После предварительного
исследования возможности использования в качестве самолетов-камикадзе устаревших
или выработавших свой ресурс машин воздушный штаб посчитал, что их массированное
использование при высадке союзников на Японские острова вряд ли окажется
эффективным. В результате 20.01.1945 армия выдала Nakajima заказ на разработку
специального «одноразового» самолета для пилотов самоубийц. Самолет должен
был быть прост в изготовлении, обслуживании, легко управляться и нести
одну бомбу крупного калибра. В качестве силовой установки предлагалось
выбрать любой двигатель воздушного охлаждения взлетной мощностью 800...1300
л.с.
Скорость требовалась до 340 км/час с выпущенными стойками шасси
и 515 км/час после их уборки или сброса.
Работу по самолету, получившему
обозначение Ki.115A «Tsurugi» («сабля») возглавил Аори Кунихиро
при участии сотрудников исследовательского института в Митаке и компании
«Ohta seisakuso К.К.». Самолет специально для производства на неавиационных
предприятиях был спроектирован максимально простым. Hа планер самолета
можно было ставить любой из целого ряда двигателей с использованием всего
четырех болтов, правда, все серийные самолеты получили двигатель Nakajima
Ha-35 «модель 23». Винт был трехлопастный, фиксированного шага. Пилот располагался
в открытой кабине. Бомбовая нагрузка состояла из одной 800-кг авиабомбы.
Hеубираемые стойки шасси планировалось при боевом вылете сбрасывать.
Первый опытный самолет
полетел в марте 1945 года. Практически сразу начались официальные испытания.
Как и следовало ожидать, спешка до добра не довела – результаты были разочаровывающими.
Самолет, в частности, очень плохо управлялся на рулежке. Использование
шасси с цельносварными стойками без амортизаторов при плохом обзоре вперед
делали взлет на самолете очень сложной задачей. Шасси следовало доработать,
прежде чем отдать самолет в руки малоопытных пилотов-камикадзе. Летные
испытания в основном были закончены в июне 1945 года. Самолет получил амортизаторы
стоек шасси и закрылки, прикрепленные прямо к задней кромке крыла. Был
сделан заказ на изготовление 104 самолетов с установкой на них под крылом
двух твердотопливных ракетных ускорителей для разгона камикадзе на последнем
пикировании. Реально в бою они не использовались, но два самолета в качестве
образцов были переданы на «Showa Hikoki К.К.», где флот планировал строить
подобные машины для себя под обозначением «штурмовик-камикадзе «Tohka»
(«цветок глицинии»). Hа флотский вариант Ki.115 планировалось ставить
различные выработавшие свой ресурс двигатели.
Hа Nakajima также проектировался
вариант Ki.115b с деревянными консолями крыла с закрылками и сдвинутой
вперед кабиной пилота. Его максимальная скорость планировалась до 620 км/час.
До конца войны ни один из них, как и упрощенный вариант Ki.230,
так и не успели изготовить. Всего до августа 1945 года было изготовлено
105 Ki.115, которые союзники обнаружили уже после поражения Японии. |