Инженер Ермолаев участвовал
в проектировании и постройке рекордного самолета «Сталь-7». Возглавив конструкторский
коллектив, после ареста Бартини, Ермолаев использовал накопленный опыт
при разработке ночного бомбардировщика и внедрении его в серийное производство.
Летом
1940 года с одного из аэродромов поднялся новый бомбардировщик, сконструированный
коллективом, возглавляемым Ермолаевым.
Самолет, получивший первоначально
название ДБ-240, потом – Ер-2, представлял собой прямое развитие
самолета «Сталь-7». Схема первого прототипа ДБ-240 отличалась от
«Сталь-7» новой носовой остекленной кабиной, штурмана, одноместной кабиной
летчика, смещенной к левому борту, задними стрелковыми установками, разнесенным
хвостовым оперением и бомбоотсеком в фюзеляже. Шасси, силовая группа и
ряд других элементов были оставлены без изменений. Самолет стал четырехместным.
Взамен смешанной конструкции «Сталь-7» была принята совершенно новая, основанная
на применении плазово-шаблонного метода производства самолетов и связанной
с ним технологии. Фюзеляж длиной 16,34 м – полумонокок стрингерного
типа с компоновкой бомбардировщика и с большим бомбовым отсеком. Благодаря
большому сужению крыла (4,8) при удлинении 7,3, а потому и при большой
корневой хорде расстояние между лонжеронами на оси самолета достигло 2,5
м. Переделка конструкции крыла с заменой труб на профили не оправдывалась
и лонжероны в серии остались прежними – сварными из труб. Двигатели предполагались
М-106, но они запоздали и пришлось поставить менее мощные М-105. Стрелковое
вооружение было слабым – два пулемета ШКАС и один УБТ. На внутренней подвеске
могло быть размещено до 1000 кг бомб.
Летные качества ДБ-240
были признаны отличными. Замечаний заказчика было мало и осенью 1940 года
самолет был запущен в серийное производство. В ходе серийной постройки
самолет модифицировался в соответствии с опытом боев.
Менялись двигатели, вооружение, размеры самолета, но его характерная особенность – крыло типа
«обратной чайки» площадью 72 м2 – сохранялась.
До осени 1942 года завод
построил 128 самолетов Ер-2 с двумя двигателями М-105 по 1050 л.с.
Затем для увеличения дальности полета конструкторы переделали самолет под
дизельные двигатели АЧ-30Б по 1250...1500 л.с., с ними было выпущено
почти 300 бомбардировщиков. Самолеты Ер-2 последней серии развивали
скорость на высоте 6 тыс. м до 420 км/час. Их потолок достигал
7700 м, дальность полета с 1 т бомб – 5 тыс. км. Взлетный
вес колебался от 13300 кг до 18580 кг в перегрузочном варианте.
Ер-2 с успехом
использовались для ударов по военным объектам врага, расположенным в его
глубоком тылу, в том числе и в столице гитлеровской Германии. |