ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы.



AD-1
«Skyraider» 
Douglas A-1 «Skyraider»
ударный самолет


Эд Хейнман, главный инженер завода «Douglas El Segundo» компании Douglas, находился под таким сильным впечатлением от своей серии XBТD-1, что взял на себя обязательство спроектировать более простую машину.
Самолет поднялся в воздух 18.03.1945 под обозначением XBT2D-1, впоследствии – Douglas AD-1 «Skyraider» и эксплуатировался на удивление долго на различных авианосцах. Он действительно был достаточно прост, что не пошло в ущерб прекрасным летным и тактическим характеристикам. Проект свободнонесущего низкоплана предполагал использование звездообразного двигателя Wright R-3350, меньшего по размерам, чем R-4360 других конкурирующих опытных самолетов. Складывающиеся крылья были снабжены не менее чем семью держателями на каждой консоли. Такая конструкция обеспечивала самолету «Skyraider» высокую прочность. К моменту завершения производства в 1957 году было построено 3180 машин.
Самолет AD-1 оказался как нельзя кстати в Корейской войне, его большая боевая нагрузка и десятичасовая продолжительность полета резко контрастировала с аналогичными показателями реактивных самолетов. Варианты самолетов от AD-1 до AD-4 отличались лишь в деталях. Самолет AD-5 имел более широкую двухместную кабину с рядным расположением сидений пилотов; несколько его ранних модификаций имели БРЛС APS-20A и заднюю кабину для двух-трех операторов системы дальнего радиолокационного обнаружения. Для AD-5 также представлялись комплекты для переоборудования его в санитарный, грузовой, транспортный самолет или буксировщик мишеней. Самолеты AD-6 и AD-7 были улучшенными одноместными вариантами. Большое число одноместных самолетов применялось французскими ВВС в Алжире.
В 1962 году самолеты «Skyraider» были перепроектированы в варианты с AD-1D по AD-1J, и тактическая авиация ВВС США с большим успехом применила варианты А-1Е, А-1H и A-1J в Южном Вьетнаме.

Модификации самолета
XBT2D-1N

два из 25 опытных самолетов и модель XB2D-1, модифицированные в опытные трехместные ночные штурмовики с двумя операторами радаров; в гондоле под левым крылом находился радар, а под правым – поисковый прожектор;

XBT2D-1Р

одноместный вариант самолета XBT2D-1 для аэрофоторазведки;

XBT2D-1Q

двухместный XBT2D-1, переоборудованный для постановки помех; радар и дипольные отражатели располагались в гондолах;

AD-1

серийный вариант с звездообразным поршневым двигателем R-3350-24W мощностью 2500 л.с. и с вооружением из двух пушек и 3639 кг различных боеприпасов (построено 242 самолета);

AD-1Q

двухместный самолет - постановщик помех, созданный на базе самолета XBT2D-1 (построено 35 машин);

XAD-1W

самолет XBT2D-1, преобразованный в опытный экземпляр трехместного самолета раннего обнаружения, с двумя операторами радиолокационной станции и поисковым радаром в громадном обтекателе под фюзеляжем;

XAD-2

самолет XBT2D-1, преобразованный в опытную модель усовершенствованного штурмовика; он был вначале обозначен как BT2D-2 и оснащен звездообразным поршневым двигателем R-3350-26W мощностью 2700 л.с.;

AD-2

улучшенная модель самолета AD-1 с обтекателем хвостового колеса, увеличенным запасом топлива и другими небольшими изменениями (построено 156 самолетов);

AD-2D

дистанционно-управляемые самолеты для взятия радиоактивных проб после проведения ядерных испытаний;

AD-2Q

двухместный вариант самолета AD-2 для радиопротиводействия (построена 21 машина);

AD-2QU

один самолет AD-2Q, переоборудованный в буксировщик мишеней;

AD-3

вариант с газотурбинным двигателем General Electric TG-100. Также предлагались: два Allison 500, два Westinghouse 24С, два Westinghouse 19ХВ и даже двухтурбинные силовые установки разработки компании Douglas;

AD-3

обозначение модели AD-2 с удлиненными амортизаторами шасси, перепроектированным фонарем кабины пилота, улучшенным воздушным винтом (построено 125 машин);

AD-3E и
AD-3S

противолодочные варианты: AD-3E – поисковый самолет, а AD-3S – штурмовик; два AD-3W были переоборудованы в AD-3E и два AD-3N – в пару AD-3S;

AD-3N

трехместный вариант ночного штурмовика AD-3 (построено 15 машин);

AD-3QU

буксировщик мишеней;

AD-3W

трехместный вариант AD-3 для раннего обнаружения воздушных объектов с системами, за основу которых были взяты системы самолета XAD-1W (построена 31 машина);

AD-4

главная серийная модель самолетов «Skyraider»; оснащена звездообразным поршневым двигателем R-3350-26WA мощностью 2700 л.с. и автопилотом; усовершенствован фонарь кабины пилота (построено 372 машины);

AD-4B

вариант самолета AD-4 носителя ядерного оружия; использовалась техника бомбометания «через плечо»; вооружение на крыле было увеличено до четырех 20-мм пушек (165 машин);

AD-4L

вариант самолета AD-4, оснащенный противообледенительной системой; вооружение на крыле было увеличено до четырех 20-мм пушек (63 самолета переделаны);

AD-4N

 трехместный вариант ночного штурмовика самолета AD-4 с оборудованием серии S для охоты за подводными лодками (построено 307 машин);

AD-4NА

обозначение 100 самолетов AD-4N, с которых было снято оборудование ночного штурмовика, чтобы дать возможность нести более тяжелую бомбовую нагрузку; оснащены четырьмя 20-мм пушками;

AD-4NL

вариант AD-4N с модификациями от AD-4L (36 версий);

AD-4Q

двухместный вариант AD-4 для радиопротиводействия (построено 39 самолетов);

AD-4W

трехместный вариант самолета AD-4 раннего обнаружения; 50 машин было передано британскому Королевскому флоту под обозначением «Skyraider» AEW.Mk.1, а 118 оставшихся у флота США машин были оснащены оборудованием для раннего обнаружения подводных лодок (построено 168 аппаратов);

AD-5

начальный вариант (1948) с двигателем R-3350 с турбокомпрессором. Позже обозначение AD-5 перешло к варианту, который совместил функции обнаружения и уничтожения подводных лодок; длина фюзеляжа была увеличена на 0,58 м; увеличена площадь вертикального оперения; вооружение на крыле было доведено до четырех 20-мм пушек. Мог быть преобразован в санитарный, военно-транспортный, грузовой самолет, способный взять на борт до 907 кг груза, в буксировщик мишеней и самолет для фоторазведки (построено 212 машин)

AD-5N

четырехместный вариант AD-5, ночной штурмовик (построено 239 машин);

AD-5Q

четырехместный вариант AD-5N для радиопротиводействия (перестроено 54 самолета);

AD-5S

один экспериментальный самолет, испытывавшийся при выполнении противолодочных операций с магнитно-аномальным детектором;

AD-5W

четырехместный вариант AD-5, самолет раннего обнаружения (построено 218 машин);

AD-6

улучшенная модель одноместного штурмовика AD-4B, оснащенн оборудованием для точного бомбометания с малых высот (построено 713 самолетов);

AD-7

версия AD-6 с двигателем R-3350-26WB (вместо R-3350-26WA) и усилениями шасси, узлов навески двигателя и наружных панелей крыла (построено 72 машины);

A-1D

обозначение AD-4NA (1962);

A-1E

обозначение самолета AD-5 (1962);

EA-1E

обозначение самолета AD-5W (1962);

UA-1E

с 1962 года новое обозначение самолета AD-5 для вспомогательных операций с помощью конверсионного комплекта;

EA-1F

новое обозначение самолета AD-5Q (1962)

A-1G

новое обозначение самолета AD-5N (1962)

A-1H

новое обозначение самолета AD-6 (1962)

Тактико-технические характеристики
Год принятия на вооружение
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса пустого / взлетная , кг
Двигатель
Максимальная скорость, км/час
Крейсерская скорость , км/час
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж
Боевая нагрузка

Вооружение

1945
15,24
11,63
4,70
37,16
4656 / 8178
Wright R-3350-24 (2400 л.с.)
589
328
3058
10600
1
 2720 кг различного вооружения на
пятнадцати узлах подвески
две 20-мм пушки

Douglas AD-1 «Skyraider» с тремя ПТБ


KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования