Проектирование XP-56
«Black Bullet» («черная пуля») началось в сентябре 1940 года как попытка
повысить скорость боевой машины за счет использования нетрадиционной аэродинамической
схемы. Согласно первоначальным расчетам, максимальная скорость должна была
составить фантастическую для того времени величину – 800 км/час.
ХР-56 преставлял
собой уникальное сочетание новаторских решений. Это был бесхвостый моноплан
с коротким фюзеляжем, напоминающим по форме пулю, и с расположенным за
кабиной двигателем. Через длинный вал и редуктор двигатель приводил в движение
соосные винты. Для устранения реактивного момента они вращались в противоположных
направлениях. С помощью порохового заряда, расположенного вокруг трансмиссии,
их в экстренной ситуации можно было отстрелить, дабы обезопасить пилота
при покидании самолета на парашюте. Килей было два – сверху и снизу фюзеляжа,
причем нижний имел значительно большую площадь. Кроме своего основного
назначения нижний киль служил также страховочной опорой, предохраняющей
лопасти от поломки при взлете и посадке. Крыло имело умеренную стреловидность:
26° по
передней кромке. Концы крыла для повышения путевой устойчивости были отклонены
вниз, а расположенные там поверхности управления действовали как рули направления.
Средняя секция рулей на крыле выполняла функцию элевонов, внутренняя пара
отклонялась только вниз и служила для уменьшения посадочной скорости. Шасси
– убираемое, редко применяемой в то время трехколесной схемы с носовой
опорой. В передней части исребителя находились две 20-мм пушки и два крупнокалиберных
пулемета. В качестве конструкционного материала самолета впервые в США
был использован магниевый сплав, имеющий более высокую удельную прочность,
чем дюралюминий.
Вначале на ХР-56
планировалось установить новейший американский двигатель Pratt-Whitney
X-1800-AG3, но его не смогли довести до производственной стадии, и самолет
пришлось снабдить более тяжелым двигателем воздушного охлаждения Pratt-Whitney
R-2800-29 мощностью 1675 л.с. Перекомпоновка истребителя под другой
мотор заняля много времени, поэтому машина была готова только в марте 1943
года.
06.09.1943, после завершения
комплекса наземных испытаний, летчик компании Northrop Джон Майерс поднял
истребтель в воздух. Летные испытания проходили над высохшим соляным озером
Мюрок в юго-западной части США, многокилометровая ровная поверхность которого
представляла собой идеальный аэродром. В этот день было сделано два полета
по прямой. Первый, дальностью около 1,5 км, проходил у самой земли,
во втором полете Майерс пролетел 3 км на высоте 10...15 м.
Так как первые пробы самолета
в воздухе свидетельствовали о его недостаточной путевой устойчивости, конструктор
Джек Нортроп увеличил площадь верхнего киля. После этого 8 октября Майерс
вновь испытал ХР-56. Полет прошел успешно, самолет стал более устойчив.
К началу 1944 года компания
Northrop изготовила новый экземпляр истребителя. В качестве дополнительного
средства для поворотов в воздухе на самолете поставили аэродинамические
тормоза необычной конструкции. Они представляли собой расположенные на
концах крыла трубы. Движение педалей приводило в действие клапаны, перекрывающие
внутреннее сечение одной или другой трубы. При этом аэродинамическое сопротивление
возрастало, и самолет разворачивался в нужном направлении.
Испытания ХР-56
№ 2 проводил летчик Гарри Кросби. Весной 1944 года он выполнил десять полетов.
Все они обошлись без проишествий. Однако продольная и путевая устойчивость
ХР-56 были хуже, чем у обычного истребителя. Еще одним недостатком
была невозможность использования посадочных закрылков: при их отклонении
распределение аэродинамических сил на крыле изменялось таким образом, что
самолет затягивало в пикирование. Без закрылков же посадочная скорость
была слишком большой – 214 км/час.
Принимая во внимание перечисленные
недостатки, а также предвидя скорый переход на реактивную авиацию руководство
ВВС США постановило прекратить испытания ХР-56. В декабре 1946 года
самолет отправили на склад неиспользуемых военных самолетов, а позднее
передали в Вашингтонский аэрокосмический музей. В 80-е годы он был передан
компании Northrop для реставрации. |