В конце 1944 года авиационные
части начали получать новый самолет-штурмовик Ил-10, являвшийся
прямым развитием знаменитого Ил-2. Как и
его «старший брат», штурмовик Ил-10 представлял собой бронированный
моноплан металлической конструкции.
Для нового самолета конструктор
избрал более скоростной профиль крыла, площадь которого стала 30 м2. Оно
было уменьшено по площади на 22 %, а по размаху на 8 % относительно крыла
Ил-2. Ил-10 имел еще более мощное, чем Ил-2, вооружение.
Учитывая опыт боев, конструкторы поставили на самолет четыре пушки, вначале
калибра 20 мм, потом – 23 мм. Кроме того, Ил-10 брал
под крыло восемь реактивных снарядов PC-82, а в бомбоотсеках центроплана
и на внешней подвеске мог нести до 600 кг бомб различного калибра.
При весе пустого самолета в 4680 кг его максимальный взлетный вес
доходил до 6500 кг. Шасси на Ил-10 убиралось по потоку назад,
затем поворачивалось и полностью помещалось в крыло, гондол для шасси уже
не было и крыло стало почти чистым. Хвостовое колесо убиралось в фюзеляж.
Благодаря этим и некоторым другим улучшениям аэродинамики максимальная
скорость Ил-10 с мотором АМ-42 мощностью 1750/2000 л.с. достигала
у земли 507 км/час, а на высоте 2800 м Ил-10 развивал скорость
до 550 км/час. Эту высоту он набирал менее чем за 5 мин.
Опытный экземпляр был
выпущен в апреле 1944 года и к 9 июня прошел испытания (летчик Долгов).
23 августа было решено запустить его в серийное производство, в октябре
самолеты стали поступать в части. В первые послевоенные годы вся штурмовая
авиация нашей страны была оснащена самолетами Ил-10. Помимо основного
варианта, конструкторы создали: улучшенный тип Ил-10М (строился
в серии в 1953...54 годах) с еще более мощным вооружением, несколько большей
массой, но с лучшей устойчивостью и управляемостью. Применялся до 60-х
годов и учебно-тренировочный УИл-10 (Ил-10У). |