Проектирование легкого
бомбардировщика Douglas А-20 (обозначение компании – DB-7)
было начато в 1936 году, когда «Douglas Aircraft Company» занялась разработкой
штурмового самолета для замены одномоторных легких бомбардировщиков. В
итоге был разработан проект, получивший название Mod.7А.
По этому проекту двухмоторный
самолет должен был получить двигатели мощностью по 450 л.с. В 1938
году проект был пересмотрен, и Mod.7В получила два двигателя компании
Pratt-Whitney R-1830 «Twin Wasp» мощностью по 1100 л.с. Свободнонесущий
высокоплан, самолет Mod.7B имел отогнутую вверх хвостовую часть
фюзеляжа с обычным хвостовым оперением.
Новшеством для того времени
было трехстоечное шасси с носовым колесом. Еще более необычной чертой оказалось
наличие взаимозаменяемых носовых секций фюзеляжа под штурмовой или бомбардировочный
варианты. Во время своего первого полета 26.10.1938 Mod.7В продемонстрировал
высокую скорость и маневренность. Компания предложила самолет для продажи
за рубежом. Первый заказ на 100 самолетов поступил в феврале 1939 года
от комиссии по закупкам для Вооруженных сил Франции. Она потребовала модифицировать
Mod.7В
с целью сделать более пригодным для использования в условиях Европы.
Модификации оказались
значительными и проект Mod.7В получился измененным во всех основных
компонентах. Фюзеляж был сделан более высоким для увеличения бомбовой нагрузки
и запаса топлива, было уменьшено его поперечное сечение; вместо схемы высокоплан
применена схема среднеплан; для носовой опоры была сделана более высокая
стойка с масляной амортизацией; кабина экипажа и топливные баки получили
бронезащиту; были установлены мощные (1200 л.с. каждый) двигатели
«Twin Wasp». Самолет получил, с учетом значительности изменений, новое
обозначение DB-7 (DB – Douglas Bomber), и первый серийный
самолет поднялся в воздух 17.08.1939.
В момент нападения Германии
на Францию в мае 1940 года у французов было немногим более 60 этих самолетов,
из которых только 12 машин приняли участие в боевых действиях. Пока
компания Douglas занималась разработкой самолета DB-7, поступил
еще один заказ из Франции на усовершенствованный вариант этого самолета.
Он должен был нести большее количество оборудования, поэтому новый самолет
должен был иметь полный вес на 24 % выше, чем у DB-7, более мощные
двигатели воздушного охлаждения Wright «Cyclone 14», причем и гондолы двигателей,
и способ их установки были изменены. Эта новая модификация получила обозначение
DB-7A.
Поскольку путевая устойчивость
самолета DB-7 была очень близка к предельно допустимой, увеличивались
площадь киля и руля направления соразмерно увеличению мощности двигателя.
Великобритания взяла на себя оплату заказов Франции и Бельгии. Так в составе
Королевских ВВС Великобритании оказалось от 15 до 20 самолетов DB-7.
Они получили наименование Boston Мk I и использовались для переподготовки
пилотов. Примерно 125 самолетов DB-7, составивших следующую партию,
были названы «Boston» Мk.II. Однако,
благодаря хорошей грузоподъемности и высокой скорости, они оказались пригодными
для использования в качестве ночных истребителей и зимой 1940 года на этих
самолетах установили самолетные БРЛС перехвата, дополнительную бронезащиту,
восемь пулеметов калибра 7,7
мм в носовой части, систему гашения
пламени выхлопа двигателей. Необычной была система двойного управления:
в кабине стрелка установили дублирующие основные рычаги управления самолетом.
Королевские ВВС Великобритании
получили такие самолеты в декабре 1940 года. Они получили наименование
«Havoc» Mk.I и впервые вступили в бой 07.04.1941. Вторая партия примерно
из 100 самолетов DB-7A была переоборудована аналогичным образом,
только пулеметов было двенадцать. Эти самолеты получили наименование «Havoc»
Mk.II. Примерно 40 самолетов DB-7 были модифицированы для использования
в качестве ночных штурмовиков: было сохранено место для штурмана-бомбардира
в носовой части; самолет мог нести бомбовую нагрузку до 1089 кг;
пулеметы калибра 7,7 мм находились под носовой частью. Самолеты
получили название «Havoc» Mk.I «Intruder».
Для улучшения несколько
ограниченных возможностей самолетных БРЛС перехвата, установленных на них,
каждый из 21 самолета «Havoc» Mk.I был оборудован прожектором Helmore/GEC
мощностью примерно 2700 млн. свечей. Эти самолеты получили название «Havoc»
Mk.I «Turbinlite» и использовались для высвечивания немецких самолетов.
Кроме того, примерно 39 самолетов «Havoc» Mk.II были переоборудованы и
названы «Havoc» Mk.II «Turbinlite». Несколько самолетов DB-7A продолжали
использоваться в качестве легких бомбардировщиков под наименованием «Boston»
Mk.III.
Великобритания заказала
усовершенствованную модификацию DB-7B с измененными приборами и
электрической и гидравлической системами. Эти машины тоже получили наименование
Mk.III и имели четыре пулемета калибра 7,7 мм в носовой части, два
– на высокоскоростной поворотной установке в задней части кабины, седьмой
пулемет стрелял через отверстие в днище фюзеляжа. Кроме того, самолет нес
бомбовый груз весом до 900 кг. Эти самолеты в начале 1942 года заменили
самолеты Bristol «Blenheim» в Северной Африке.
В соответствии с первыми
заказами на самолеты DB-7, поступившими в мае 1939 года от ВВС США,
было изготовлено 63 самолета с обозначением А-20, которые имели
двигатели Wright R-2600-7 «Cyclone 14». Три из них были переоборудованы
в самолеты-разведчики и для аэрофотосъемки, а из оставшихся один стал опытным
ночным истребителем ХР-70, а 59 машин – серийными ночными истребителями
Р-70.
Опытный истребитель был оснащен двигателями R-2600-11 без турбонагнетателя,
и на всех машинах были установлены БРЛС перехвата британского производства
и четыре 20-мм пушки под фюзеляжем. Эти ночные истребители использовались
главным образом как учебно-тренировочные самолеты.
Первым вариантом бомбардировщика,
поступившим в ВВС США, был самолет А-20А, в общих чертах походивший
на А-20, но отличавшийся двигателями R-2600-3 без турбонагнетателя,
и с вооружением, как на самолете DB-7B, за исключением пулеметов
калибра 7,62 мм. В задней части каждой из гондол было установлено
по одному пулемету с дистанционным управлением; бомбовый груз составлял
499 кг. Один опытный самолет ХА-20В был переделан из серийного
А-20А,
вооружение было изменено (три автоматические турели с дистанционным управлением).
Это вооружение не было утверждено для серийных самолетов
А-20В,
которые получили два установленных на носу пулемета калибра 12,7 мм
и в основном были подобны самолету DB-7A.
В условиях массового производства
требовалось большее подчинение единому стандарту. Так, «Boston» Mk.III
ВВС Великобритании и американский А-20С представляли собой один
и тот же самолет, оснащенный двигателями R-2600-23. Для увеличения выпуска
компания Douglas предоставила лицензию компании Boeing, и последняя выпустила
140 самолетов А-20 для Королевских ВВС, поставленных по договору
ленд-лиза под названием «Boston» Mk.IIIA: у этих самолетов была другая
электрическая система и некоторые отличия во вспомогательном оборудовании
двигателей.
Самолеты DB-7 этой
модификации поставлялись, кроме того, в 1942 году по ленд-лизу в СССР.
Следующим военным серийным
самолетом стал A-20G. Было построено 2850 машин этой модели. Они
также оснащались двигателями R-2600-23 и были на 20,32 см длиннее
для размещения в носовой части двух 12,7-мм пулеметов и четырех 20-мм пушек,
а также одного или двух пулеметов калибра 12,7 мм и одного 7,62-мм
пулемета в задней части кабины. Следующая
модификация оснащалась пулеметами калибра 12,7 мм вместо 20-мм пушек;
задняя часть фюзеляжа была расширена на 15,24 см для установки турели
с электроприводом для двух пулеметов калибра 12,7 мм; имелись также
подкрыльные бомбодержатели на 907
кг бомб, дополнительные топливные
баки в бомбовом отсеке и устройство для крепления под фюзеляжем сбрасываемого
бака, используемого для обеспечения дальности полета свыше 3219 км.
Это обстоятельство имело
решающее значение при использовании самолетов данного типа на тихоокеанском
театре военных действий. Затем на самолетах А-20G были улучшены
бронезащита, навигационное оборудование и устройства для прицельного бомбометания,
а также оснащение для использования самолета в условиях низких температур.
Кроме того, было выпущено 412 самолетов А-20Н, которые отличались
новыми двигателями R-2600-29 мощностью по 1700 л.с.
Модификации А-20J
и А-20К, лидеры бомбардировочных групп, выпускались как для ВВС
США, так и для Королевских ВВС Великобритании под обозначениями соответственно
«Boston» Mk.IV и «Boston» Mk.V. Их отличие составлял только целиком прозрачный
нос фюзеляжа, в котором размещался штурман-бомбардир.
Один самолет А-20А
под обозначением BD-1 был направлен ВМС США для оценочных испытаний,
и в 1942 году восемь самолетов А-20В были подготовлены для использования
в качестве буксировщиков мишеней. Они получили обозначения BD-2.
К моменту прекращения
производства, 20.09.1944, компания Douglas выпустила 7385 самолетов DB-7
всех модификаций. Они поставлялись также в СССР, Нидерланды, Бразилию.
Через Великобританию были отправлены в ВВС Австралии, Канады, Южной Африки,
Новой Зеландии. |