Junkers Flugzeug und Motorenwerke AG

Профессор Юнкерс сейчас считается бесспорным пионером цельнометаллического самолетостроения. Именно под его эгидой строились наиболее передовые с аэродинамической и конструкционной точки зрения самолеты. Юнкерс родился 03.02.1859 и закончил берлинскую высшую техническую школу. К моменту его прихода в авиацию в 1909 году Юнкерс уже продемонстрировал свой конструкторский талант. В 1897 году он стал профессором Аахенской высшей технической школы, а двумя годами позже основал свою собственную фирму в Дессау, производившую газоотопительные котлы, охладители и вентиляторное оборудование. Кроме того Юнкерс запатентовал несколько способов обработки листового металла. В 1910 году Юнкерс получил патент на конструкцию толстого свободнонесущего крыла с металлической обшивкой. Четырьмя годами позже он построил небольшую аэродинамическую трубу в Франкенбурге под Аахеном.
Решив, что отработанная на собственной фабрике технология работы с листовым металлом может быть использована в самолетостроении, Юнкерс построил в 1915 году цельнометаллическое крыло с каркасом из стальных труб и с приваренной точечной сваркой обшивкой из стального листа. После статических испытаний крыла Отто Рейтер и Отто Мадер спроектировали и построили под руководством Юнкерса моноплан J.1. Самолет назвали «Жестяным ослом». Первый полет состоялся 12.12.1915. Hесмотря на большой взлетный вес, самолет оказался самым быстрым во всей немецкой авиации. Успех J.1 привел к созданию его улучшенного варианта – одноместного истребителя J.2. Шесть таких самолетов было построено в 1916 году под обозначением Е.II. Hесмотря на явную перетяжеленность, J.2 с технической точки зрения превоскодил все существовавшие тогда самолеты, а его прочность и очевидная способность выдерживать значительные боевые повреждения позволили министерству авиации заказать штурмовик-биплан той же конструкции. По этим требованиям Рейтер спроектировал J.4, который в отличие от предшественника имел обшивку из гофрированного дюраля сначала на плоскостях, а потом на фюзеляже. Эта конструкция на 15 лет стала торговой маркой конструкторов Junkers.
J.4 полетел 27.01.1917 и был выбран для использования в качестве «пехотного самолета», но Юнкерс, создав революционный по конструкции самолет, совершенно не имел опыта массового производства. В результате инспекция ВВС решила объединить силы Junkers с одним из наиболее опытных авиаконструкторов – Антони Фоккером. 20.10.1917 была образована «Junkers-Fokker Werke AG» с капиталом 6 млн. DM при равных паях Юнкерса и Фоккера. Hесколько ранее, 17 сентября полетел одноместный истребитель-моноплан J.7, а в январе 1918 года его двухместный вариант – J.8. Оба самолета послужили соответственно прототипами J.9 и J.10. К несчастью, темпераменты Юнкерса и Фоккера оказались несовместимыми, успех работ оказался ниже ожидаемого, и Фоккер покинул фирму. В результате к концу боевых действий работа в Дессау практически застопорилась. Всего было выпущено 227 J.4, 41 одноместный истребитель J.9, 43 штурмовика и двухместных истребителя J.10 и три его гидроварианта – J.11.
С окончанием первой мировой войны Юнкерс приказал Рейтеру переключиться на работу по коммерческим самолетам. 24.04.1919 компания в Дессау стала называться «Junkers Flugzeugwerke AG». Два месяца спустя, 25 июня в воздух поднялся один из этапных самолетов мировой гражданской авиации – шестиместный J.13 (позже F.13). В течение 13 лет было выпущено 322 самолета этого типа. В 1921 году завод в Дессау разработал уникальный свободнонесущий моноплан G.1 с размахом крыла 38 м и четыремя 260-сильными двигателями. Вес составлял 9000 кг. Hо наложенные летом того же года ограничения на размеры, мощность и характеоистики самолетов, производимых в Германии, заставили отправить его на слом при 60 % готовности. К концу 1920 года завод в Дессау сократил свой персонал с 710 до 200 чел., но ядро квалифицированных кадров удалось сохранить, хотя работа ограничивалась выпуском неавиационной продукции.
Ситуация несколько улучшилась в 1922 году. До конца года было выпущено около 100 J.13. Одновременно Юнкерс получил возможность выпуска самолета за рубежом. В результате были организованы дочерние фирмы в Швеции – «A-B Fliegindustrie» в Лимхамне-Мальме и в СССР на бывшем автозаводе «Руссо-Балта» в Филях под Москвой. К этому времени Юнкерс решил, что военный бизнес не менее выгоден, чем гражданская авиация. Как следствие, была предусмотрена возможность каждую последующую модель выпускать в двух вариантах - гражданском и военном. Так легкий транспортный самолет А.20 выпуска 1923 года поставлялся из Лимхамна Италии и Турции в варианте тактического разведчика, а в Филях он производился для ВВС РККА под обозначением Ю-20. Двухместный многоцелевой разведчик-парасоль Ю-21 производился с 1924 года специально для поставки Красной Армии. Всего до ликвидации концессии в Филях в марте 1927 года было выпущено 100 машин.
С расширением производства на Junkers в 1923 году была создана «Junkers Motorenbau GmbH», предназначенная для выпуска авиационных двигателей. 13 августа 1924 года была создана авиакомпания «Junkers Luftwerkers AG». До конца года полетели новые самолеты Junkers – G.23 и G.24. Всего в Дессау и в Лимхамне было выпущено 60 и 70 экземпляров каждого типа соответственно. Бомбардировочный вариант последнего выпускался под обозначением К.30. В 1926 году появился увеличенный вариант G.31 вместе с почтовым А.32 и фотографическим А.35. Последние существовали еще в вариантах легкого бомбардировщика и разведчика-истребителя К.53. В том же году были выпущены легкие транспортные W.33 и W.34 (последний имел бомбардировочный вариант – К.43). Если W.33 был выпущен в 199 экземплярах, то W.34 и К.43 в не менее чем 1791 экземпляре.
Боевой вариант двухмоторного K.36 – бомбардировщик К.37 в 1927 году был принят на вооружение в Японии, где Mitsubishi построила 174 самолета этого типа под обозначением Ki.2 «армейский тип 93, легкий бомбардировщик». Япония также закупила боевой вариант одного из наиболее выдающихся транспортных самолетов G.38, полетевшего 06.11.1929. В Дессау было построено только два G.38, зато японцы выпустили на Mitsubishi шесть К.51 под обозначением Ki.20 «тип 92, тяжелый бомбардировщик».
Тем временем Карл Плаутх спроектировал и построил в 1928 году весьма перспективный двухместный истребитель К.47. Hебольшое их число заказал Китай. Выпускался и его гражданский вариант А.48. Плаутх погиб в авиакатастрофе 01.11.1927 года. Его сменил Эрнст Циндель, спроектировавший один из самых известных самолетов своего времени – Ju.52, трехмоторный вариант которого полетел в апреле 1931 года и вскоре завоевал международное признание. К этому времени компанию Junkers охватил финансовый кризис. Для спасения репутации немецкой авиапромышленности компанию пыталось поддержать министерство транспорта. Hо кризис разрастался, и в 1933 году концерн Junkers был национализирован. Генеральным директором стал Генрих Коппенберг. Двумя годами спустя, 03.02.1935  профессор Юнкерс умер в Гаутинге.
К 1936 году, когда до того отдельные самолето- и моторостроительное предприятия были объединены в «Junkers Flugzeug und Motorenwerke AG» с капиталом 130 млн. DM. Бывшее предприятие Юнкерса стало одним из крупнейших в мире производителем самолетов. К концу 1938 года были основаны заводы со смежными производствами в Ашерслебене, Гальбертштадте, Бернбурге и Кетхене. Были основаны заводы а Леопольдшалле, Лейпциг-Моккау, Гандау, Шенебекке, Фрицларе, Магдебурге, Мерсебурге, Бреслау и Арнимсвальде. Комплекс Junkers стал образцом для немецкой авиапромышленности. Головная компания осуществляла жесткий контроль над проектированием, производством, технологией и последовательностью операций.
В конце 30-х годов и в течение Второй мировой войны почти все немецкие авиафирмы выпускали в большей или меньшей степени самолеты, спроектированные на Junkers. К концу войны комплекс Junkers объединял 140 тыс. работающих, из которых 49 тыс. были заняты на сборке самолетов.


KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования