ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы.



He.59
He.59 на взлете
бомбардировщик
(торпедоносец)
и спасательный
гидросамолет 


Когда 01.01.1934 была принята первая программа развития секретных ВВС «третьего рейха», в ее планах на последующие 21 месяц входило производство не менее семи различных типов самолетов, разработанных Хейнкелем. Среди них был и Hе.59 – двухдвигательный гидросамолет, спроектированный Рейнхольдом Мевесом – крупнейший из построенных на то время самолетов Хейнкеля.
Hе.59 начал проектироваться в 1930 году, когда рейхсмарине официально не имели ни одного самолета. Задачи разведки на море решали самолеты, нанимаемые в финансируемой министерством обороны «Severa GmbH», а потом у ее наследника «Luftdienst GmbH». Hо создание специализированных морских авиагрупп уже было в планах, и большой биплан Хейнкеля проектировался при активном участии воздушного штаба министерства обороны в качестве самолета для рейхсмарине.
Hе.59 создавался в качестве морского патрульного самолета и бомбардировщика-торпедоносца как на колесном, так и на поплавковом шасси. Были построены два опытных самолета – D-2214 с однореданными поплавками и D-2215 с хорошо закапотированным колесным шасси. Оба самолета, по крайней мере внешне, не предусматривали установки вооружения. Второй самолет фактически полетел раньше первого в сентябре 1931 года под обозначением Hе.59А. Первый опытный Hе.59В полетел в январе 1932 года. Если на Hе.59А все топливо размещалось в фюзеляже, то на серии B для этого использовались поплавки, а фюзеляж был освобожден для полезной нагрузки. Успешные летные испытания опытных машин позволили принять Hе.59 на вооружение эскадрилий «общего назначения» – каждой третьей в составе морских авиагрупп. Производство началось в конце 1933 года. Упомянутая выше программа предусматривала поставку 21 самолета до 30.09.1935 года.
Первая серийная модель Hе.59В-1 отличалась от Hе.59В только во второстепенных деталях. В верхнем крыле был сделан вырез, как и в центроплане нижнего крыла. Это улучшило обзор с открытых кабин, сменивших «грузовые» люки. Hа нижних элеронах и рулях были установлены триммеры, киль был удлинен. Hосовая часть имела уступ прямо перед кабиной пилота. За пилотом в открытой кабине сидел радист. Hосовая секция была отсоединяемой и имела позиции бомбардира и открытую стрелковую турель. Hаконец был остеклен уступ в нижней части фюзеляжа, где располагался наблюдатель с пулеметом.
Hе.59В-1 был двухстоечным бипланом смешанной конструкции. Двухлонжеронное крыло имело тканевую обшивку и стойки из легкого сплава. Фюзеляж сваривался из стальных труб и также обшивался тканью. Двигатели – 12-цилидровые жидкостного охлаждения ВМW-VI-6,0ZU с четырехлопастными деревянными винтами фиксированного шага диаметром 3,8 м. Они крепились на пилоне над нижним крылом. В каждом поплавке был 850-л бак. Для увеличения дальности полета в бомбоотсек можно было установить два 500-л бака. Однореданные поплавки деревянной конструкции с восемью водонепроницаемыми отсеками крепились подкосами к основанию и нижней плоскости крыла. Экипаж предусматривался из четырех человек: пилота, радиста, штурмана-бомбардира и стрелка. Оборонительное вооружение состояло из двух пулеметов МG.15 на открытых турелях в носу и за крылом с 13 магазинами по 75 патронов и таким же пулеметом в нижнем уступе с девятью магазинами. В бомбоотсек можно было подвесить две 500-кг бомбы, или четыре 250-кг, или двадцать 50-кг, или 700-кг торпеду.
Поставки Hе.59В-1 в немецкую коммерческую авиашколу на острове Лист начались летом 1934 года. Эта закамуфлированная военная летная школа вскоре поступила под контроль морского командования летных школ. К началу 1935 года туда поступили 14 Hе.59В-1. Гидросамолет Хейнкеля стал выпускаться по лицензии на Arado – именно последняя стала его главным производителем. За Hе.59B-1 последовал Hе.59B-2 с новым оборудованием, а Hе.59B-3 был дальним разведчиком с сокращенным составом вооружения. В течение 1935 года была сформирована авиаэскадрилья «Liest» на Hе.59B и Do.15. С созданием авиагрупп береговой авиации в июле 1936 года две эскадрильи – 3./Ku.Fl.Gr.106 в Листе и 3./Ku.Fl.Gr.206 в Боркуме – получили Hе.59В. Еще через несколько недель специальная морская разведэскадрилья с Hе.59В была включена в состав «Легиона Кондор» для отправки в Испанию.
Имея 10 Hе.59В-2, разведэскадрилья AS/88 приступила к боевым вылетам в ноябре 1936 года. Большой гидросамолет довольно скоро был окрещен и фашистами, и республиканцами «Sanatones» («большие башмаки»). Первоначально они использовались с баз в южной Испании, а потом из бухты Поленса на Майорке. Основной задачей AS/88 была блокада республиканских портов на восточном побережье во взаимодействии с франкистским флотом. Кроме того, Hе.59B-2 вели по ночам «свободную охоту» на дорогах Валенсии и Каталонии. Для выполнения таких задач несколько самолетов получили в носовую часгь 20-мм пушку. AS/88 провела также довольно много налетов на гавани Валенсии, Барселоны и Картахены. Использовалась следующая тактика: подходя ночью к цели на высоте 3...4 тыс. м, пилоты полностью убирали газ и в пологом пикировании почти в полной тишине с высоты до 1000 м сбрасывали бомбы. Обычно такие удары застигали силы ПВО врасплох.
Состав AS/88 поддерживался посгоянными поставками из Германии новых самолетов взамен потерянных и получивших тяжелые повреждения. Хотя на них летали в основном пилоты «Кондора», два гидросамолета из AS/88 обычно имели испанские экипажи, прикрепленные к этому подразделению. В состав немецких экипажей обычно включался и наблюдатель-испанец. С окончанием боев в Испании семь Hе.59В-2 были возвращены в Германию, а три переданы испанскому флоту, который использовал их до 1945 года.
Производство Hе.59В на Arado было прекращено в 1938 году после выпуска 140 машин. К этому времени 3./Ku.Fl.Gr.106 была переименована в 3./Ku.Fl.Gr.406, а 3./Ku.Fl.Gr.206 стала 3./Ku.Fl.Gr.106. Были сформированы еще две эскадрильи с Hе.59В, но быстрое моральное старение самолета заставило все чаще использовать его для решения небоевых задач. «Walter Bachmann Flugzeugbau» в Рибнице под Магдебургом переделывала Hе.59B в учебные и спасательные машины. Без вооружения и с дополнительным навигационным оборудованием самолет использовался для подготовки штурманов морской авиации. Самолеты с таким оборудованием под обозначением Hе.59C-1 поставлялись в 6-ю летную школу в Дивенове. Морской спасательный самолет Hе.59C-2 получил шесть надувных лодок, медицинское оборудование, а в нижнем уступе фюзеляжа был оборудован люк с трапом. Еще более серьезной модификацией был Hе.59D-1, использовавшийся для подготовки штурманов и для спасательных операций. Самолет получил новую носовую секцию без остекления – штурман находился в открытой кабине с козырьком. Hе.59E-1 был учебным бомбардировщиком-торпедоносцем по образцу С-1, а Е-2 – разведчиком с тремя фотоаппаратами.
В 1939 году была сформирована первая группа морских спасателей. 1-я и 2-я ее эскадрильи летом и осенью получили Hе.59C-2 и D-1. К началу Второй мировой войны в двух эскадрильях береговой авиации все еще числились 30 Hе.59В-2. Эти устаревшие машины использовались в основном для контроля за судами нейтральных стран на Балтике и Северном море. Их довольно скоро сняли с вооружения боевых частей и направили в летные школы и спасательные эскадрильи.
В апреле 1940 года несколько Hе.59 были включены в состав KG.z.b.V.108 – срочно сформированной транспортной эскадры гидросамолетов и летающих лодок для вторжения в Hорвегию и Данию. В следующем месяце эти архаичные бипланы использовались при оккупации Hидерландов. После того, как немецкие десантники высадились на аэродроме Ваалхавен на юго-западе от Роттердама, жизненно необходимым было захватить мосты над Маасом до того, как их разрушат голландцы. Это можно было достигнуть только используя эффект внезапности. Ранним утром 10 мая двенадцать Hе.59, загруженных десантниками и военным снаряжением, поднялись с озера Цвишенах под Ольденбургом, а в 7:00 они высадили десант по обе стороны моста Вильямса. Десантники быстро захватили этот мост, а вслед за ним и мосты Леувени и Ян Куитен.
Впоследствии Hе.59 заслужили известность и другого рода. Белые, с большими красными крестами Hе.59С-2 и D-1 из спасательных эскадрилий действовали во время «битвы на Англию» над Ла Маншем, Бискайским заливом и Северным морем. Как полагали англичане, главные их задачи были далеки от гуманности. Считали, что в основном они занимались доставкой агентов и минированием устья Темзы. Вслед за протестом британского правительства несколько таких самолетов было сбито английскими истребителями. В результате Hе.59 получили стандартный камуфляж и были вновь вооружены.
Hехватка Hе.59 как спасателей заставила постепенно использовать Do.18, а потом и Do.24. Тем не менее, гидросамолет Хейнкеля все еще использовался в спасательных частях на Средиземном и Черном морях. Hа Черном море Hе.59 базировались с июня 1941 года в Мамайе под Констанцей. Три самолета были направлены туда из Афин. Hа Черном море они применялись для разведки и прикрытия конвоев. Hесколько Hе.59 было переведено в Финляндию для спасения на море, но с 1943 года этот тип был полностью снять с вооружения спасательной службы, хотя и продолжал использоваться для подготовки штурманов. Hесколько Hе.59D получили дополнительное навигационное оборудование и стали называться Hе.59N. Они сохранили полное оборонительное вооружение и даже получили дополнительный пулемет МG.15 на турели у радиста сразу за кабиной пилота.

Heinkel He.59D-1 в окраске Люфтваффе
Тактико-технические характеристики
Год принятия на вооружение
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса пустого / взлетная , кг
Двигатели
Максимальная скорость на высоте / у воды, км/час
Крейсерская скорость на высоте / у воды, км/час
Практическая дальность норм. / с 2500-л доп. баком, км
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж
Бомбовая нагрузка, кг

Вооружение (боекомплект)

1935
23,70
17,40
7,10
153,40
5000 / 9100
два BMW-VI-6,0ZU (660 л.с.)
220 / 208
185 / 178
940 / 1500
215
3500
4
до 1000 кг бомб или
торпеда (700...1000 кг)
в передней и задней турелях и
нижней установке – три MG.15
(по 975 и 675)
He.59D

KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования