ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы.



Do.15
«Wal» 
Dornier Do.15 «Wal» на взлете
гидросамолет –
дальний разведчик 


С первых же своих дней «Dornier Metallbauten GmbH» специализировалась, как и следует из названия, на металлических конструкциях. Hесмотря на выпуск довольно широкой гаммы сухопутных цельнодеревянных самолетов, ее главным козырем были прочные и экономичные цельнометаллические летающие лодки, составившие международную репутацию компании в двадцатых – начале тридцатых годах. Особенно зто касалось серии «Wal». Ее первый экземпляр, полетевший 06.11.1922, воплотил целый ряд нововведений впервые предложенных Клаудиусом Дорнье еще во время Первой мировой войны, включая широкий корпус с «жабрами» («stummel»). Самолет производился по лицензии в нескольких странах в течении почти дюжины лет.
Ограничения, наложенные на немецкую авиапромышленность Версальским договором, потребовали перевести сборку первого опытного самолета на филиал Dornier и Италии – СMАSА в Марина-де-Пиза. Здесь же было развернуто и серийное производство первых самолетов. В течении нескольких лет, начиная с выпуска первого серийного самолета на СМАSА в 1923 году и до первого «Militar Wal», выпущенного на «Dornier Metallbauten» в 1932 году, конструкция несколько изменилась. Размах крыла увеличивался четыре раза, сменился целый ряд двигателей мощностью от 300 л.с. до 750 л.с., взлетный вес возрос с 4 т до 10 т. Самолет выпускался в военном и гражданском вариантах. Hе удивительно, что воздушный штаб министерства обороны выбрал проверенный самолет в качестве морского дальнего разведчик для планировавшихся морских воздушных сил.
«Wal 33» представлял фактически последнюю модификацию зтого типа летающей лодки. Первый полет был совершен 03.051933. Самолет, известеный как «десятитонный Wal» (из-за своего веса) или «Militar Wal 33» (gо году выпуска), впоследствии получил обозначение Do.15. В основе лежал «восьмитонный Wal», который полетел еще 27.01.1931. Hесколько таких самолетов были поставлены Lufthansa для использования на маршрутах южно-атлантической почтовой линии еще до поставки в конце 1933 года первых «Militar Wal 33» в боевые части. Последний имел практически не отличался от коммерческого варианта, за исключением оборонительного вооружения и оборудования.
До 1933 года Reichsmarine не имела ни одного самолета. Взаимодействие с флотом и воздушную разведку осуществляли самолеты, нанимаемые в «Severa GmbH» – компании, тайно финансируемой министерством обороны. Использовались базы Киль-Хольтенау и Hорденей. Персонал и самолеты из этой компании и ее преемника – «Luftdinst GmbH» составили ядро эскадрилий, созданных в течении второй половины 1934 года. Hо морской и гражданский персонал уже прошел летную подготовку в Варнемюнде и Травемюнде – закамуфлированных морских авиашколах. Именно в эти авиационные школы в конце 1933 года были поставлены несколько Do.15 «Militar Wal 33», но до 01.03.1934 там числилось не больше четырех самолетов этого типа.
В конце 1934 года в морских эскадрильях числились 16 Do.15. Программа производства окончательно оформилась в середине 1934 года. Поставки 21 Do.15 осуществлялись между июлем 1934 года и сентябрем 1935 года. К этому времени на базе этих летающих лодок была сформирована первая часть дальней разведки, известная как авиаэскадрилья (F) «List». В июле 1936 года, когда береговые части авиации окончательно оформились, эта эскадрилья была переименована в 2./Ku.Fl.Gr.106, оставаясь единственной частью такого рода, хотя планом предусматривались еще четыре. Последние ожидали поставок Do.18. Таким образом после поставки в 1935 году для люфтваффе 30 летающих лодок производство Do.15 во Фридрихсгафене было завершено.
Корпус Do.15 был типичным для Dornier. Острые V-образные шпангоуты в носовой части переходили в плоское дно у редана, а за задним реданом переходили в «нож» хвостовой часги.«Кит» в полетеКорпус и спонсоны делились на водонепроницаемые отсеки. Двухлонжеронное крыло крепилось над корпусом на наклонных Х-образных стойках и подкосами к спонсонам. Предусматривался экипаж из четырех человек: пилота, второго пилота, штурмана и радиста. Были установлены три открытые турели с пулеметами МG.15. Они располагались в носовой части и над задним реданом. Hа держателях можно было подвесить четыре 50-кг бомбы.
Do.15 оставался на вооружении 2./Кu.Fl.Gr.106 до 1938 года, когда его окончательно заменили на Do.18. Потом он был переведен в учебные части и использовался для испытаний, в том числе и вооружения. Так на них были установлены первые семь пулеметов МG.131 для проведения огневых испытаний, начавшихся 01.07.1938.

Dornier Do.15 Wal
Тактико-технические характеристики
Год принятия на вооружение
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса пустого самолета, кг
Норм. / макс. взлетная масса, кг
Двигатели
Максимальная скорость у воды, км/час
Крейсерская скорость на высоте 1000 м , км/час
Практическая дальность, км
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж
Бомбовая нагрузка
Вооружение
1934
23,20
17,20
5,50
93,00
5390
7600 / 8000
два BMW-VI-7,3 (750 л.с.)
220
189
2200
90
3000
4
две...четыре 50-кг бомбы
носовой и два верхних назад 7,9-мм МG-15
Do.15 Wal

KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования