Весной 1936 года группа
специалистов под руководством профессора Харьковского авиационного института
И.Г.Немана, уже известного своими трудами в области самолетостроения, сконструировала
двухместный разведчик монопланной схемы, названный Р-10 (ХАИ-5).
По своей аэродинамической схеме и конструктивному исполнению самолет ХАИ-5
имел много общего с ХАИ-ВВ и отличался от него в основном меньшими
геометрическими размерами, более мощным двигателем воздушного охлаждения
М-25 и различными местными аэродинамическими и конструктивными улучшениями.
Самолет ХАИ-5 являлся двухместным монопланом с низкорасположенным
крылом, закрытой кабиной летчика, экранированной турелью стрелка и убирающимся
в центроплан с помощью пневматического привода одностоечным шасси с тормозными
колесами. Самолет имел продольную схему компоновки фюзеляжа с большим разносом
масс по длине. Для предотвращения резкого сдвига центра тяжести самолета
назад из-за размещения кабины летчика-наблюдателя (летнаба) в хвостовой
части фюзеляжа на самолете ХАИ-5 использовалось крыло с большой
стреловидностью отъемных частей. Продольная балансировка самолета обеспечивалась
триммерами руля высоты. Конструкция самолета – в основном деревянная, за
исключением хвостового оперения, имевшего металлическую конструкцию, обтянутую
полотном. Крыло самолета оснащалось посадочными щитками Шренка с пневматическим
управлением, применение которых позволило на 15 км/час уменьшить
посадочную скорость самолета и совместно с тормозами колес почти на 100
м сократить длину пробега. Наступательное стрелковое вооружение
самолета состояло из двух несинхронных крыльевых пулеметов ШКАС с боекомплектом
по 450 патронов: На штурмовом варианте предусматривалась установка четырех
таких пулеметов. В кабине летнаба размещался подвижный оборонительный пулемет
ШКАС с боезапасом 600 патронов. Он устанавливался в экранированной турели
МВ-З конструкции Г.М.Можаровского и И.В.Веневидова, вредное сопротивление
которой уменьшалось передним и задним фюзеляжными обтекателями. На самолете
обеспечивались внутренняя подвеска в фюзеляжном бомбоотсеке 300 кг
бомб (шести фугасных авиабомб массой по 50 кг), их поодиночный и
залповый прицельный сброс из кабин летнаба и летчика. Самолет имел аэрофотоаппаратуру
и радиооборудование для двухсторонней радиосвязи. В конце августа 1936
года на государственные испытания поступил опытный многоцелевой самолет
ХАИ-5, предназначенный для использования в качестве разведчика,
штурмовика и легкого бомбардировщика.
По оценке летчиков ХАИ-5 обладал
удовлетворительной устойчивостью по всем трем осям. Его техника пилотирования
ничем не отличалась от техники пилотирования других самолетов разведывательного
типа и все элементы полета, в том числе петли, перевороты через крыло и
штопор, выполнялись довольно легко, без напряжения. Самолет хорошо слушался
рулей, и при использовании триммера на руле высоты нагрузка на ручку управления
была незначительной. Выполнение посадки требовало плавного вывода самолета
из планирования и повышенного внимания летчика на выравнивании. Испытатели
отмечали, что по сравнению с разведчиками Р-5 и Р-Z, состоявшими
на вооружении, самолет ХАИ-5 имел значительные преимущества в горизонтальной
скорости, не уступал им в скороподъемности, обладал лучшим обзором для
членов экипажа и большими углами обстрела. Несмотря на то, что ХАИ-5
почти на 60 км/час уступал в максимальной скорости горизонтального
полета самолету Р-9 с неубирающимся шасси, он был рекомендован к
принятию на вооружение под обозначением Р-10. Это решение и начавшееся
в 1937 года его серийное производство определялись необходимостью срочной
замены устаревших разведчиков и штурмовиков Р-5 и Р-Z более
современным самолетом, хотя и не вполне соответствующим новым требованиям.
Самолет Р-10 состоял на вооружении авиационных частей до начала
Великой Отечественной войны. Его сменили затем более скоростные двухмоторные
самолеты Пе-2 и Пе-3,
а также истребители, применяемые в качестве разведчиков. Для гражданской
авиации строился почтово-грузовой вариант самолета, который эксплуатировался
на воздушных линиях под маркой ПС-5. |