Среди трех немецких авиафирм,
чья продукция участвовала в обеих мировых война – AGO («Akteingesellschaft
Gustaw Otto»), «Junkers Flugzeugwerke» и «Gothaer Waggonfabrik» (Gotha)
– только последняя получила достаточную известность в первую мировую благодаря
своим двухмоторным бомбардировщикам, ставшими почти легендой. Само название
Gotha использовалось союзниками для обозначения практически всех немецких
бомбардировщиков. Слава фирмы была такой, что в статьи Версальского договора
был вставлен специальный пункт об уничтожении авиационного производства
«Gothaer Waggonfabrik».
Появление в 30-х годах
самолетов с тем же именем, имеющим для многих, особенно англичан, зловещее
звучание, прошло практически незаметно за пределами Германии. В самом деле,
что могло быть опасного в легких тренировочных и спортивных самолетах,
рождавшихся в конструкторском бюро вновь созданного авиационно производства
GWF? Действительно, авиастроителям Gotha так и не удалось повторить во
время второй мировой свой предыдущий успех. Основной задачей для GWF стало
лицензионное производство самолетов известных фирм. Хотя вклад компании
в войну оказался довольно значительным, восстановить былую славу не удалось,
и название Gotha, бывшее синонимом тяжелых бомбардировщиков первой мировой,
трансформировалось в определение тяжелых транспортных планеров.
Название фирмы «Gothaer
Waggonfabrik AG» из Готы в Тюрингии впервые прозвучало 01.07.1898, когда
Ботхманн и Глюк – конструкторы и производители локомотивов и подвижного
состава выбрали имя города для названия своего предприятия. Авиастроительный
отдел фирмы был создан 03.02.1913. Через 11 недель – 22 апреля был построен
первый самолет. В воздух поднялся двухместный учебный биплан консерукции
Бруно Бюхнера. По лицензии GWF стала выпускать двухместный моноплан Aetriech-Rumpel
LE.1
под образцу «Taube». После выпуска 10 машин в серию пошел LЕ.2 –
модернизированный Францем Бехнишем и Х.Бартльем вариант LE.1, а
потом и LЕ.3, доведя общий выпуск Taube до 80 машин.
На службе GWF состояли
два очень талантливых инженера – Карл Решнер и Ганс Буркхард, которые внесли
решающий вклад в создание большинства самолетов Gotha в течении первой
мировой войны. Первым успехом стал двухместный разведывательный биплан
LD.4
– модернизированный вариант Caudron G.III, лицензию на который GWF
приобрела незадолго до начала войны. Решнер и Буркхард спроектировали целый
ряд небольших сухопутных и морских самолетов, выпускавшихся в различных
количествах. 27.07.1915 впервые полетел G.I – бомбардировщик, открывший
линию многомоторных машин, составивших мировую славу компании. На самом
деле он был спроектирован Оскаром Урсинусом, но за ним последовали созданные
Гансом Буркхардом двухдвигательные G.II и G.III, на которые GWF
получила заказы. Далее последовали G.IV и G.V, ставшие основой
немецкой стратегической авиации во время налетов на Англию летом 1917 года.
Материальный урон от налетов
был ничтожен, но моральный стал просто огромным. С тех пор о Gotha отзывались
с боязливым уважением. Слава G.IV и G.V отодвинула в тень
даже успехи морских самолетов конструкции Карла Решнера, наиболее интересным
из которых был двухдвигательный торпедоносец и минный заградитель WD.14.
На момент своего основания
авиационный отдел GWF имел 50 человек, а к концу первой мировой войны эта
цифра возросла до 1215, выпустивших более 1000 самолетов Gotha. Хотя статья
Версальского договора в отношении GWF так и не была реализована, прошло
15 лет до того, как возобновилось производство самолетов. В этот промежуток
GWF выпускала в основном паровозы, дизельные двигатели, вагоны, пожарные
насосы и даже фурнитуру.
В 1933 года управление
GWF живо откликнулось на идею возвращения в авиаиндустрию, и 2 октабря
был восстановлен авиаконструкторский отдел. Одновременно было создано конструкторское
бюро под руководством Альберта Калькерта. Калькерт пришел в авиапромышленность
в 1924 году, поступив на предприятие «Luftverkehrsgesellschaft» (LVG),
переданное Heinkel в конце следующего года. Затем он работал на Raabkatzenstein
и Dornier, а потом построил свой собственный самолет на «Ramorflugzeugwerke»
в Австрии. Перед поступлением на GWF, он читал в Веймарской инженерной
школе.
Первым заказом GWF стало
лицензионное производство учебного Ar.66, за ним последовали заказы
на разведчики – Не.45 и Не.46. Тем временем Калькерт спроектировал
двухместный учебный биплан Go.145, полетевший в феврале 1934 года.
Успех был таким, что самолет выпустили в 10000 экземплярах на GWF, AGO,
WFW, Focke-Wulf и по лицензии в Испании и Турции.
Хотя конструктора GWF
создали и более серьезные проекты, вроде двухбалочного «охотника» 1935
года, который так и не получил признания у министерства авиации, основная
работа компании была сосредоточена на легких учебных и спортивных самолетах.
В 1936 года появился двухдвигательный четырехместный моноплан Go.146. Всего
их было выпущено семь, и GWF переключилась на выпуск бесхвостых Go.147
конструкции А. Куппера. Следующей работой конструкторов Калькерта стал
двухместный пилотажный моноплан Go.149, отличавшийся передовыми
для данной категории самолетов аэродинамикой и летными характеристиками.
Но производство опять ограничилось только девятью самолетами. В 1938 году
появился легкий двухместный Go.150 с двумя 50-сильными моторами
Zuendapp Z-9, получивший большое признание. К тому времени GWF приобрела
завод в Фюртхе, предназначенный в основном для выпуска лицензионных самолетов.
Компания выпускала FW.58 «Weiche», организовала производство десантного
планера DFS.230 (созданного Гансом Якобсом в тесном сотрудничестве
с GWF), а главной задачей было производство Вf.110. Всего компания
выпустила 3000 этих машин.
В конце осени 1940 года
Калькерт покинул GWF, став технинеским директором «Reparaturwerke Erfurt
GmbH» (позже «Mitteldeutsch Metallwerke»). До его ухода успели облетать
еще один легкий двухмоторный самолет, не пошедший дальше опытного образца.
Но последний проект Калькерта – весьма оригинальный транспортный ппанер
Go.242
был заказан для производства прямо «с чертежной доски». Поставки
Go.242
начались с середины 1941 года. В 1942 году к головной компании присоединился
концерн Gartwig в Зоннебурге. Всего GWF выпустила 900 из 1528 планеров
этого типа.
Наследник Калькерта –
инженер Гюнерягер создал моторный варинат Go.242 – Go.244. Из других
работ, несмотря на активную проектную деятельность, до летного образца
был доведен только планер Go.345. В 1944 году GWF получила задание
подготовить для серийного производства истребитель Horten Но.IX,
получивший обозначение Go.229. Эта работа проводилась на заводе,
заложенном в Фридрихсроде. Первый опытный самолет производства GWF еще
ожидал испытаний, когда война закончилась. К этому времени заводы GWF выпускали
еще и деревянные хвостовые части фюзеляжа к Вf.109 и Не.162
и ряд других узлов. |