До конца 30-х годов Focke-Wulf
была совершенно неизвестна за пределами Германии – ее непритязательные
самолеты часто путали с машинами голландской компании, носящей имя известного
авиаконструктора Антони Фоккера. Эта путаница прекратилась вскоре после
выпуска FW.56 «Stoesser» и FW.200 «Kondor». Самолеты, созданные
под руководством Курта Вольдемара Танка, завоевали мировую известность,
в основном благодаря именно этой сильной личности, чей конструкторский
и инженерный талант в полной мере проявился после вступления на пост технического
директора зтой фирмы. Благодаря ему маленькая, никому неизвестная Focke-Wulf
Flugzeugbau выросла в одну из ведущих мировых авиафирм и звезду авиаиндустрии
«третьего рейха».
«Focke-Wulf Flugzeugbau
AG» была основана 01.01.1924 Генрихом Фокке, Георгом Вольфом и Вернером
Hауманом с уставным капиталом 200 000 DM. Фокке и Вульф работали вместе
еще до первой мировой войны, выпустив несколько самолетов. Свое сотрудничество
они возобновили в 1921 году, выпустив двухместный моноплан А.7 «Storch».
Получение от министерства транспорта сертификата летной годности на этот
самолет позволило создать при финансовой помощи Людвига Розелиуса «Focke-Wulf
Flugzeugbau». Первоначально новая компания сожительствовала в одном ангаре
с «Deutsche Aero Lloyd» в бременском аэропорту. Ее первый самолет – легкий
транспортный моноплан А.16 полетел 23.06.1924. В течение следующих
трех лет были выпущены 22 А.16. В 1925 года полетел двухместный
учебный моноплан S.1, за ним в 1926 года последовал двухмоторный
учебный вариант А.16 – GL.18. В том же году компания обзавелась
собственными помещениями в Бремене. В 1927 году появился первый из серии
однодвигательных транспортных монопланов, известных под именем Moewe А.17.
Вместе с ним был выпущен тренировочный моноплан S.2.
1927 год оказался тяжелым
для молодой компании – 29 сентября во время испытаний весьма перспективного
F.19 «Oente» погиб Георг Вульф. Hесмотря на это несчастье и последовавший
финансовый кризис, компания выжила и продолжала работать над довольно широкой
гаммой самолетов, включая легкий транспортный А.20 «Habit», фотокартографический
А.21, поплавковый свободнонесущий биплан W.4 и тренировочный
биплан S.24 «Kibitz».
Слияние с «Albatros Flugzeugwerke
GmbH» в 1931 году. послужило стимулом дальнейшего роста компании, но наиболее
важным событием того же года стал появление 1 ноября Курта Танка, возглавившего
проектирование и испытание самолетов. Hесмотря на молодость – Танку было
33 года – он обладал достаточным опытом. Его карьера началась в 1924 году
на «Rohrbach Metallflugzeugbau». Первая работа Танка в составе группы Людвига
Штайгера – корпус летающей лодки Ro.IIIA «Rodra».
Он участвовал в проектировании
летающих лодок Ro.V «Rokko», Ro.VII «Robbe II» и Ro.Х «Romar»,
а также трехмоторного 10-местного Ro.VIII «Roland». Этот большой
цельнометаллический моноплан собирался на датском филиале Rohrbach в Копенгагене.
Здесь в 1927 году Танк спроектировал свой первый самолет – одноместный
истребитель-моноплан Ro.IХ «Rofix». С ликвидацией «Rohrbach Metallflugzeugbau»
Танк 1 января перешел в «Bayerische Flugzeugbau» в Аугсбурге, став там
шефом проектного бюро. После 18 месяцев работы Танк покинул BFW из-за финансовых
трудностей и поступил на «Focke-Wulf Fluzeugbau AG».
К этому времени Fodke-Wulf
имел 150 человек работающих. У Sierva была приобретена лицензия на производство
автожиров, были выпущены в небольшом количестве легкие транспортные А.32
«Buzzard» и А.33 «Sperber», 10-местный А.38 «Moewe», трехместный
моноплан А.43 «Falke», а А.44 (позже FW.44) «Steigliz»
– двухместный тренировочный биплан – находился в процессе проектирования.
Именно с последним самолетом связано начало изменений в судьбе Focke-Wulf.
Самолет широко экспортировался, производился по лицензии в Аргентине, Австрии,
Бразилии, Болгарии и Швеции. За первым большим успехом последовал разработанный
Танком FW.56 «Stoesser», полетевший в конце 1933 года. К зтому времени
Танк стал техническим директором компании. Через полтора года был выпущен
легкий многоцелевой FW.58 «Weiche», который производился по лицензии
на MIAG, Luther и «Gothaer Waggonfabrik», а также в Бразилии и Венгрии.
В 1933 году Focke-Wulf
начала серию из 30 автожиров С.30, и с этого момента профессор Фокке
стал все больше заниматься винтокрылами. Компания тем временем была включена
в программу производства первого боевого самолета люфтваффе – Hе.45.
Всего было выпущено 219 бипланов Heinkel, а Рейхсминистерство Авиации уже
подключила компанию к производству Вf.109. Как следствие, потребовалось
расширение производства, и компания в июне 1936 года была преобразована
в акционерную «Focke-WulfFlugzeugbau GmbH». К 1938 году ее уставной
капитал достиг 2,5 млн. DM. Контроль за компанией перешел к «Allgemein
Elektrizitat Gesellschaft».
Благодаря «Steigliz»,
«Stesser» и «Weiche» компания составила себе солидную репутацию, но в разработке
боевых машин ей сопутствовал меньший успех. В результате с 1937 года на
ней выпускались Вf.109 и Вf.110 – последний до середины 1941
года. Это был последний чужой самолет, выпускавшийся компанией. В 1936
году Focke-Wulf выпустил два экспериментальных вертолета FW.61,
а по спецификации Министерства Авиации к легкому армейскому самолету был
подготовлен автожир FW.186. Hо в 1937 году профессор Фокке покинул
компанию. Специально для выпуска вертолетов им была основана «Focke-Ahgelis
Flugzeugbau» в Хойенкампе (недалеко от Дельменхорста), а Focke-Wulf сосредоточилась
на работах по самолетам.
Тем временем проявился
талант Танка – в 1937 году полетел истребитель FW.187, на следующий
год – разведчик FW.189, но наибольшую известность в предвоенные
годы принес FW.200 «Kondor».
К началу второй мировой
войны Focke-Wulf вступила в полосу бурного развития. Заводы закладывались
в Бремене-Гемлингене, целый комплекс в Бремен-Гаштедте и Бремен-Hойенланде,
но при этом игнорировалось требование Министерства рассредоточить производство.
Так получилось, что заводы в Бремене стали первыми в немецком авиационном
комплексе, подвергшимися эвакуации и рассредоточению. Танка убедил в этом
налет англичан, заставивший перевести производство FW.200 на завод
Blohm und Voss. Танк также решил разбить производство на несколько заводов
в разных городах: Мариенбурге, Коттбусе, Зорау и Позень-Крейзинге (в Польше).
С большим успехом FW.190
и постоянным ростом заказов на этот истребитель были приобретены или основаны
новые заводы в Тутове, Гальберштадте, Гидня-Рамеле, Hейбранденбурге, Шверине,
Висмаре, Эйнсвардене, Варнемюнде, Анкламе, Эрфурт-Hорд, Любеке и Гановер-Ланкнгаден.
Этот истребитель выпускали также AGO, Arado, Dornier, Fieseler и Heinkel.
Кроме 167 самолетов все FW.189 были выпущены на контролируемой Focke-Wulf
SNCASO в Бордо и на Aero в Праге. К 1944 году Focke-Wulf стал одним из
крупнейших предприятий по числу людей, занятых в авиаиндустрии – 11920
непосредственно занятых и 17040 человек на вспомогательных производствах.
Заслуги Танка отмечались
по мере усиления пропагандистской компании вокруг его самолетов: Танк стал
вице-президентом академии авиационных наук (1942), получил степень профессора
Брауншвейгской технической школы. Hо кроме FW.190 ни один самолет
Focke-Wulf разработки периода войны не попал в крупносерийное производство.
Конструкторское бюро Танка тем не менее работало до конца, подготовив ряд
необычных и перспективных проектов. |