Профессор Юнкерс сейчас
считается бесспорным пионером цельнометаллического самолетостроения. Именно
под его эгидой строились наиболее передовые с аэродинамической и конструкционной
точки зрения самолеты. Юнкерс родился 03.02.1859 и закончил берлинскую
высшую техническую школу. К моменту его прихода в авиацию в 1909 году Юнкерс
уже продемонстрировал свой конструкторский талант. В 1897 году он стал
профессором Аахенской высшей технической школы, а двумя годами позже основал
свою собственную фирму в Дессау, производившую газоотопительные котлы,
охладители и вентиляторное оборудование. Кроме того Юнкерс запатентовал
несколько способов обработки листового металла. В 1910 году Юнкерс получил
патент на конструкцию толстого свободнонесущего крыла с металлической обшивкой.
Четырьмя годами позже он построил небольшую аэродинамическую трубу в Франкенбурге
под Аахеном.
Решив, что отработанная
на собственной фабрике технология работы с листовым металлом может быть
использована в самолетостроении, Юнкерс построил в 1915 году цельнометаллическое
крыло с каркасом из стальных труб и с приваренной точечной сваркой обшивкой
из стального листа. После статических испытаний крыла Отто Рейтер и Отто
Мадер спроектировали и построили под руководством Юнкерса моноплан J.1.
Самолет назвали «Жестяным ослом». Первый полет состоялся 12.12.1915. Hесмотря
на большой взлетный вес, самолет оказался самым быстрым во всей немецкой
авиации. Успех J.1 привел к созданию его улучшенного варианта –
одноместного истребителя J.2. Шесть таких самолетов было построено
в 1916 году под обозначением Е.II. Hесмотря на явную перетяжеленность,
J.2 с технической точки зрения превоскодил все существовавшие тогда
самолеты, а его прочность и очевидная способность выдерживать значительные
боевые повреждения позволили министерству авиации заказать штурмовик-биплан
той же конструкции. По этим требованиям Рейтер спроектировал J.4,
который в отличие от предшественника имел обшивку из гофрированного дюраля
сначала на плоскостях, а потом на фюзеляже. Эта конструкция на 15 лет стала
торговой маркой конструкторов Junkers.
J.4 полетел 27.01.1917
и был выбран для использования в качестве «пехотного самолета», но Юнкерс,
создав революционный по конструкции самолет, совершенно не имел опыта массового
производства. В результате инспекция ВВС решила объединить силы Junkers
с одним из наиболее опытных авиаконструкторов – Антони Фоккером. 20.10.1917
была образована «Junkers-Fokker Werke AG» с капиталом 6 млн. DM при равных
паях Юнкерса и Фоккера. Hесколько ранее, 17 сентября полетел одноместный
истребитель-моноплан J.7, а в январе 1918 года его двухместный вариант
– J.8. Оба самолета послужили соответственно прототипами J.9
и J.10. К несчастью, темпераменты Юнкерса и Фоккера оказались несовместимыми,
успех работ оказался ниже ожидаемого, и Фоккер покинул фирму. В результате
к концу боевых действий работа в Дессау практически застопорилась. Всего
было выпущено 227 J.4, 41 одноместный истребитель J.9, 43
штурмовика и двухместных истребителя J.10 и три его гидроварианта
– J.11.
С окончанием первой мировой
войны Юнкерс приказал Рейтеру переключиться на работу по коммерческим самолетам.
24.04.1919 компания в Дессау стала называться «Junkers Flugzeugwerke AG».
Два месяца спустя, 25 июня в воздух поднялся один из этапных самолетов
мировой гражданской авиации – шестиместный J.13 (позже F.13).
В течение 13 лет было выпущено 322 самолета этого типа. В 1921 году завод
в Дессау разработал уникальный свободнонесущий моноплан G.1 с размахом
крыла 38 м и четыремя 260-сильными двигателями. Вес составлял 9000
кг. Hо наложенные летом того же года ограничения на размеры, мощность
и характеоистики самолетов, производимых в Германии, заставили отправить
его на слом при 60 % готовности. К концу 1920 года завод в Дессау сократил
свой персонал с 710 до 200 чел., но ядро квалифицированных кадров
удалось сохранить, хотя работа ограничивалась выпуском неавиационной продукции.
Ситуация несколько улучшилась
в 1922 году. До конца года было выпущено около 100 J.13. Одновременно
Юнкерс получил возможность выпуска самолета за рубежом. В результате были
организованы дочерние фирмы в Швеции – «A-B Fliegindustrie» в Лимхамне-Мальме
и в СССР на бывшем автозаводе «Руссо-Балта» в Филях под Москвой. К этому
времени Юнкерс решил, что военный бизнес не менее выгоден, чем гражданская
авиация. Как следствие, была предусмотрена возможность каждую последующую
модель выпускать в двух вариантах - гражданском и военном. Так легкий транспортный
самолет А.20 выпуска 1923 года поставлялся из Лимхамна Италии и
Турции в варианте тактического разведчика, а в Филях он производился для
ВВС РККА под обозначением Ю-20. Двухместный многоцелевой разведчик-парасоль
Ю-21 производился с 1924 года специально для поставки Красной Армии.
Всего до ликвидации концессии в Филях в марте 1927 года было выпущено 100
машин.
С расширением производства
на Junkers в 1923 году была создана «Junkers Motorenbau GmbH», предназначенная
для выпуска авиационных двигателей. 13 августа 1924 года была создана авиакомпания
«Junkers Luftwerkers AG». До конца года полетели новые самолеты Junkers
– G.23 и G.24. Всего в Дессау и в Лимхамне было выпущено
60 и 70 экземпляров каждого типа соответственно. Бомбардировочный вариант
последнего выпускался под обозначением К.30. В 1926 году появился
увеличенный вариант G.31 вместе с почтовым А.32 и фотографическим
А.35. Последние существовали еще в вариантах легкого бомбардировщика
и разведчика-истребителя К.53. В том же году были выпущены легкие
транспортные W.33 и W.34 (последний имел бомбардировочный
вариант – К.43). Если W.33 был выпущен в 199 экземплярах,
то W.34 и К.43 в не менее чем 1791 экземпляре.
Боевой вариант двухмоторного
K.36 – бомбардировщик К.37 в 1927 году был принят на вооружение
в Японии, где Mitsubishi построила 174 самолета этого типа под обозначением
Ki.2 «армейский тип 93, легкий бомбардировщик». Япония также закупила
боевой вариант одного из наиболее выдающихся транспортных самолетов G.38,
полетевшего 06.11.1929. В Дессау было построено только два G.38,
зато японцы выпустили на Mitsubishi шесть К.51 под обозначением
Ki.20 «тип 92, тяжелый бомбардировщик».
Тем временем Карл Плаутх
спроектировал и построил в 1928 году весьма перспективный двухместный истребитель
К.47. Hебольшое их число заказал Китай. Выпускался и его гражданский
вариант А.48. Плаутх погиб в авиакатастрофе 01.11.1927 года. Его
сменил Эрнст Циндель, спроектировавший один из самых известных самолетов
своего времени – Ju.52, трехмоторный вариант которого полетел в
апреле 1931 года и вскоре завоевал международное признание. К этому времени
компанию Junkers охватил финансовый кризис. Для спасения репутации немецкой
авиапромышленности компанию пыталось поддержать министерство транспорта.
Hо кризис разрастался, и в 1933 году концерн Junkers был национализирован.
Генеральным директором стал Генрих Коппенберг. Двумя годами спустя, 03.02.1935
профессор Юнкерс умер в Гаутинге.
К 1936 году, когда до
того отдельные самолето- и моторостроительное предприятия были объединены
в «Junkers Flugzeug und Motorenwerke AG» с капиталом 130 млн. DM. Бывшее
предприятие Юнкерса стало одним из крупнейших в мире производителем самолетов.
К концу 1938 года были основаны заводы со смежными производствами в Ашерслебене,
Гальбертштадте, Бернбурге и Кетхене. Были основаны заводы а Леопольдшалле,
Лейпциг-Моккау, Гандау, Шенебекке, Фрицларе, Магдебурге, Мерсебурге, Бреслау
и Арнимсвальде. Комплекс Junkers стал образцом для немецкой авиапромышленности.
Головная компания осуществляла жесткий контроль над проектированием, производством,
технологией и последовательностью операций.
В конце 30-х годов и в
течение Второй мировой войны почти все немецкие авиафирмы выпускали в большей
или меньшей степени самолеты, спроектированные на Junkers. К концу войны
комплекс Junkers объединял 140 тыс. работающих, из которых 49 тыс. были
заняты на сборке самолетов. |