В конце 1940 года на «К.К.
Watanabe Tekkoso» по заданию японского флота 15-Shi началась работа над
опытным одномоторным учебным самолетом, которым планировалось заменить
«самолет боевой подготовки морской тип 90» (Mitsubishi
К3М). Hесмотря на то, что самолет предназначался для подготовки
всех членов экипажа бомбардировщика, Watanabe выбрала именно одномоторную
компоновку, хотя тогда обычно для таких задач использовались двухмоторные
учебные машины.
Самолет представлял собой
среднеплан с большой высотой фюзеляжа и убираемыми стойками шасси и довольно
сильно напоминал разведчик North American O-47.
При этом пилот и стрелок-радист располагались над крылом, а инструктор,
штурман и бомбардир – в кабине под крылом. Самолет имел цельнометаллическую
конструкцию с тканевой обшивкой по рулевым поверхностям. Двигатель – 9-цилиндровый,
воздушного охлаждения Hitachi ОК2В «Amikaze-21» мощностью 515 л.с.
Первый опытный К11W1
полетел в ноябре 1942 года, и испытания шли довольно быстро, так как особых
проблем не было. Летом 1943 года самолет был принят на вооружение под обозначением
«флотский самолет боевой подготовки «Shiragiku» («белая хризантема») модель
11». В качестве вооружения самолет мог нести две 30-кг бомбы и 7,7-мм пулемет
на подвижной установке в задней части верхней кабины. Позднее для пилотов-камикадзе
под самолет подвешивались 250-кг бомбы.
Hесмотря на то, что самолет
был достаточно распространен – было выпущено 798 машин – союзникам так
до конца войны он на глаза не попался и поэтому не получил кодового обозначения.
Вслед за «Shiragiku» была
выпущена его цельнодеревянная версия – К11W2. Их было выпущено немного
и в основном они использовались в качестве транспортных и противолодочных
самолетов. Последний опыт позволил разработать специализированный противолодочный
Q3W1 «Nankai» («Южное море»). «Nankai» был двухместным самолетом,
внешне отличавшимся от К11W более «квадратным» килем. Впрочем самолет
совершил только один испытательный полет, закончившийся посадкой на брюхо. |