Почти одновременно с И-14,
над которым работала в ОКБ А.Н.Туполева бригада П.О.Сухого, конструкторский
коллектив, возглавляемый Н.Н.Поликарповым, передал на испытания новый маневренный
истребитель И-15, смешанной конструкции. Схема И-15 – расчалочный
одностоечный полутораплан. Колеса неубираемого шасси закрыты обтекателями.
Каркас фюзеляжа – ферменный, сварной из стальных труб. Каркас крыльев –
деревянный, оперения – дюралевый. Обшивка везде полотняная. Вооружение
– первоначально два, а затем четыре пулемета ШКАС. Изогнутое верхнее
крыло типа «чайка» уменьшало общее аэродинамическое сопротивление самолета
и улучшало обзор из кабины. Площадь верхнего крыла – 14 м2,
нижнего – 7,9 м2. Вес пустого самолета – 960 кг,
взлетный – 1369 кг. Самолет был принят к серийному производству
и строился несколько лет первоначально с двигателем М-22 (480 л.с.),
затем с М-25 (630/715 л.с.) Истребитель И-15 в те годы не
имел себе равных по маневренности на горизонталях. Вираж на нем выполнялся
за 8 секунд. Летчики очень любили этот самолет за его устойчивость на всех
режимах полета, простоту пилотирования и хорошие взлетно-посадочные качества.
Скорость у земли – 315 км/час, на высоте 3000 м – 367 км/час,
потолок – 9800 м. На несколько облегченном И-15 летчик В.К.Коккинаки
21 ноября 1935 года установил мировой рекорд подъема на высоту без груза
– 14675 м. Первую боевую проверку И-15 прошли в небе Испании.
Активное участие принимали подразделения, вооруженные самолетами И-15,
в разгроме японских захватчиков в районе реки Халхин-Гол. Небольшое количество
И-15
использовалось в боях с белофиннами и в качестве штурмовиков в первые месяцы
Великой Отечественной войны. |