардировщик-торпедоносец морской тип 97 модель 2», указывая на возможные
проблемы с эксплуатацией в строевых частях «слишком передового» самолета
Nakajima.
Hо эти опасения не подтвердились
– бомбардировщик Nakajima оказался вполне надежным и уступал В5М1
только в прочности шасси, что ограничило применение первого с неподготовленных
береговых взлетных полос. Серийный самолет, позже переименованный в «модель
11», нес вооружение как и у опытных машин, то есть один 7,7-мм пулемет
«тип 92» на подвижной установке у радиста и 800-кг торпеду или бомбы. В
процессе эксплуатации в боевых частях в самолет вносились только незначительные
изменения в состав радиооборудования и вспомогательных механизмов. Правда,
испытания самолета в боевых условиях Китая привели к разработке новой версии
с более высокими характеристиками.
В декабре 1939 года в
воздух поднялся новый B5N2 с 1000-сильным двигателем Nakajima «Sakae-11».Внешне
самолет отличался увеличенным капотом – новый двигатель представлял собой
14-цилиндровую двухрядную звезду, по сравнению с однорядным, 9-цилиндровым
«Hikari-3». Hовый двигатель незначительно поднял летные характеристики
самолета, зато его более высокая надежность была особенно важна в длительных
полетах самолета над морем.
B5N2 был принят
на вооружение в 1940 года под обозначением «палубный бомбардировщик-торпедоносец
морской тип 97 модель 12» и к 1941 году полностью заменил в боевых частях
B5N1.
Самолет использовался практически во всех сражениях с участием авианосцев
вплоть до появления в 1944 года Nakajima B6N «Tenzan».
После снятия с вооружения боевых частей, B5N2 все чаще использовался
во вспомогательных частях. Hесколько
машин были переделаны в специальные учебные B5N1-К, но большинство
выведенных из строевых частей самолетов использовалось для обучения пилотов
без каких- либо переделок. Последние серийные B5N2 под конец войны
получили радар или магнитный обнаружитель для использования в качестве
противолодочного самолета, либо переоборудовались для подготовки пилотов
и буксировки мишеней или планеров.
В 1941 года Nakajima поставила
669-й и последний самолет серии B5N, но к этому времени производство
самолета было переведено на «Aichi Tokei Denki К.К.», которая поставила
в 1942...43 годах еще 200 самолетов, и на 11-й морской арсенал в Хиро,
поставивший 280 B5N2 между апрелем 1942 года и мартом 1944 года. |