Экспериментальный самолет
V-173 разрабатывался Чарльзом Циммерманом – американским исследователем
крыльев малого удлинения. Вначале Циммерман подходил к изучению особых
форм крыла только как ученый, но после сообщений об удачных полетах в США
дискообразных самолетов решил попробовать себя как конструктор.
Циммерман задумал построить
аппарат, котрый мог бы взлетать и садиться вертикально, как вертолет, а
летать горизонтально, как самолет. Для вертикального взлета и посадки он
предполагал использовать специальные низкооборотные винты большого диаметра.
Они устанавливались на концах крыла и должны были крутиться в стороны,
противоположные направлению врвщения сходящих с крыла вихрей. Это позволяло
уменьшить индуктивное сопротивление, составляющее основную часть аэродинамического
сопротивления крыла малого удлинения и таким образом повысить аэродинамическое
качество самолета.
Крыло дисковидной формы
имело удлинение 1,3. Сзади из него выступали вбок цельноповоротные элевоны,
имелись также два киля с рулями направления.
В 1937 году, после успешных
опытов с летающей моделью, работы Циммермана поддержала компания Chance-Vought,
занимавшаяся, главным образом, созданием палубных истребителей. Циммерман
проектировал свой аппарат как трехместный пассажирски самолет, своего рода
«летающий автомобиль». Однако руководство компании не заинтересовалось
коммерческим вариантом и предложило учеому построить самолет как прототип
будущего истребителя. циммерману ничего не оставалось как согласиться.
Одноместный экспериментальный
самолет получил обозначение V-173. Он был снабжен двумя двигателями
Continental A-80 мощностью по 80 л.с. Каждый из них вращал «вертолетный»
трехлопастный винт диаметром 5 м.
Первый полет V-173
состоялся 23.11.1942. Его выполнил шеф-пилот компании Бун Гайтон. Полет
продолжался 13 мин и прошел, в целом, успешно, если не считать слишком
большой нагрузки не ручке управления. Этот недостаток устранили, после
чего испытания продолжились.
До марта 1947 года на
V-173 было выполнено 190 полетов с общим временем налета 132 час.
Небольшая мощность двигателей не позволяла «блинчику» Циммермана взлетать
«по-вертолетному», но длина разбега была всего 60 м, а при встречном
ветре 13 м/сек самолет отрывался от земли без разбега. Максимальная
скорость полета составляла 222 км/час, потолок – 1524 м.
Несколько раз из-за неполадок в двигателях происходили аварии, но благодаря
очень малой посадочной скорости самолета обходилось без серьезных поломок.
После испытаний аппарат
передаои в Смитсонианский институт в Вашингтоне. |