Одной из наиболее удачных
из небольших компаний, чей опыт в проектировании и производстве самолетов
стал основой авиапромышленности «третьего рейха», была «Arado Flugzeugwerke
GmbH». Ей довелось стать одним из основных производителей в этой области
с чуть ли не крупнейшим штатом занятых на производстве, хотя подавляющее
большинство самолетов, выпущенных этой фирмой, являлись разработками других.
История создания Arado относится еще к 1917 году, к основанию «Werft Warnemuende
des Flugzeubau Friedrichhafen» – дочерней фирмы «Flugzeugbau Friedrichhafen
GmbH». Все работы на «Werft Warnemuende» прекратились в 1918 году, но в 1921
году завод был приобретен промышленником Хьюго Стиннесом, который планировал
начать проектирование и производство самолетов как только представится
первая возможность.
Первоначально работа завода
ограничивалась выпуском небольших лодок, яхт и фурнитуры, но в 1924 году
Стиннес принял на работу очень талантливого конструктора Вальтера Ретхела,
который работал на «Kondor Flugzeuwerke» во время первой мировой войны,
а после ее окончании у Фоккера в Голландии. Одновременно Стиннес основал
дочернюю компанию в Югославии – «Ikarus GmbH» с заводом в Новом Саде под
Белградом для сборки самолетов. К 1925 году, когда Werft Warnemuende стала
«Arado Handelsgrsrllschaft» во главе с главным конструктором Ретхелем,
вновь созданное конструкторское бюро уже работало и в тот же год выпустило
в свой первый полет самолет собственной конструкции – учебный биплан S.I.
В 1926 году были выпущены двухместные бипланы для повышенной летной подготовки
SС.I
и SС.II. В 1928 году появился улучшенный вариант самолета начальной
подготовки S.III. Этот год стал весьма продуктивным для фирмы в
Варнемюнде: одновременно в том же году совершили свои первые полеты поплавковый
учебный W.2, одноместный истребитель SD.1 и четырехместный
моноплан V.1. Последний проходил испытания в Люфтганзе в качестве
почтового самолета и совершил несколько успешных дальних перелетов, пока
не разбился у Юруппина 19.12.1929.
Успех конструкторов из
Вернемюнде еще больше стал заметным в 1929 году, когда были выпущены одноместные
истребители SD.II и SD.III, поплавковый истребитель SSD.I
и два легких спортивных моноплана V.2 конструкции Ретхеля и L.1
Хоффмана. Arado была замечена в авиационных кругах как хороший разработчик
новых машин, но отнюдь не как производитель – ни один из этих самолетов
не был запущен в серийное производство. Так что «Arado Handelsgrsrllschaft»
все еще «специализировалась» на выпуске неавиационной продукции. а производстве
были заняты только 100 человек, но в Германии все сильнее дули ветры политических
перемен. Получив тайную поддержку от Штаба авиации министерства обороны,
Arado, имевшая тогда всего 4 га территории, включая 1,5 га
производственных площадей, стала стремительно развиваться.
Политика министерства
заключалась в доведении авиационной промышленности до мирового уровня,
причем тайно, и в начале 30-х годов на стапелях в Варнемюнде появились
два новых истребителя Аr.64 и Аr.65 вместе с учебным бипланом
Аr.66.
Далее в течение короткого периода времени произошли три события, оказавшие
заметное влияние на судьбу фирмы: Хьюго Стиннес умер, главным конструктором
фирмы стал Вальтер Блюм, который сменил ушедшего в «Bayerische Flugzeugwerke»
Ретхеля; к власти в Германии пришел Гитлер. Капитал, вложенный в компанию,
был сравнительно невелик, что потребовало крупных финансовых вливаний от
правительства. В результате компания, переименованная 04.03.1933 в «Arado
Flugzeugwerke GmbH», оказалось под контролем министерства авиации.
Ar.65Е был заказан
к производству на Варнемюнде и стал первым истребителем еще «подпольных»
люфтваффе. Одновременно был запущен в серию и учебный Аr.66, спроектированный
Блюмом. Для этого компания 06.09.1934 приобрела бывший сталелитейный завод
в Бранденбургендорфе для основания филиала, работы на котором начались
в декабре 1934 года. Еще более впечатляющим по сравнению с неожиданным
взлетом компании было то, что первый самолет сошел с новой сборочной линии
Arado уже через четыре месяца в апреле 1935 года. Помимо выпуска машин
собственной конструкции, Arado вскоре стала приобретать лицензии у других
фирм, и с 1935 года сборочные линии Arado в основном занимали самолеты
Heinkel, Messerschmitt, Junkers и Fokke-Wulf. При этом большинство самолетов
разработки собственно Arado выпускались по лицензии другими фирмами. Вслед
за 75 He.51 последовали 140 He.59 и 100 He.60, затем
начались работы над 300 бомбардировщиками He.111, пока в начале
1938 года завод в Варнемюнде не был включен в программу производства Вf.109.
Перед участием в этой
программе Arado выпустила значительное число истребителей-бипланов Аr.68,
но хотя конструкторское бюро Arado работало также плодотворно, особенного
успеха в том, что касалось доведения самолета до серии, не было. Учебный
биплан Аr.69 занял второе место вслед за FW.44 «Schteiglitz»,
легкий истребитель и самолет повышенной подготовки Аr.76 уступил
FW.56
«Stoesser» и был выпущен небольшой серией, а двухмоторный учебный Аr.77
не смог конкурировать с FW.58 «Weiche». Правда, был небольшой успех
с двухместным, туристским Аr.79, на котором были зарегистрированы
FAI несколько рекордов в своем классе, а поплавковый
Аr.95 был выпущен
небольшой серией, в основном из-за того, что спроектированный по требованиям
флота он устарел уже на стадии опытного самолета. о фортуна вновь улыбнулась
Блюму и его конструкторскому бюро в 1938 году, когда в качестве основного
самолета повышенной летной подготовки был выбран Аr.96. Почти сразу
же последовал заказ и на серию поплавкового Аr.196, однако так получилось,
что лишь небольшое число из этих машин было произведено на родной фирме.
Главным производителем Аr.96 до середины 1941 года стала фирма AGO.
Затем к ней присоединилась чехословацкая Avia, а в 1944 году и Letov. После
выпуска на Варнемюнде 450 Аr.196 производство этого самолета было
передано на заводы Fokker в Голландии и SNСА в Сен-азере.
С началом второй мировой
войны к заводам в Варнемюнде и Бранденбургендорфе прибавилось и производство
в Бабельсберге под Берлином, который стал ядром целого комплекса, включавшего
вспомогательные производства в Егере, Ратхенове, Виттенберге, Тутове, Анкламе
и Hейбрандербурге. о кроме серийного выпуска Аr.196 на Arado не
была запущена в производства ни одна оригинальная разработка вплоть до
середины 1944 года, когда на заводе в Бранденбургендорфе начали собираться
Аr.234.
Практически вся деятельность Arado свелась к сборке и субконтрактным работам
по самолетам других фирм и производству таких унифицированных узлов, как
пулеметные установки. Завод в Варнемюнде был в основном связан с производством
Вf.109, пока с октября 1941 года не переключился на FW.190. Первый
собранный на Arado FW.190 был выпущен в августе 1941 года, а всего
до конца 1944 года в Варнемюнде были закончены 3944 истребителя этого типа.
Завод в Бранденбургендорфе был включен в программу производства Ju.88,выпуская
этот бомбардировщик с 1940 по 1942 год. Оба этих завода были основными
производителями He.177, поставив до августа 1944 года 716 этих бомбардировщиков.
На заводах Arado работали
15786 человек, непосpедственно занятых на пpоизводстве, и до 16260 человек
на вспомогательных pаботах, включая 34 % иностpанцев и 8 % военнопленных
и интеpниpованных лиц. Из многих тысяч самолетов, выпущенных этим концеpном,
только малую часть составляли его собственные pазpаботки, но некотоpые
из них оставили заметный след в истоpии авиации, включая Ar.234
– пеpвый в миpе туpбоpеактивный бомбаpдиpовщик. |