Конструкторская группа,
возглавляемая А.И.Микояном и М.И.Гуревичем, в 1939 году усиленно работала
над истребителем для ведения боя на больших высотах. Весной 1940 года самолет
построили, и летчик А.Н.Екатов впервые поднялся на нем в воздух.
Испытания прошли успешно.
Новый истребитель, получивший обозначение МиГ-1, был утвержден для
серийного производства. Назначение самолета определило и его конструкцию.
Истребитель МиГ-1 представлял собой низкоплан смешанной конструкции.
Его фюзеляж в передней части форменный, сварной из стальных хромансилевых
труб с дюралевой обшивкой, хвостовая часть – деревянный монокок, центроплан
– дюралевый. Фонарь – формованный из плесиглаза, без бронестекла; крышка
сдвижная на роликах. Бронеспинка – 9 мм (первоначально 8). Крыло
однолонжеронное, консоли крыла (его площадь 17,44
м2)
– деревянные, оперение – дюралевый каркас, обтянутый полотном. Баки были
выполнены из алюминиевого сплава. Для истребителя был взят высотный двигатель
АМ-35А взлетной мощностью 1350 л.с. и 1200
л.с. на высоте
6000 м, массой 830 кг установлен на мотораме. Вооружение:
один крупнокалиберный пулемет УБС и два пулемета ШКАС (по 750 патронов)
над двигателем, синхронных, по две бомбы ФАБ-50 или ФАБ-100. Было выпущено
100 самолетов МиГ-1.
В
конце 1940 года конструкторы внесли в самолет несколько изменений, повышающих
его боевые качества. Для обеспечения большой дальности полета на самолете
установили дополнительно 250-литровый топливный бак. Двигатель был сдвинут
на 100
мм вперед, что улучшило продольную устойчивость истребителя,
а предкрылки предотвращали срыв машины в штопор на больших углах
атаки. Бортовое вооружение было пополнено шестью направляющими для реактивных
снарядов. Появилась возможность подвешивать под консолями крыла 6 снарядов
РС-82 или две бомбы ФАБ-100. Модернизированный вариант истребителя получил
наименование МиГ-3 и был передан для массового производства с двигателем
АМ-35А мощностью 1350 л.с. Несмотря на значительный взлетный вес
(3350 кг), скорость серийного МиГ-3 у земли несколько превышала
500 км/час, на высоте 7000 м достигала 640 км/час.
Это была тогда наивысшая в мире скорость, достигнутая на серийных самолетах.
В годы Великой Отечественной войны МиГ-3 использовался главным образом
как высотный истребитель-перехватчик. Его основные качества – большой потолок
(12 тыс. м) и скорость на высотах более 5 тыс. м позволяли
нашим летчикам успешно вести бои с вражескими бомбардировщиками и разведчиками.
Недостатком МиГ-1 и МиГ-3 была невозможность установить пушку
через ось редуктора двигателя, вызванная его конструкцией. В течение 1940...41
годов заводы выпустили более 3,3 тыс. самолетов МиГ-3. |