Противолодочная оборона
была слабым местом японского флота в течение всей войны на Тихом океане.
Потери среди транспортных судов были катастрофическими. Дело дошло до того,
что японский флот был направлен в Сингапур, где был вынужден использовать
сырую нефть, так как не было никакой возможности отправить ее на переработку
в Японию.
Впрочем, командование
японского флота не дремало – еще в 1942 году, когда угроза только просматривалась,
а «морские дьяволы» – американские подводники еще действовали «тупым ножом»
– торпедами с негодными взрывателями, флот выдал Watanabe задание 17-Shi
на специализированный трехместный палубный самолет. Требовалась возможность
бомбометания с пикирования и безопасное использование самолета над просторами
океана. Причем самолет требовался быстро.
Инженером Hодзири по этому
заданию был спроектирован двухмоторный самолет, с хорошим обзором вперед
за счет широкой кабины и остекленной носовой части. Весь экипаж был сосредоточен
в носу по образцу немецких бомбардировщиков, что обеспечило хорошее взаимодействие
его членов. Для упрощения производства кромки крыла самолета были выполнены
прямыми. Hа самолете стояли два 9-цилиндровых двигателя воздушного охлаждения
Hitachi GК2С «Amikaze-31» мощностью 610 л.с. с трехлопастным винтом
изменяемого шага. Самолет должен был получить компактную радиолокационную
станцию, но ее неготовность заставила поставить довольно примитивный и
громоздкий локатор «тип 3» и магнитометр в задней части фюзеляжа. Обычно
самолет вооружался одним 7,7-мм пулеметом и двумя 250-кг глубинными бомбами,
но иногда в носовой части ставились одна...две 20-мм пушки «тип 99».
Первый опытный самолет
Q1W1 полетел в сентябре 1943 года. Он отличался хорошей управляемостью
и отвечал всем требованиям задания. Самолет был запущен в серийное производство
весной 1944 года под обозначением «морской патрульный самолет «Tokai» («Восточное
море») модель 11». Hо до конца войны было выпущено только 153 Q1W1,
которые не достигли каких-либо успехов в борьбе с подводными лодками. К
тому же из-за низкой скорости и слабого оборонительного вооружения он легко
становился жертвой авиации союзников.
В небольшом числе был
также выпущен вариант «Tokai» – Q1W2 с деревянной хвостовой частью.
Был выпущен и один цельнодеревянный Q1W1-К «Tokai-Ren» («Восточное
море, учебный») – его планировали использовать для подготовки радиооператоров. |