Су-5 (И-107)
– экспериментальный истребитель-перехватчик с комбинированной силовой установкой,
состоявшей из поршневого двигателя ВК-107А мощностью 1650 л.с. с четырехлопасным
винтом и установленного позади него мотокомпрессорного ВРДК Холщевникова.
Цель применения этой системы заключалась в том, чтобы получить значительный
прирост сскорости – временный, даже кратковременный – в нужный момент воздушного
боя. Такие опыты с ускорителями проводились в СССР еще до войны, но главным
образом с целью испытания новых тогда реактивных двигателей.
В 1944 году проблема ускорителей
стала актуальной, так как на фронте появились первые немецкие реактивные
самолеты. Законченных турбореактивных двигателей в СССР тогда не было.
Опыты с применением турбокомпрессоров и жидкостнореактивных двигателей
проводились на самолетах Ла-5, Ла-7,Як-9
и других.
Конструкция Су-5
– цельнометаллическая. Это был полноценный истребитель, вооруженный
пушкой НС-23 (100 снарядов) и двумя пулеметами УБС (400 патронов). Бронирование:
передняя часть двигателя, бронеспинка, заголовник и левая рука летчика.
Самолет был выпущен в
апреле 1945 года, и сразу же были начаты испытания, первый этап которых
закончился 15 июля. Скорость при работе ВРДК предполагалась 810 км/час
и потолок – 12 км. Выигрыш в скорости составлял порядка 100 км/час
в течение 3 мин, но без ВРДК была постоянная потеря 30...40 км/час.
Мероприятия эти были лишь
временные, пока применялись поршневые двигатели на истребителях. При последующем
быстром развитии ТРД после войны необходимость в них, естественно, отпала. |