Истребитель Kyushu J7W1
«Shinden» («яркая молния») оказался единственным проектом боевого самолета
конфигурации «утка», производство которого планировали во время второй
мировой войны, и ставшим наиболее необычным самолетом, построенным в Японии.
Идея такой «сумасшедшей»
компоновки принадлежала капитану технического штаба японского флота Масаоки
Цуруно. При этом с самого начала подразумевалась замена в дальнейшем поршневого
двигателя с толкающим винтом на турбореактивный. Вскоре после начала работ
по самолету 1-й морской авиационно-технический арсенал получил задание
спроектировать опытный планер такой же схемы МХY6 для оценки его
управляемости. Всего для флота на «Chigasaki seiso К.К.» были изготовлены
три планера МХY6 цельнодеревянной конструкции с крылом умеренной
стреловидности и дополнительными вертикальными поверхностями на середине
крыла за элеронами. Летные испытания планеров начались в августе 1943 года.
Позже один из планеров получил небольшой четырехцилиндровый двигатель воздушного
охлаждения «Semi-11» мощностью 22 л.с. Так как возможность использования
схемы «утка» была доказана, флот выдал Kyushu заказ на «истребитель-перехватчик
тип «Ohtsu» в рамках программы 18-Shi. Компания не имела
опыта в проектировании скоростных самолетов, но зато имела относительно
свободный от загрузки штат конструкторов и незанятые мощности. Тем не менее
флот решил передать в помощь фирме часть сотрудников 1-го арсенала во главе
с капитаном Цуруно.
Работа над J7W1
началась в июне 1944 года. Первый опытный самолет был готов через десять
месяцев. В его носовой части была установлена батарея из четырех 30-мм
пушек «тип 5». Самолет также отличался трехстоечной схемой шасси
с носовым колесом. Кроме того на вертикальных плоскостях на крыле были
дополнительные опоры с убираемыми колесами. Пилот сидел перед крылом. Двигатель
был выбран 18-цилиндровый воздушного охлаждения Mitsubishi МК90 (Hа-43)
мощностью 2130 л.с., который располагался за кабиной пилота и приводил
во вращение толкающий шестилопастный винт через удлиненный вал. Воздух
для охлаждения двигателя поступал через два узких воздухозаборника, расположенных
по бокам фюзеляжа.
Hастоятельная необходимость
в эффективном перехватчике заставила флот заказать серийное производство
нового самолета даже до первого полета опытного J7W1, причем сразу
на заводах Kyusyu и Nakajima. Hо в тех условиях постоянных бомбежек, в
которых тогда работала японская промышленность, план производства 150 «Shinden»
в месяц был слишком оптимистичным – удалось изготовить только один опытный
самолет.
С самого начала его испытаний
возникли трудности с охлаждением двигателя на земле, что вместе с непоставками
необходимого оборудования задержало первый полет J7W1 до 03.08.1945,
когда его поднял в воздух капитан Цуруно. Всего до капитуляции Японии в
трех полетах было налетано 45 мин. Hо даже в них возникли проблемы
из-за сильного реактивного момента винта и вибрации длинного вала двигателя.
Готовый второй опытный самолет до конца войны облетать не успели, и позже
его направили в Штаты. Реактивный вариант самолета J7W2 планировалось
оснастить двигателем Ме-130 тягой 900 кгс. |