Компания Douglas, заинтересованная
в сохранении лидирующего положения в поставках Авиационному корпусу Армии
США самолетов-наблюдателей (разведчиков), разработала проект высокоплана,
который должен был стать преемником самолетов типа биплан. В январе 1930
года был подписан контракт на два самолета Douglas ХО-31, первый
из которых поднялся в воздух в декабре того же года.
Этот самолет имел крыло
типа «чайка», расположенные тандемно кабины пилота и наблюдателя, тонкий
фюзеляж, в котором был установлен двигатель Curtiss «Conqueror» V-1570-25
V-12 мощностью 600 л.с., и шасси с раздельными основными стойками
и большими обтекателями колес. Крыло сверху было прикреплено канатами к
четырем подкосам-кабанчикам, расположенным над фюзеляжем, а снизу крепилось
проволочными расчалками к нижней части самого фюзеляжа. Цельнометаллический
самолет имел отличные обводы, которые немного портила гофрированная дюралевая
обшивка, покрывавшая фюзеляж позади капота двигателя.
ХО-31 сначала плохо
держал направление, в связи с чем проводились эксперименты с различными
по конфигурации килями и рулями направления, а также с дополнительным вертикальным
оперением.
Вторым построенным самолетом
был YO-31, который отличался двигателем «Conqueror» с редуктором
и увеличенным вертикальным оперением. Четыре самолета YO-31A, поставленные
в первой половине 1932 года, были радикально модифицированы: они имели
эллиптическое крыло, новое хвостовое оперение, фюзеляж с гладкой обшивкой
из металлических листов и фонарь над кабинами экипажа. Хвостовое оперение
часто менялось, а на последнем варианте О-31А было установлено вертикальное
оперение большого размаха с острой законцовкой. Единственный самолет YO-31B
был невооруженным транспортным самолетом для перевозки личного состава,
а один YO-31C имел свободнонесущее шасси с обтекателями и подфюзеляжный
выступ, который позволял наблюдателю более эффективно стоя вести огонь
из пулемета калибра 7,62 мм.
Пять самолетов для эксплуатационных
испытаний Y10-31A были заказаны летом 1931 года, а весной 1933 года
под обозначением Y1О-43 они поступили в Авиационный корпус Армии
США. Аппараты значительно отличались от окончательной конфигурации самолетов
О-31А, у них были укрепленные с помощью тросов крылья типа зонтик
и перепроектированное хвостовое оперение. Они стали использоваться под
обозначением О-43.
Заказ на 23 самолета О-43А
был выполнен в 1934 году, этот вариант отличался от О-43 фюзеляжем
большего сечения, что устранило подфюзеляжный выступ в месте расположения
стрелка, а также увеличенным вертикальным оперением, как у модели О-31А.
Планер № 24 из контракта
на самолеты О-43А был завершен как опытный самолет ХО-46,
который отличался от модели О-43А тем, что имел подкосное крыло
и поэтому обходился без подкосов-кабанчиков и проволочных расчалок, применявшихся
на всех ранних моделях. Кроме того, впервые двигатель воздушного охлаждения
Pratt-Whitney R-1535-7 заменил применявшуюся ранее силовую установку V-12.
Самолет ХО-46 успешно прошел испытания, и заказ на 71 серийную машину
О-46А был впоследствии увеличен до 90 машин, поставленных между
маем 1936 года и апрелем 1937 года. Самолеты О-46А внешне отличались
от моделей ХО-46 тем, что задняя часть фонаря их кабины плавно переходила
в гаргрот.
О-46А продолжали
применяться в эскадрильях наблюдения Авиационного корпуса Армии США до
1940 года. После 1942 года они использовались в качестве учебно-тренировочных. |