ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы.



B-534 B.534
фронтовой истребитель


Avia B-534, классические одноместные истребители-бипланы, были важным изделием чешского самолетостроения в период между двумя мировыми войнами. Всего было построено 566 машин. Конструктор Франтишек Новотны на неудачный прототип Avia B-34/2 поставил другой двигатель Hispano-Suiza 12Ybrs и обозначил этот самолет B-534/1. Впервые он поднялся в воздух в августе 1933 года. Конструкция самолета имела один отсек и представляла собой биплан с разнесенными крыльями разного размаха. N-образные скошенные подкосы поддерживали центральную часть верхнего крыла над фюзеляжем. Крылья соединялись N-образными подкосами, а элероны были установлены и на верхнем, и на нижнем крыле. Двухлонжеронное клепанное стальное крыло имело полотняную обшивку, а каркас фюзеляжа из скрепленных заклепками и болтами стальных труб в передней его части был закрыт съемными металлическими панелями, а в хвостовой – полотняной обшивкой. Горизонтальный стабилизатор крепился с помощью подкосов, а раздельные стойки шасси с шарнирным креплением полуосей под фюзеляжем имели пружинно-масляный амортизатор. Второй прототип B.534/2 имел закрытую кабину, увеличенный руль направления и измененное шасси с обтекателями главных колес. Этот самолет 18.04.1934 установил чешский национальный рекорд скорости – 365,74 км/час. Первый серийный образец Avia B-534-I был аналогичен проекту второго прототипа, но вместо металлического пропеллера устанавливался деревянный, и, так же, как на первом прототипе, кабина пилота была открытой. На главных стойках шасси обтекатели колес отсутствовали. Всего было произведено 46 самолетов B-534-I. Вооружение состояло из спаренных легких пулеметов, установленных на фюзеляже, и двух пулеметов в обтекателях на нижнем крыле. Серийное число самолетов Авиа B-534-II достигла 100 экземпляров. Эта версия отличалась тем, что все четыре пулемета монтировались с боков фюзеляжа и размещались в увеличенных специальных боковых обтекателях. Под крылом также устанавливались держатели для легких бомб. Следующими были 46 машин B-534-III, на которых имелись обтекатели колес шасси, а воздухозаборник для карбюратора был смещен вперед под носовую часть. Самолет B-534-IV имел откатывающийся назад фонарь кабины и приподнятый настил в хвостовой части фюзеляжа. Всего было заказано 253 самолета этой версии. На вооружении самолета Avia Bk.534 имелась пушка, но в остальном он был схож с самолетами серии IV. Предполагалось, что 20-мм авиационная пушка будет устанавливаться на V-образный блок цилиндров двигателя Hispano-Suiza 12Yсrs, а ствол выходить в отверстие ступицы пропеллера. Однако в связи с нехваткой пушек многие самолеты Bk.534 оснащались тремя пулеметами: два устанавливались по бокам фюзеляжа и один на месте «моторной пушки». В июле 1937 года на международной авиационной выставке в Цюрихе самолеты B-534 продемонстрировали хорошие общие летные характеристики и проявили себя в состязаниях истребителей схемы биплан. Ко времени Мюнхенского кризиса в сентябре 1938 года из самолетов B-534 был сформирован 21 истребительная эскадрилья Чехии. После оккупации страны Германией марионеточное правительство Словакии использовало некоторые самолеты B-534 в короткой пограничной войне с Венгрией. Впоследствии три словацкие эскадрильи участвовали в боевых действиях против Красной Армией на Украине, но к середине 1942 года все В-534 были переоборудованы в тренировочные. Зимой 1939...40 года Болгария получила 72 самолета B-534, но они совершили первый боевой вылет только 01.08.1943 против американских бомбардировщиков B-24. Люфтваффе использовала остальные самолеты B-534 и Bk.534 в качестве тренировочных самолетов и самолетов-буксировщиков тренировочных планеров. Некоторые из них имели кабины с круговым обзором, а другие, имевшие тормозной крюк, использовались для отработки тренировочных посадок на палубу авианосца «Graf Zeppelin», который был спущен на воду, но в строй не введен.

Модификации самолета
B-234 разработка модели B-34 с другим двигателем, не построена
В-334 новая разработка модели B-34 с другим двигателем, не построена
В-434 новая разработка модели B-34 с другим двигателем, не построена
B-634

заказанный в 1935 году как вариант самолета В-534, появился с аккуратными обтекателями на балках и колесах основных стоек шасси; верхнее крыло имело большую хорду, чем самолет В-534, в то время как хорда нижнего крыла, а также разнос крыльев были уменьшены, но это привело лишь к некоторому улучшению летных характеристик; силовая установка – рядный двигатель Hispano-Suisa HS 12Ycrs мощностью 850 л.с.; максимальная скорость 415 км/час; начальная скороподъемность 960 м в минуту; дальность 500 км; масса пустого самолета – 1710 кг; размах крыла 9,40 м; длина 8,35 м

Тактико-технические характеристики
Год принятия на вооружение
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса пустого / взлетная , кг
Двигатель
Максимальная скорость, км/час
Крейсерская скорость, км/час
Практическая дальность, км
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж
Вооружение
1934
9,40
8,20
3,10
23,56
1460 / 2120
Hispano-Suiza 12Ybrs (850 л.с.)
394
345
580
900
10600
1
четыре синхроннных 7,7-мм Mod.30;
шесть 20-кг бомб


KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования