Henschel Flugzeugwerke AG

Hесмотря на политику поддержки включения предприятий тяжелой промышленности в субконтрактные работы по выпуску авиационной техники и ускорения таким образом развития авиаиндустрии, только что созданный воздушный комиссариат Геринга по некоторым необъяснимым причинам выступил сначала против создания на «Henschel und Sohn GmbH» в Касселе авиационного производства. Hесмотря на ссылки руководителя Henschel на объявленные министерством обороны программы развития авиации, их проинформировали, что новое производство не получит никаких заказов.
Возможно, что столь высокомерное отношение к инициативе Хеншеля было результатом досады министерства авиации на эту компанию, которая незадолго до того прервала переговоры по приобретению обанкротившегося Junkers, заставив тем самым национализировать последнюю, а потом начала создавать свое собственное авиационное производство. Впрочем, каковы бы не были эти причины, негативное отношение быстро исчезло, как только стало известно, какие средства совет директоров Henschel собирается вложить в новое производство.
«Henschel und Sohn» была основана в 1848 году и в течение второй половины XIX века стала одним из крупнейших производителей локомотивов. В первой четверти XX века фирма расширила номенклатуру, выпуская запчасти для автомобилей, автобусы и тяжелые грузовики. Создание авиационного отдела было продолжением политики компании по расширению спектра выпускаемой транспортной техники. Первой попыткой были переговоры 1931 года о покупке «Junkers Flugzeugwerke AG», которая из-за недостаточного финансирования была на грани краха. Переговоры между Хеншелем и Юнкерсом продвигались плохо и совсем прервались в феврале 1932 года по решению Оскара Хеншеля, который приказал Вальтеру Хормелю готовить собственное производство.
Совет директоров Henschel официально одобрил это решение только 15.02.1933, а через полтора месяца 30 марта на свет появилась Henschel Flugzeugwerke GmbH. Главным инженером был назначен Эрих Кох, а главным конструктором стал Фридрих Hиколаус из «Helmut Hirth Versuchsbau GmbH». В июле для временного размещения было арендовано производство «Ambi-Budd Wagon und Apparatenbau AG» под Берлином. К этому времени фирма была преобразована из компании с ограниченной ответственностью в товарищество. Работы реально начались 02.09.1933, когда в компании было только 69 занятых.
Подобно всем другим новичкам в авиапромышленности, «Henschel Flugzeugwerke» в первую очередь могла рассчитывать на лицензионное производство самолетов известных авиафирм, но для крупного лицензионного производства требовался большой современный завод. Так как завод под Берлином в Йохаништале расширить сразу не представлялось возможным, стали подыскивать новое место. Выбор пал на Шенефельд под Берлином. 15.10.1934 здесь заложили новый завод. Он был готов через 14 месяцев – 22.12.1935 и сразу приступил к началу лицензионного производства Ju.86D.
Тем временем люфтваффе заказали производство пикирующего бомбардировщика Hs.123 – первой успешной разработки фирмы. Его поставки начались летом 1936 года. К этому времени Henschel решила, что более выгодным будет производство авиадвигателей. Соответственно в августе 1936 года в Касселе была создана «Henschel Flugzeugmotoren GmbH». Завод выпускал по лицензии двигатели Daimler-Benz. Это отделение концерна внесло в последующие восемь лет заметный вклад в выпуск немецких авиационных двигателей. К заводу в Касселе присоединились производства в Херсфельде, Мельзунге, Вальдеке, Веге и Ремсфельде, которые вместе до конца 1944 года выпустили 14 тыс. двигателей DB-601 и DB-605.
Вслед за Ju.86D по лицензии выпускался Do.17. Производство Hs.123 было прекращено осенью 1938 года. К этому времени заводы в Шенефельде и Йохаништале приступили к производству разведчика Hs.126. Параллельно с производственными площадями расширялся и конструкторский отдел. В течение 1938 года вместе с Hемецким исследовательским авиационным институтом (DFL) начались работы над герметичными кабинами, а потом под руководством Герберта Вагнера и над ракетами. Эти работы Henschel привели к созданию ряда довольно удачных образцов, включая управляемую ракету Hs.293 и ее варианты Hs.294, Hs.295 и Hs.296. Hs.297 и Hs.117 «Schmetterling» были зенитными ракетами, а Hs.298 – ракетой «воздух-воздух».
С завершением в 1938 году выпуска Do.17 производство в Шенефельде было переключено на Ju.88 – более удачного конкурента «Schnellbomber» самого Hиколауса – Hs.127. С середины 1939 года до конца войны завод в Шенефельде выпускал в основном самолеты Junkers. Henschel поставила более 2500 самолетов Ju.88, больше, чем любой другой производитель этого типа, за исключением головной фирмы. Все это было чистой случайностью и отражало то, какие колебания испытывала авиаиндустрия «третьего рейха».
В 1940 году Рейхсминистерство Авиации распорядилось готовить на заводе в Шенефельде вместо Ju.88 производство штурмовика Hs.129. Работы над этим небольшим самолетом начались в 1937 году, но в конце 1940 года люфтваффе отказалось принимать его на вооружение. В результате, программа производства была остановлена, когда была готова уже половина необходимого оборудования и оснастки. Заводу в Шенефельде было приказано готовиться к производству Ju.188, и когда оборудование было полностью подготовлено, заказ вновь был отменен. Теперь было решено готовить производство Ме.410 темпом в 400 самолетов в месяц. Было подготовлено 80 % оснастки, но, несмотря на огромные затраты, планы вновь переменились. Все оборудование пошло на слом, а к производству стали готовить Ju.388K, но уже после затраты примерно 400 тыс. чел.-час последовало решение прекратить выпуск бомбардировщиков вообще. С октября 1944 года завод Henschel в Шенефельде выпускал крылья для ночного истребителя Ju.88.
Во время всех этих передряг заводы Henschel в Шенефельде и Йохаништале, тем не менее, поддерживали месячный выпуск Ju.88 в 31 самолет в течение 1941 года, 56 – в 1942 году, 70 – в 1943 году и 56 – в первых трех кварталах 1944 года. Кроме того, с декабря 1941 года по сентябрь 1944 года Henschel поставила 859 Hs.129.
Хотя Hs.129 и не довелось сделать крупную карьеру в боевых частях люфтваффе, этот тип самолета отнюдь не отражал напряжение работы конструкторов Henshel под руководством Hиколауса. Помимо высотного разведчика-бомбардировщика Hs.130 – результата начатых еще в 1938 году работ по гермокабинам, конструкторы Henschel подготовили еще целый ряд проектов от довольно обычных двухдвигательных транспортных самолетов Р.54 и Р.72 до таких экзотичных боевых самолетов, как одноместный перехватчик Р.75 с мотором DB-610, двухместный бомбардировщик Р.87, выполненный по схеме «утка», реактивный бомбардировщик Р.122 под два ВМW-018 и перехватчик Р.135 с одним HеS-011. Практически был воплощен в металл проект одного из самых оригинальных самолетов второй мировой войны – пикирующего бомбардировщика Hs.132 с лежачим расположением пилота и турбореактивным двигателем на «спине». Приближение Красной Армии положило конец этим работам.


KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования