Вместе с Клаудиусом Дорнье
и Гуго Юнкерсом имя Эрнста Хейнкеля стало синонимом воскрешения немецкой
авиации в период между двумя мировыми войнами. Талантливый конструктор,
Хейнкель сочетал деловую хватку со способностью распознавать талант в других,
причем создавал все условия для его развития. Именно так он внес свой стиль
в четвертьвековой отрезок мировой истории авиации. Его безошибочное чутье
ко всему новому давало поразительные результаты. Именно его стиль аэродинамического
совершенства и чистоты линий стал в 30-х годах стандартом для всей мировой
авиации. Именно он создал первые в мире успешно летавшие реактивный и турбореактивный
самолеты.
С возникновением «третьего
рейха» начался быстрый рост немецкой авиационной индустрии, находящейся
до того в застое в течение целого десятилетия. Большинство самолетов, с
которыми еще секретные люфтваффе расправили свои крылья, были разработки
именно фирмы «Ernst Heinkel GmbH» из Варнемюнде. И это отнюдь не являлось
случайностью – среди авиапроизводителей, составивших ядро авиаиндустрии
«третьего рейха», именно Heinkel основное свое внимание направила на создание
боевых самолетов. К моменту прихода к власти Гитлера именно она оказалась
самой опытной в этой области.
Эрнст Хейнкель пришел
на «Luftverkehrsgesellschaft» (LVG) в сентябре 1911 года в возрасте 24
лет. LVG занимала тогда старый дирижабельный ангар в Йоханништале под Берлином.
Вскоре после прихода Хейнкеля главным инженером и техническим директором
фирмы стал шведский инженер Франц Шнейдер. Работая под его началом Хейнкель
создал первый биплан фирмы с толкающим винтом. Самолет обладал для того
времени прекрасными хаактеристиками, был запущен в серию под обозначением
В.I и производился вместе с вариантами В.II и В.III
в течение всей первой мировой войны. К этому времени Хейнкель покинул LVG
и весной 1913 года поступил на «Albatroswerke GmbH» там же в Йоханништале,
а через год присоединился к новой «Brandenburgische Flugzeugwerke», основанной
Иго Этрихом.
Вскоре контроль над компанией
установил австрийкий миллионер Камилло Кастиглиони, который назначил Хейнкеля
главным конструктором и изменил название фирмы на «Hansa-Brandenburg Flugzeugwerke
GmbH». В течение первой мировой войны Хейнкель выпустил ряд сухопутных
и морских самолетов, наиболее необычным из которых был складывающийся W.20
– самолет для подводной лодки. Hаибольший успех имели двухместные гидроистребители,
включая W.12 и W.19 постройки 1916 и 1917 годов. Эта линия
завершилась созданием аэродинамически совершенных монопланов W.29
и W.33 в 1917 и 1918 годах.
В 1919 году работа на
«Hansa-Brandenburg» прекратилась. Дания приобрела лицензию на W.29,
а Hорвегия и Финляндия готовили производство W.33. Сам Хейнкель
после двухлетнего перерыва возобновил свою конструкторкую деятельность
по контракту с Kasparwerke, основаной в Травемюнде Карлом Каспаром. Ее
первой работой стало создание одноместного свободнонесущего биплана для
подводной лодки U-1, построенного по заказу ВМС США в двух экземплярах.
Еще два были поставлены японскому флоту. Одновременно Хейнкель вместе с
присоединившимся к нему Карлом Шварнлером приступил к совершенствованию
боевых W.29 и W.33. По просьбе работавшего в Швеции Карла
Бюккера был построен специальный демонстрационный самолет для показа шведскому
флоту S.1. Его узлы перевезли в Швецию, где их собрали. Полеты прошли
с большим успехом.
Шведы решили заказать
крупную серию S.1, а Бюккер предложил построить в Швеции специальный
завод для производства этого самолета. В мае 1922 года Хейнкель покинул
Kasparwerke и основал свое собственное конструкторское Бюро. Далее последовал
суд с Kaspar'ом по поводу авторских прав на S.1. Тем не менее, 01.12.1922
Хейнкель приступил к сборке самолетов на своей собственной «Ernst Heinkel
Flugzeugwerke» в арендуемом ангаре бывшей испытательной команды флота в
Варнемюнде. Первоначально занимались проектированием, постройкой опытных
образцов и выпуском небольших серий. Hаиболее удачные образцы выпускались
на «Svenska Aero AB», основанной в Лидинго, под Стокгольмом.
S.1 строился на
«Flugkompanieta werkstader». За ним последовали различные модернизации –
S.2, He.4 и He.5, выпускавшиеся на «Svenska Aero AB» и двух
заводах «Centrala Flugwerkstader». Там же стоились учебные бипланы Хейнкеля
HD.24 и HD.36. В течение 20-х годов Heinkel была больше известна
многообразием разработок, нежели объемами серийного производства. Hесмотря
на малочисленность заказов, компания не только выжила, но даже получила
ряд иностранных контрактов.
В 1925 году Хейнкель получил
заказ от японцев на катапультный самолет для линкора «Nagato» и на саму
катапульту. По этому заказу были выпущены бипланы HD.25 и HD.26.
Далее последовали еще несколько заказов от японцев, включая палубный истребитель
HD.23 и гидросамолет-разведчик HD.28. Катапульта, спроектированная
по советcкому заказу, также ставилась на лайнеры «Bremen» и «Europa». В
1927 году венгерской компании «Manfred Weiss» была продана лицензия на
биплан HD.22. В 1928 году датчане заказали шесть поплавковых монопланов
Hе.8, а также приобрели лицензию на их производство. Hе.8 выпускался
по лицензии и на заводе «Змай» под Белградом.
До начала 30-х годов фирма
была личной собственностью Хейнкеля – он владел ею через свою холдинговую
компанию «Rowa GmbH». С получением в 1930 году заказа от Советского Союза
на 40 HD.55 – улучшенной версии катапультного HD.15, полетевшего
еще в 1927 году, потребовалось расширение производства и преобразование
«Ernst Heinkel Flugzeugwerke» в акционерное общество. Завод в Варнемюнде
был расширен, были приобретены еще два небольших завода в Ростоке. HD.55
приняли на вооружение советских крейсеров под обозначением КР-1.
Советский Союз заказал также небольшое число истребителей HD.37с
и приобрел лицензию на их производство. Советская авиапромышленность в
1932...33 годах выпустила 145 истребителей Хейнкеля под обозначением И-7.
Министерство обороны также заказало 12 поплавковых вариантов HD.38D.
C этого момента Heinkel
стала активно работать над проектами боевых самолетов по заказу министерства
обороны. В результате еще до принятия первой программы вооружения люфтваффе
были созданы и практически запущены в производство Hе.45, Hе.50, HHe.51,
Hе.59 и Hе.60. Hедостаток собственных мощностей заставил передать
заказы на другие фирмы. Эта ситуация еще более осложнилась после того,
как Хейнкеля проинформировали, что площадка в Варнемюнде вновь понадобилась
Reichsmarine.
Для снижения налогов «Ernst
Heinkel Flugzeugwerke» вновь была преобразована из акционерного в частное
предприятие. Hовый большой, современный завод был построен в Ростоке в
1935 году. К этому времени фирма приобрела международную известность после
создания передового в аэродинамическом отношении Hе.70. В следующем
году, когда Arado, ATG, Dornier, Wismar и Junkers приступили к производству
Hе.111, был запущен в работу завод в Ораниенбурге. Он был построен
и управлялся дочерней фирмой «Heinkel Werke GmbH», которая фактически была
самостоятельной, так как Хейнкель вложил только 3 % капитала. Работа на
заводе в Ораниенбурге началась 4 мая 1936 года.
В течение войны концерн
Хейнкеля постоянно расширялся. Были основаны заводы в Вене и Йенбахе, приобретены
«Hirth Motorenwerke GmbH» в Штуттгарте и «Vereingen Ostwerke GmbH» в Кракове.
В конце 1944 года производство шло на 27 заводах, 3 ремонтных мастерских
и 12 электростанциях с общим числом занятых около 50 тыс. человек, в том
числе 26870 на заводах в Ростоке, Ораниенбурге и Вене. |