ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы.



XB-42
«Mixmaster» 
Douglas XB-42
экспериментальный
бомбардировщик 


ХВ-42 стал одним из самых скоростных бомбардировщиков, построенных в годы Второй Мировой войны. Самолет начали проектировать в 1942 году. В апреле 1944 года ВВС армии США объявили конкурс на создание скоростного бомбардировщика. В том же году ХВ-42 вышел на испытания. Первый полет прототипа самолета состоялся 06.05.1944. В марте 1945 года участники конкурса получили контракты на создание макетов машин.
Компания Douglas представила экспериментальный XB-42А со смешанной силовой установкой V-3420, состоящей из двух поршневых Allison V-1710-125 (1940 л.с.), вращавших два соосных хвостовых винта, и двух вспомогательных турбореактивных двигателей Westinghouse J30-WE (726 кгс). Новый бомбардировщик имел соосные толкающие винты, а следовательно, и меньшее лобовое сопротивление, так как фюзеляж и оперение находились в невозмущенном воздушным винтом потоке. Каждый винт приврдился в о вращение посредством длинного вала независимо от другого и в случае необходимости мог устанавливаться во флюгерное положение. В случае покидания самолета экипажем в полете винты могли быть отстрелены с помощью взрывного механизма. Кстати, 16.12.1945 своевременное срабатывание системы отстрела винтов во время аварии позволило экипажу благополучно покинуть один из прототипов ХВ-42 на парашютах.
Довольно необычным был способ убирания главных стоек шасси – они убирались назад в углубления по бокам фюзеляжа. Это позволило установить на самолете тонкое крыло с ламинарным профилем. Несколько странной казалась кабина экипажа. Так, если штурман-бомбардир располагался, как и на других американских бомбардировщиках, в носовой застекленной кабине, то два пилота сидели рядом под индивидуальными прозрачными колпаками минимальных размеров, что делало ХВ-42 похожим на большую лупоглазую лягушку.
Что касается летно-технических характеристик самолета, то они превзошли все ожидания. Скорость полета ХВ-42 достигала 656 км/час. И это при том, что нормальная взлетная масса составляла 15 т, а максимальная – 16,2 т. Другими словами, самолет имевший в полтора раза большую полетную массу и размеры, чем знаменитый легкий бомбардировщик «Mosquito», и оснащенный силовой установкой такой же мощности, мог летать с той же скоростью. При этом он брал в два раза больше бомб и мог нести их на значительно большую дальность. Так, нормальная боевая нагрузка Ш составляла 3630 кг, а с перегрузкой – 4536 кг. С бомбовой нагрузкой 907 кг самолет мог пролетать 8000 км, в то время как максимальная дальность «Mosquito» отдельных модификаций даже без бомб едва приближалась к 3000 км.
Еще более интересно сравнить ХВ-42 с самолетами аналогичного назначения. Так, лучший средний бомбардировщик американских ВВС B-26 «Marauder», имея те же размеры, полетный вес и чуть более мощные 2000-сильные двигатели, брал на борт лишь 1600 кг бомб. Он имел максимальную скорость полета около 500 км/час и с 907-кг боевой нагрузкой мог пролететь на крейсерском режиме 2000 км.
Что касается ХВ-42, то он еще раз прославился уже после войны, когда 08.12.1945 самолет совершил рекордный перелет через всю территорию США из Калифорнии в Вашингтон. Трассу протяженностью 3700 км он преодолел за 5:17 час со средней скоростью 695 км/час, правда, при попутном ветре.
Серийное производство ХВ-42 не осуществлялось в связи с окончанием Второй Мировой войны и появлением реактивных самолетов, Впросем, в 1946 году на его базе был построен реактивный бомбардировщик ХВ-43. Конструкцмя планера «Mixmaster» позволила очень легко разместить на месте поршневых реактивные двигатели с выходом реактивной струи за хвостовым оперением, в том месте, где у ХВ-42 размещались воздушные винты.

Тактико-технические характеристики
Год выпуска
Размах крыла, м
Длина, м
Площадь крыла, м2
Норм. / макс. полетная масса, кг
Двигатели
  поршневой
  турбореактивные  
Максимальна скорость, км/час
Дальность полета, км
Практический потолок, м
Экипаж
Норм. / макс. бомбовая нагрузка, кг
Вооружение
1944
21,49
16,33
51,56
15000...16200
 
Allison V-3420 (3000 л.с.)
два Westinghouse J30-WE (726 кгс)
660
8600
9000
3
3630 / 4536
четыре 12,7-мм пулемета


KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования