Конструктор Шавров в 1939
году спроектировал 6-местную летающую лодку-амфибию для связи между полярными
станциями, ледовой разведки с кораблей и полетов на местных авиалиниях
северных районов страны. В 1940 году самолет был построен и прошел испытания,
после которых его под маркой Ш-7 решили строить серийно на авиазаводе
Главсевморпути.
Конструкция Ш-7
– металлический высокоплан с полотняной обшивкой крыла и оперения, подкрыльными
поплавками и убираемым в борта лодки шасси. Двигатель МГ-31Ф в 330 л.с.
с тянущим винтом над лодкой на стойках. Корпус лодки образован из листов
без выколотки, граница днища и бортов плоские или слабо гнутые. Клепка
чечевичными заклепками на сурике. Вход в кабину летчиков через двери в
бортах лодки, сбрасываемые при аварии, вход в четырех местную пассажирскую
кабину - через круглый люк в палубе за крылом, служившим также и для стрелковой
установки. Крыло двухлонжеронное. Полки лонжеронов – трубы 50ґ46
мм,
в центроплане из стали, на консолях из дюралюмина, с бужами в основании
консолей. Элероны и закрылки щелевые, опускавшиеся: элероны на 50°
и элероны на 15°
вместе с закрылками. Обшивка крыла площадью 23,3 м2 и
оперения – полотняная. Управление тросовое, двойное, штурвал перекидной
в полете. Шасси с ломающейся стойкой, уборка и выпуск его ручные с цепной
передачей. Колеса шасси убирались в углубления в бортах лодки и могли заменяться
лыжами от самолета И-15бис. При посадке
на воду лыжи также подбирались к бортам.
Такая комбинация посадочных
устройств значительно расширяла возможности использования самолета (вес
пустого – 1230 кг, взлетный – 1900 кг). Моторама сварная,
на стойках, все из мягких стальных труб. Два топливных бака в центроплане,
один расходный наверху вместе с масляным. Самолет мог быть поднят на крюке.
Было оборудование для ночных полетов, приемо-передающая станция, морское
оборудование, а в военном варианте – стрелковая установка ТТ-1 на один
пулемет ШКАС с 300 патронами для защиты сзади. Воздушный винт первоначально
был взят деревянный от двигателя самолета «Сталь-2», а потом сменен на
металлический трехлопастный ВФШ от двигателя Wright в 300 л.с. Двигатель
МГ-31Ф работал хорошо, но к нему не было доверия, и позднее он был сменен
на Wright J-6.
Во время испытаний, которые
летом 1940 года проводил летчик Федоренко, самолет с двигателем МГ-31Ф
мощностью 330 л.с. показал скорость 218 км/час, потолок –
3000 м. К сентябрю были закончены его заводские и государственные
испытания по расширенной программе в СНИИ ГВФ. Решено было построить серию
самолетов Ш-7 на ремонтом заводе Глвсевморпути, приняв двигатель
МГ-31Ф и немного увеличив площадь крыла за счет центроплана. В годы войны
Ш-7 использовался в колесном и лыжном вариантах для перевозок срочных
грузов на Волге (Саратов, Сталинград, Астрахань и другие). |