Ще-2 (ТС-1)
– подкосный высокоплан с трапециевидными консолями крыла, двумя двигателями
М-11Д по 115 л.с., разнесенным вертикальным оперением, большой грузовой
кабиной с большой дверью в левом борту (1,43ґ1,64
м)
хорошо обтекаемого фюзеляжа. Шасси – неубираемое с обтекателями на колесах.
Самолет был предназначен для перевозки крупногабаритных грузов вплоть до
любых двигателей, рядных и звездообразных, массой до 1000 кг. Это
было нужно в условиях войны для обслуживания баз, когда требования ремонта
боевых самолетов осложнялись постоянными перемещениями ремонтных баз в
ходе наступления.
Конструкция деревянная
с полотняной обшивкой крыла и оперения, очень легкая, ради легкости местами
и трудоемкая. Так, многочисленные стрингеры фюзеляжа-монокока, оклеенного
полотном, были сделаны в виде миниатюрных коробчатых лонжеронов сечением
30ґ10
мм,
со стенками в 1 мм и полками-рейками площадью 4ґ8
мм,
на клее и мелких гвоздиках. Зато легкость была достигнута необыкновенная
без ущерба для общей и местной прочности.
История самолета Ще-2
такова. На небольшом заводе шел ремонт самолетов и строилась малая серия
контейнеров под крылья самолетов У-2 и Р-5 для перевозки
небольших грузов. Но нужно было перевозить крылья истребителей, целые двигатели
и был заказ на подвески для перевозки по воздуху малых противотанковых
пушек. Крылья истребителей возили под крыльями Р-5, но двигатели
самолет Р-5 перевозить не мог. Щербаков – тогда директор и главный
конструктор завода, а одновременно и начальник Главного управления по ремонту
самолетов НКАП смог договориться о постройке специального грузового самолета
для перевозки крупногабаритных грузов первоначально по заказу морской авиации.
За 1942 год был представлен проект и построен самолет под маркой ТС-1.
Летом 1943 года он с успехом прошел испытания, и в августе было принято
решение о выпуске серии под маркой Ще-2. 03.10.1943 в ОКБ Щербакова
было начато производство. Головной самолет Ще-2 вышел летом 1944
года. Серия шла до начала 1946 года. Первый выпущенный Ще-2 выполнил
не менее 20 полетов по маршруту Чкалов – Куйбышев – Москва, показал ресурс
до 1000 час. Ще-2 широко применялся в частях как транспортный
(до 16 чел.), грузовой, санитарный (11 носилок), десантный (9 чел.),
учебный для обучения штурманов. Было пять модификаций Ще-2: опытный
(1942), серийный грузовой и санитарный (1944), штурманский (1944), сельскохозяйственный
(1945) и даже с дизелями GMC, взятыми с американского танка (1945). Был
вариант облегченный с уменьшенным крылом (55 м2 вместо
64 м2 при той же площади оперения горизонтального 10,14
м2
и вертикального 5,48 м2), при той же массе 3400 кг,
но без перегрузки.
Был нереализованный проект
двухфюзеляжного Ще-2 с тремя М-11Д, выдвинутый заместителем Щербакова
Ляпиным.
Летные и эксплуатационные
испытания серийных экземпляров в системе ВВС и ГВФ подтвердили хорошие
качества самолета. Не был только одобрен сельскохозяйственный вариант из-за
недостаточной маневренности на бреющем полете (время виража 85 сек)
и малой скороподъемности. В этом варианте было повышено шасси на 0,45 м
и взяты колеса 800ґ260
мм.
Самолет Ще-2 не
показал всех своих возможностей. Это был по существу планерлет (мотопланер)
с очень большой нагрузкой на мощность, достигавшей 16 кг/л.с. Взлетная
дистанция до набора высоты 25 м составляла 980 м, посадочная
– 560 м. Ему нужны были двигатели в 150...200 л.с. или МГ-31
в 300 л.с., предусмотренные в проекте самолета, но прекращенные
с войной. М-11Д в 115 л.с. были для него определенно недостаточны,
но других для серии не было. И все-таки самолет Ще-2 принес большую
пользу, хотя летчики его не очень любили из-за малой мощности.
Однако полет на одном
работающем двигателе был возможен у земли при массе до 3 т, то есть
почти без платной нагрузки. Самолет был прост в эксплуатации, пригоден
и целесообразен для местных линий. Применялся он и после войны, будучи
доступен и летчику ниже средней квалификации. |