Hесмотря на политику поддержки
включения предприятий тяжелой промышленности в субконтрактные работы по
выпуску авиационной техники и ускорения таким образом развития авиаиндустрии,
только что созданный воздушный комиссариат Геринга по некоторым необъяснимым
причинам выступил сначала против создания на «Henschel und Sohn GmbH» в
Касселе авиационного производства. Hесмотря на ссылки руководителя Henschel
на объявленные министерством обороны программы развития авиации, их проинформировали,
что новое производство не получит никаких заказов.
Возможно, что столь высокомерное
отношение к инициативе Хеншеля было результатом досады министерства авиации
на эту компанию, которая незадолго до того прервала переговоры по приобретению
обанкротившегося Junkers, заставив тем самым национализировать последнюю,
а потом начала создавать свое собственное авиационное производство. Впрочем,
каковы бы не были эти причины, негативное отношение быстро исчезло, как
только стало известно, какие средства совет директоров Henschel собирается
вложить в новое производство.
«Henschel und Sohn» была
основана в 1848 году и в течение второй половины XIX века стала одним из
крупнейших производителей локомотивов. В первой четверти XX века фирма
расширила номенклатуру, выпуская запчасти для автомобилей, автобусы и тяжелые
грузовики. Создание авиационного отдела было продолжением политики компании
по расширению спектра выпускаемой транспортной техники. Первой попыткой
были переговоры 1931 года о покупке «Junkers Flugzeugwerke AG», которая
из-за недостаточного финансирования была на грани краха. Переговоры между
Хеншелем и Юнкерсом продвигались плохо и совсем прервались в феврале 1932
года по решению Оскара Хеншеля, который приказал Вальтеру Хормелю готовить
собственное производство.
Совет директоров Henschel
официально одобрил это решение только 15.02.1933, а через полтора месяца
30 марта на свет появилась Henschel Flugzeugwerke GmbH. Главным инженером
был назначен Эрих Кох, а главным конструктором стал Фридрих Hиколаус из
«Helmut Hirth Versuchsbau GmbH». В июле для временного размещения было
арендовано производство «Ambi-Budd Wagon und Apparatenbau AG» под Берлином.
К этому времени фирма была преобразована из компании с ограниченной ответственностью
в товарищество. Работы реально начались 02.09.1933, когда в компании было
только 69 занятых.
Подобно всем другим новичкам
в авиапромышленности, «Henschel Flugzeugwerke» в первую очередь могла рассчитывать
на лицензионное производство самолетов известных авиафирм, но для крупного
лицензионного производства требовался большой современный завод. Так как
завод под Берлином в Йохаништале расширить сразу не представлялось возможным,
стали подыскивать новое место. Выбор пал на Шенефельд под Берлином. 15.10.1934
здесь заложили новый завод. Он был готов через 14 месяцев – 22.12.1935
и сразу приступил к началу лицензионного производства Ju.86D.
Тем временем люфтваффе
заказали производство пикирующего бомбардировщика Hs.123 – первой
успешной разработки фирмы. Его поставки начались летом 1936 года. К этому
времени Henschel решила, что более выгодным будет производство авиадвигателей.
Соответственно
в августе 1936 года в Касселе была создана «Henschel Flugzeugmotoren GmbH».
Завод выпускал по лицензии двигатели Daimler-Benz. Это отделение концерна
внесло в последующие восемь лет заметный вклад в выпуск немецких авиационных
двигателей. К заводу в Касселе присоединились производства в Херсфельде,
Мельзунге, Вальдеке, Веге и Ремсфельде, которые вместе до конца 1944 года
выпустили 14 тыс. двигателей DB-601 и DB-605.
Вслед за Ju.86D
по лицензии выпускался Do.17. Производство Hs.123 было прекращено
осенью 1938 года. К этому времени заводы в Шенефельде и Йохаништале приступили
к производству разведчика Hs.126. Параллельно с производственными
площадями расширялся и конструкторский отдел. В течение 1938 года вместе
с Hемецким исследовательским авиационным институтом (DFL) начались работы
над герметичными кабинами, а потом под руководством Герберта Вагнера и
над ракетами. Эти работы Henschel привели к созданию ряда довольно удачных
образцов, включая управляемую ракету Hs.293 и ее варианты Hs.294,
Hs.295 и Hs.296. Hs.297 и Hs.117 «Schmetterling» были
зенитными ракетами, а Hs.298 – ракетой «воздух-воздух».
С завершением в 1938 году
выпуска Do.17 производство в Шенефельде было переключено на Ju.88
– более удачного конкурента «Schnellbomber» самого Hиколауса – Hs.127.
С середины 1939 года до конца войны завод в Шенефельде выпускал в основном
самолеты Junkers. Henschel поставила более 2500 самолетов Ju.88,
больше, чем любой другой производитель этого типа, за исключением головной
фирмы. Все это было чистой случайностью и отражало то, какие колебания
испытывала авиаиндустрия «третьего рейха».
В 1940 году Рейхсминистерство
Авиации распорядилось готовить на заводе в Шенефельде вместо Ju.88
производство штурмовика Hs.129. Работы над этим небольшим самолетом
начались в 1937 году, но в конце 1940 года люфтваффе отказалось принимать
его на вооружение. В результате, программа производства была остановлена,
когда была готова уже половина необходимого оборудования и оснастки. Заводу
в Шенефельде было приказано готовиться к производству Ju.188, и
когда оборудование было полностью подготовлено, заказ вновь был отменен.
Теперь было решено готовить производство Ме.410 темпом в 400 самолетов
в месяц. Было подготовлено 80 % оснастки, но, несмотря на огромные затраты,
планы вновь переменились. Все оборудование пошло на слом, а к производству
стали готовить Ju.388K, но уже после затраты примерно 400 тыс. чел.-час
последовало решение прекратить выпуск бомбардировщиков вообще. С октября
1944 года завод Henschel в Шенефельде выпускал крылья для ночного истребителя
Ju.88.
Во время всех этих передряг
заводы Henschel в Шенефельде и Йохаништале, тем не менее, поддерживали
месячный выпуск Ju.88 в 31 самолет в течение 1941 года, 56 – в 1942
году, 70 – в 1943 году и 56 – в первых трех кварталах 1944 года. Кроме
того, с декабря 1941 года по сентябрь 1944 года Henschel поставила 859
Hs.129.
Хотя Hs.129 и не
довелось сделать крупную карьеру в боевых частях люфтваффе, этот тип самолета
отнюдь не отражал напряжение работы конструкторов Henshel под руководством
Hиколауса. Помимо высотного разведчика-бомбардировщика Hs.130 – результата
начатых еще в 1938 году работ по гермокабинам, конструкторы Henschel подготовили
еще целый ряд проектов от довольно обычных двухдвигательных транспортных
самолетов Р.54 и Р.72 до таких экзотичных боевых самолетов,
как одноместный перехватчик Р.75
с мотором DB-610, двухместный бомбардировщик Р.87,
выполненный по схеме «утка», реактивный бомбардировщик Р.122
под два ВМW-018 и перехватчик Р.135
с одним HеS-011. Практически был воплощен в металл проект одного из самых
оригинальных самолетов второй мировой войны – пикирующего бомбардировщика
Hs.132 с лежачим
расположением пилота и турбореактивным двигателем на «спине». Приближение
Красной Армии положило конец этим работам. |