В 1934 году Министерство
авиации Франции выпустило техническое задание на трехместный истребитель
с двухмоторной компоновкой. Проектные предложения представили несколько
авиастроительных компаний, но предпочтение было отдано самолету Potez
630.
В компании Breguet
решили построить более тяжелый и тяговооруженный истребитель. Проектирование
самолета 690 началось в 1935 году, а вскоре был собран опытный образец.
Однако он не был закончен до 1937 года. Опытный самолет 690.01 поднялся
в воздух только 23.03.1938, оснащенный двумя двигателями с винтами противоположного
вращения Hispano-Suiza 14АВ-02/03 мощностью 680 л.с. Поставленный
в CEMA для испытаний летом того же года, самолет Br.690 показал
лучшие летные характеристики, чем у истребителя Potez 630.
В это время Министерство
авиации Франции высказало идею о создании двухместного штурмовика-бомбардировщика.
Результаты испытаний самолета Br.690 отвечали предъявленным требованиям
к подобной машине. В результате компания Breguet получила контракт
на 100 штурмовиков. Самолет Br.691 представлял собой свободнонесущий среднеплан
цельнометаллической конструкции с хорошими обводами. С двумя двигателями,
установленными в крыле, и короткой носовой частью фюзеляжа при виде спереди,
самолет больше был похож на истребитель Bristol Beau. За крылом фюзеляж
сужался к двухкилевому хвостовому оперению, а шасси с хвостовым колесом
было убирающимся. На опытном экземпляре Br.691.01, который впервые
взлетел 22.03.1939, были установлены два звездообразных двигателя Hispano-Suiza
14АВ-10/11 мощностью 700 л.с.
Переделка из конфигурации
Br.690 в Br.691 не представляла проблем, на месте штурмана
в первом варианте был размещен бомбовый отсек для переноски бомб массой
400 кг. Вооружение включало одну пушку калибра 20 мм и два
пулемета калибра 7,5 мм. Это вооружение предназначалось для обстрела
передней полусферы и могло отклоняться на 15°
вниз при атаке по наземным целям. Оборона задней полусферы обеспечивалась
одним пулеметом калибра 7,5 мм на подвижном креплении, управляемом
стрелком-радистом в задней кабине, дополнительный пулемет калибра 7,5 мм
был укреплен для обстрела заднего нижнего сектора при атаке по наземным
целям.
Первый серийный экземпляр
самолета Br.691 совершил полет 15.05.1939, а первые поставки начались
в октябре 1939 года. Опыт использования Br.691 продемонстрировал
ненадежность его силовой установки, что привело к модификации серийного
самолета под установку двух двигателей Gnome-Rhоne 14M-6/7. Впервые взлетевший
25.10.1939, опытный образец Br.693.01 стал основным серийным вариантом
серии Br.690. Производство самолетов Br.691 было завершено
после сборки 78 машин. Двигатели Gnome-Rhоne были установлены начиная с
79-й машины; 234 экземпляра самолета Br.693 были идентичны прежнему
серийному варианту. Поздний серийный самолет имел два дополнительных пулемета
калибра 7,5 мм, установленных по одному в задней части каждой гондолы
двигателя для обеспечения защиты задней полусферы.
Единственный опытный образец
Br.694.01, создававшийся как трехместный тактический разведчик,
а позднее как двух-трехместный бомбардировщик-разведчик, был поставлен
01.06.1940 ВМС Франции. Он был похож на первоначальный вариант Br.690
с возвращенной на прежнее место кабиной штурмана и двумя двигателями Gnome-Rhоne
14М-4/5 мощностью 710 л.с.
Последним серийным вариантом
стал самолет Br.695. Объединение планера самолета Br.693
и двигателей Pratt-Whitney SB4G «Twin Wasp Junior» мощностью 825 л.с.
оказалось более сложным, чем ожидалось. Опытный образец Br.695.01
впервые поднялся в воздух в начале 1940 года, а первый серийный экземпляр
– 23.04.1940. Всего было построено 50 машин этого варианта, а первые поставки
состоялись в первых числах июня. Были разработаны еще два опытных образца,
хотя ни один не появился в серийном варианте. Первый, взлетевший 03.11.1939,
представлял собой двухместный легкий бомбардировщик Br.696.01. Он
несколько отличался от варианта Br.693, на основе которого был создан,
немного увеличенным бомбовым отсеком, более приспособленным для разнообразного
вооружения, и несколько измененным стрелковым вооружением. Второй, под
обозначением Br.697, создавался как прототип двухместного тяжеловооруженного
истребителя, который мог бы быть известен под обозначением Br.700.
Он оснащался двумя звездообразными двигателями Gnome-Rhоne 14N-48/49 мощностью
1070 л.с., обеспечивавшими высокую скороподъемность. В ходе испытаний,
последовавших за первым полетом 19.10.1939, была достигнута максимальная
скорость 570 км/час. Позже самолет Br.697 был уничтожен,
чтобы он не попал в руки немцев.
Первое участие в боевых
действиях самолетов Breguet 693, атаковавших 12.05.1940 германские
колонны, продвигавшиеся через Бельгию, было просто катастрофой: 10 из 11
штурмовиков были уничтожены в воздухе или при посадке. Но последующее использование
показало эффективность этого типа, если обеспечивалось соответствующее
сопровождение истребителями или если он приближался к цели на малой высоте.
Тем не менее, к 25 июня почти 50 % из 106 самолетов Br.693, поставленных
в ВВС Франции, были уничтожены. После капитуляции Франции некоторое время
продолжалось использование машин Br.693 и Br.695, но в ноябре
1942 года самолеты были конфискованы немцами и переправлены в Италию для
использования в качестве учебно-тренировочных. |