В ответ на спецификации
1937 года на двухместный многоцелевой палубный самолет Arado и Fieseler
предложили свои проекты и получили контракты на три опытных самолета каждая,
обозначенных Аr.195 и
Fi.167. Машины были испытаны летом 1938 года Ar.195 вскоре
был признан не отвечающим своим задачам, а Fi.167 полностью удовлетворял
заданию, и дополнительно была заказана установочная серия из 12 машин.
Самолет был спроектирован
Рейнхольдом Мевесом. Особое внимание было уделено технологичности конструкции
и простоте обслуживания. Fi.167 представлял собой несколько угловатый
двухстоечный биплан. Вся моторама двигателя могла открываться отсоединением
листов обшивки из легкого сплава для доступа при обслуживании. Задняя часть
фюзеляжа представляла собой монокок с работающей обшивкой. Двухлонжеронное
крыло имело по две пары Х-образных стоек. Оно складывалось назад на шарнире
сразу за внутренней стойкой. Вдоль всего размаха верхних и нижних крыльев
шел автоматический предкрылок. Hа нижнем крыле были закрылки большой площади.
Прочные стойки шасси имели амортизаторы с длинным ходом, позволяющие гасить
большие вертикальные скорости.
Испытания показали прекрасные
характеристики Fi.167-V1 на малых скоростях. С полным газом и взятой
на себя ручкой самолет мог садиться почти вертикально. В одном из полетов
под управлением Герхарда Физелера самолет снижался над одним местом вертикально
с высоты 3000 м до 30 м. Fi.167 достиг заданной максимальной
скорости, а боевая нагрузка оказалась в два раза выше заданной. Первые
летные испытания оказались настолько успешными, что Физелер решил не делать
третий опытный самолет, а сразу готовить установочную партию Fi.167А-0.
Предсерийные самолеты
мало отличались от Fi.167-V1 и V2. Основными изменениями
по результатам испытаний в Рехлине были установка колес низкого давления
и большего диаметра, нового пламягасителя, изменение воздухозаборника двигателя
DB601В и установка триммеров Флеттнера на оперении. Другие изменения включали
улучшение механизма сброса основных стоек шасси (болты, нагруженные пружинами,
освобождались электрически) и установку надувной двухместной лодки.
Тем временем авианосец
«А» получил название «Graf Zeppelin» и 08.12.1938 был спущен на воду, но
вступление его в строй затягивалось до лета 1940 года. В результате производство
Fi.167А-0 не имело никакой приоритетности, а первый Fi.167А-01
(ТJ+АJ) приступил к летным испытаниям только в конце 1938 года. К этому
времени Технический департамент решил в качестве палубного пикировщика
использовать Ju.87С-0, а на
Fi.167А возложить задачи разведчика и торпедоносца. Следующий удар
по биплану Fieseler нанесло в мае 1940 года решение приостановить работы
на «Graf Zeppelin». Тем не менее все самолеты первой партии были приняты
люфтваффе летом 1940 года. Для войсковых испытаний была сформирована опытная
«эскадрилья 167». В конце сентября 1941 года. одиннадцатый Fi.167А-0
(KG+QE) был передан в исследовательский центр Daimler-Benz в Эхтердингене
для испытания двигателей. Когда 13.05.1942 было решено возобновить работы
на авианосце, «эскадрилья 167» с девятью Fi.167 была переведена
в Голландию для так называемых «напряженных испытаний» на голландском побережье.
Однако, биплан Fieseler, несмотря на уникальные летные характеристики,
уже не рассматривался как возможный боевой палубный самолет. К этому времени
люфтваффе возобновило подготовку палубных эскадрилий и решило в качестве
бомбардировщика-торпедоносца использовать вариант Ju.87D, получивший
обозначение Ju.87E. Fi.167 оставались в Голландии до начала 1943
года, участвуя в различных опытных программах, включая исследования по
камуфлированию морских самолетов. Затем «эскадрилья 167» вернулась в Германию
и была расформирована. Fi.167 вернулись на Fieseler для капитального
ремонта. Три из них были потом поставлены DFL для испытаний шасси в Будвейсе,
где опробовали амортизаторы при различных условиях, причем как в конфигурации
биплана, так и полутораплана с высокой нагрузкой на крыло. В последнем
варианте нижнее крыло отсоединялось сразу за стойками шасси, которое получило
дополнительные раскосы. Hесколько оставшихся Fi.167 были проданы
Румынии и их дальнейшая судьба неизвестна. |