ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы.


Смотрите описание купить автоцветущие семена на нашем сайте.
Ar.196
Arado Ar.196 на музейной стоянке
корабельный разведчик
(патрульный гидросамолет) 


Летом 1936 года после начала испытаний Hе.114 стало ясно, что самолет не годится для замены устаревшего Hе.60 в качестве катапультного гидросамолета. В результате Технический департамент подготовил задание на новый двухместный катапультный гидросамолет. В задании определялось использование двигателя ВМW-132К и применение одно- и двухпоплавкового шасси. Заказ получили Arado и Focke-Wulf осенью 1936 года.
Традиционно считалось, что для создания небольшого поплавкового самолета требовалось использование бипланной компоновки. По такому пути пошел и Курт Танк, выбравший для своего FW.62 схему классического биплана. Конструкторское бюро Arado, не отличавшееся до того времени особой оригинальностью, выбрало для своего проекта Аr.196 схему моноплана. Предварительный анализ проектов привел к тому, что Технический департамент отдал предпочтение последнему самолету, выдав заказ сразу на четыре опытных самолета. Focke-Wulf был заказан только в двух экземплярах в качестве дублера. 
Первые два опытных Аr.196-V1 (заводской № 2589 D-IEQ) и V2 (№ 2590 D-IQI) были закончены к лету 1937 года. Это были двухпоплавковые самолеты планируемой серии А, а третий и четвертый V3 (№ 2591 D-ILRЕ) и V4 (№ 2592 D-ОVМВ) относились к серии В с одним основным и двумя подкрыльевыми стабилизирующими поплавками.
Опытные самолеты были оснащены двигателями ВМW-132Ds мощностью 880 л.с. на взлете с двухлопастным винтом изменяемого шага. а V1 сначала стояли сдвоенные выхлопные патрубки, выведенные под левый борт. Позже они были сокращены по длине и разделены на левый и правый борт. Такой вариант стал стандартным. V2 отличался некоторой переделкой руля направления, получившего роговую компенсацию, и водяных рулей. V3 отличался только поплавками. V4 отличался от последнего переделанными стабилизирующими поплавками с меньшим аэродинамическим сопротивлением и меньшим количеством подкосов. На нем также было установлено неподвижное вооружение для стрельбы вперед, хотя в задании оно не оговаривалось. Самолет получил две крыльевые 20-мм пушки МG.FF с 60 снарядами на ствол и 7,9-мм синхронный пулемет на правом борту фюзеляжа с 500 патронами. Под крыльями можно было подвесить по одной 50-кг бомбе SС.50.
Все четыре самолета испытывались в Травемюнде, где было решено окончательно выбрать тип поплавков. Гидродинамические характеристики поплавков исследовались в августе 1937 года в Геттингенском аэродинамическом институте, но ни эти испытания, ни последующие в Травемюнде не выявили явного предпочтения какой-либо из схем. Особой разницы между двухпоплавковым и однопоплавковым шасси в том, что касалось веса и воздушного сопротивления не было. Схема с центральным поплавком была более предпочтительней при посадке, особенно в неспокойную погоду, передавая нагрузку на конструкцию фюзеляжа, в то время как тряска при посадке на двухпоплавковое шасси передавалась на крылья. Однако, двухпоплавковое шасси вело себя лучше при скоростной рулежке и на взлете. Кроме того, стабилизирующие поплавки имели тенденцию «окунаться», из-за чего самолет на взлете при определенных условиях был неустойчивым.
Так как никакого решения не было принято, Arado получила указание готовить к серии двухпоплавковый вариант и одновременно построить третий опытный самолет серии В для дальнейших испытаний в Травемюнде. Третий самолет серии ВАr.196-V5 (№ 0090 D-IРОВ) был закончен осенью 1938 года. Одновременно Arado провела модернизацию V1 для установления международных рекордов в своем классе. а самолет был установлен новый более мощный двигатель ВМW-132К, трехлопастный винт изменяемого шага, фонарь кабины стал сглаженным и полностью закрытым, были и еще небольшие изменения. Но Рейхсминистерство Авиации предложило Arado прекратить работу по соображениям секретности.

Серийное производство

Контракт на предсерийное производство охватывал выпуск 10 поплавковых Аr.196A-0 с двигателем ВМW-132К  мощностью 960 л.с. на взлете,  970 л.с. на высоте 450 м  и 750 л.с. на высоте 1500 м. Конструкция поплавкового самолета была обычной для фирмы – сварной ферменный фюзеляж из стальных труб и обшивкой из легкого сплава в носовой части и тканевой – в хвостовой. Крыло двухлонжеронное цельнометаллическое. Все подвижные плоскости имели тканевую обшивку. Однореданные поплавки были разделены на семь водонепроницаемых отсеков, в которых находились 300 л топлива, спасательная лодка и аварийный запас провизии. Креплений для запуска с катапульты не было. Вооружение было сокращено до одного подвижного пулемета MG.15 на установке Arado с 525 патронами и подвесок для двух 50-кг авиабомб. Вес пустого самолета и взлетный вес составляли соответственно 2015 кг и 2 927 кг.
Первый Аr.196А-0 сошел со сборочной линии в ноябре 1938 года, а в начале 1939 года предсерийные самолеты проходили активные испытания. По их результатам были внесены лишь незначительные изменения, включавшие некоторое усиление конструкции и перестановку оборудования.
Необходимые модификации были внесены в серийную версию Аr.196А-1, 20 экземпляров которой были заказаны с началом поставок с июня 1939 года. Самолет был усилен и получил крепления для запуска с катапульты. Аr.196А-1 стал заменять Не.60 в течение лета в составе двух эскадрилий кригcмаринe, базировавшихся в Вильгельмcгафен и в Киль-Хольтенау и получившие обозначения «эскадрильи корабельных самолетов» I/196 и V/196. Самолеты этих эскадрилий размещались на кораблях кригсмаринe. Один из первых получил Аr.196A-1 «Admiral Graf Spee», который в середине августа вышел на транспортные коммуникации в Атлантике. Другими кораблями, получившими Аr.196A-1 буквально за несколько недель до начала войны, были «Scharnhorst», «Gneisenau», «Deutschland» (переименованный в феврале 1940 года в «Luetzov»), «Admiral Scheer» и «Prinz Eugen».
С завершением серии из 20 Аr.196А-1 завод в Варнемюнде переключился на новый Аr.196А-2, поставки которого начались с ноября 1939 года. 20 Аr.196А-1 были закончены к концу 1939 года, но из-за плохой погоды заводские испытания прошли только несколько машин. Вес пустого и взлетный вес возрос соответственно с 2045 кг и 2957 кг у Аr.196А-1 до 2076 кг и 3 180 кг у Аr.196А-2, который стал первой серийной моделью с двумя крыльевыми 20-мм пушками и синхронным 7,9 мм пулеметом. Производство самолета в Варнемюнде шло невысоким темпом – в течении 1940 года были выпущены только 98 машин в большинстве своем А-2, но было и несколько А-4, которые стали сходить со сборочной линии с конца 1940 года.
Последний вариант должен был заменить Аr.196А-1 в качестве катапультного самолета на борту кораблей, и нес вооружение аналогичное А-2. Имелись некоторые усиления конструкции. Самолет получил дополнительную радиостанцию FuG.16Z и отличался коком винта, который был ранее только на опытных машинах. Весной 1941 года А-4 был сменен в серии на Аr.196А-3, который имел практически такие же изменения в конструкции. В 1941 году завод в Варнемюнде поставил 97 самолетов, в большинстве своем А-3. Этот вариант стал самым многочисленным. В 1942 году головной компанией были поставлены еще 94 самолета, одновременно производство А-3 началось на заводах SNСА в Сан-азeре. Первый самолет был поставлен оттуда в июле. Всего до конца года выпуск французского завода составил 13 машин. Однако, после завершения еще 10 самолетов до марта 1943 года, завод в Сан-азере вышел из программы производства самолета Arado. В этом году завод в Варнемюнде изготовил 83 машины.
В начале 1943 года на поток был поставлен новый Аr.196А-5, который имел улучшенное радиооборудование (FuG.16Z, FuG.25А, позже замененная на FuG.141), новые приборы и улучшенное оборонительное вооружение из спаренного 7,9-мм пулемета МG.81J с 2000 патронами. Завод Fokker в Амстердаме начал выпуск Аr.196А-5 летом 1943 года, выпустив 11 машин до конца года и еще 58 до августа 1944 года, когда производство было прекращено. Еще 22 Аr.196А-5 были выпущены в Варнемюнде до марта 1944 года. Всего, таким образом, было выпущено 526 машин, исключая 10 А-0 и опытные.
Кроме двухпоплавкового варианта Аr.196А Arado выпустила в 1940...41 годах небольшую серию однопоплавковых Аr.196В-0 для проведения испытаний. Эти самолеты недолго использовались в составе эскадрильи I/196 в Вильгельмcгафенe в 1941 году. В том же году начались проектные работы над Аr.196С. Самолет должен был быть более аэродинамически чистыми иметь более совершенное оборудование и больший вес, чем Аr.196А, что потребовало разработку новых поплавков. Работы над ними были завершены в 1941 году в Институте морского флота в Гамбурге, но вскоре после этого работы над Аr.196С были прекращены. 

Боевое применение

Помимо упомянутых выше эскадрилий корабельных самолетов I/196 и V/196, которые были первыми оснащены Аr.196A, была сформирована 1-я эскадрилья 706-й группы береговой авиации смешанного состава на Аr.196А и Hе.115. 05.05.1940 года два Аr.196A-2 из этой группы, действуя из Ольборга в Дании, успешно провели захват британской подлодки «Seal» в Каттегате. Весной 1941 года Аr.196A-4 запускались с борта «Бисмарка» при попытке отогнать английские «каталины», следовавшие за линкором во время его первого и последнего боевого похода. К середине 1941 года части с Аr.196 стали действовать еще более активно. Эскадрилья V/196 базировалась на французском берегу Бискайского залива со своими Аr.196A и Hе.114A, ведя охоту за британскими Whittley из состава берегового командования. Последние патрулировали на путях выхода немецких подводных лодок в океан. В качестве ответной меры англичанам пришлось применять «бофайтеры».
Эскадрилья корабельных самолетов I/196 оставалась в Вильгельмсгафене до 25.08.1941, когда половина ее состава – 15 самолетов – была переведена в Ставангер (Hорвегия) в состав V воздушного флота. Еще три самолета этой части действовали автономно под обозначением Kette Arado. I/Ku.Fl.Gr.706 была возвращена в Германию из орвегии в августе 1941 года для перевооружения, но два полка дальней разведки получили Аr.196A: II/SAGr-131 действовала в Hорвегии, имея в своем составе и BV.138, а II/SAGr.125 действовала на восточном фронте – на Балтике в составе I воздушного флота. Эскадрилья V/196 позже получила обозначение I/SAGr.128 и использовалась в качестве морских разведчиков в Бискайском заливе и над Ла-Маншем.
Летом 1943 года была сформирована вторая эскадрилья II/SAGr.128. Эскадрилья I/196 оставалась в орвегии до возвращения в Германию в 1944 году и была расширена до полка трехэскадрильного состава. К концу войны в Европе эта часть вновь была сокращена до одной эскадрильи, оставаясь все еще в составе Кригсмарине, как часть «воздушного дивизиона» в Гроссенброде. Сохранив смешанный состав из Аr.196A и BV.138, II/SAGr.131 продолжала действовать с баз в Hорвегии до 1944 года. В начале того же года группа получила еще и штабную эскадрилью на Аr.196. Оба подразделения были расформированы к концу года.
Другая эскадрилья морской разведки с Аr.196A – II/SAGr.125 действовала на Балтике в течении второй половины 1941 года вместе с другими эскадрильями полка на BV.138, пока не была переведена на Черное море в Констанцу. Вскоре после прибытия в Констанцу II/SAGr.125 с Аr.196A-3 была переброшена в Аеджеан. Эскадрилья позже активно использовалась в восточном Средиземноморье. В сентябре 1943 года она была переименована в SAGr.126, действуя в составе полка с баз на Крите. С переименованием в сентябре 1943 года из II/SAGr.125 в IV/SAGr.126, часть представляла собой полк четырехэскадрильного состава из штабной, 1-й, 2-й и 4-й эскадрилий на Аr.196A и 3-й на BV.138. Этот полк действовал в восточном Средиземноморье и на юго-востоке Европы весь 1944 год, пока в начале 1945 года штабная, 1-я и 2-я эскадрильи не были переброшены на северный сектор Восточного фронта в состав VI воздушного флота.
Сравнительно немного Аr.196A было поставлено союзникам Германии. В Румынии они состояли в 101-й и 102-й эскадрильях береговой разведки, действуя с конца 1943 года часто под прикрытием IАR.80 из 46-й истребительной эскадрильи. Аr.196A-3 использовались также в болгарской 161-й эскадрилье в Варне с осени 1942 года до лета 1944 года.

Тактико-технические характеристики Ar.196A-3
Год принятия на вооружение
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса пустого / взлетная , кг
Двигатель
Максимальная скорость на высоте 1000 м, км/час
Крейсерская скорость, км/час
Практическая дальность, км
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж
Боевая нагрузка
Вооружение (боекомплект)
1938
12,40
10,95
4,40
27,4
2337 / 3306
ВМW-132К (960 л.с.)
330
265
795
415
7000
2
две 50 кг бомбы на внешней подвеске
две крыльевые 20-мм МG.FF и
один неподвижный 7,9-мм МG.17 (500),
один 7,9-мм МG.15 (525) на подвижной
установке в задней кабине

взлет с воды Ar.196


KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования