Прототип бомбардировщика
Amiot 340.01, впервые поднявшийся в воздух 06.12.1937, имел право
претендовать на звание самого элегантного из когда-либо спроектированных
в мире. Задуманный как почтовый самолет с большой дальностью полета (единственный
образец был построен под названием Amiot 341), он был переделан
в двухмоторный бомбардировщик с экипажем из трех человек.
Силовая установка включала
в себя два звездообразных двигателя Gnome-Rhone 14N-0/1, каждый из которых
на высоте 3700 м развивал мощность 920 л.с. В такой
конфигурации самолет в конце марта 1938 года был представлен для официальных
приемных испытаний. Техническая
служба аэронавтики Франции порекомендовала произвести необходимые доработки:
установку двигателей Gnome-Rhone 14N-20/21 мощностью 1020 л.с.,
обеспечение места для четвертого члена экипажа – стрелка нижней задней
огневой точки и новое хвостовое оперение (стабилизатор, имеющий «поперечное
V», и двухкилевое разнесенное вертикальное оперение).
Самолет, доработанный
таким образом, под обозначением Amiot 351.01 к концу января 1939
года был передан для летных испытаний. В числе увидевших свет вариантов
были модели Amiot 351 и 354. В отличие от прототипа 351.01
они имели крыло с уменьшенным на 0,17 м размахом. Кроме того
была увеличена на 0,5 м длина самолета и уменьшена на 0,5
м2 площадь крыла. Amiot 351 сохранил двухкилевое
разнесенное вертикальное оперение прототипа, но с меньшей площадью, а Amiot
354 вновь получил однокилевое оперение прототипа 340.01.
В остальном их конструкция имела сходные черты: свободнонесущий моноплан
с верхним расположением крыла; элероны большого размаха; подкрылки; хорошо
обтекаемый фюзеляж монококовой конструкции; трехопорное шасси с хвостовым
колесом, основные стойки которого убирались в гондолы двигателей.
Места экипажа были распределены
следующим образом: в носовой части фюзеляжа остекленная кабина штурмана
с оборудованием для прицельного бомбометания; далее, на уровне винтов,
кабина пилота; за ним находился стрелок с турельной пушечной установкой
и, наконец, внизу, сразу за бомбовым отсеком, располагалась нижняя огневая
точка со стрелком-радистом. В этих двух сериях использовались различные
двигатели, и этим объясняется большое количество вариантов самолетов. Так,
например, Amiot 350 был вариантом самолета Amiot 340.01,
но с двумя двигателями Hispano-Suiza 12Y-28/29; Amiot 351 имел два
двигателя Gnome-Rhone 14N-38/39, развивавших каждый на высоте 3700 м
мощность 950 л.с.; Amiot 352 был проектом с двумя двигателями
Hispano-Suiza 12Y-50/51, мощностью на высоте 3260 м до 1100
л.с., а Amiot 353 предполагалось оснастить двумя двигателями
Rolls-Royce «Merlin III», развивавшими каждый на высоте 4950 м мощность
1030 л.с.
Серийный Amiot 354
имел двигатели Gnome-Rhone 14N-48/49 мощностью 1160 л.с. Amiot 355.01
имел два поршневых двигателя с двухступенчатыми нагнетателями Gnome-Rhone
14R-2/3 мощностью по 1200 л.с.; затем появился Amiot 356.01
c двумя двигателями Rolls-Royce «Merlin X» мощностью по 1130 л.с.
и, наконец, самолет Amiot 357, высотный бомбардировщик с двумя поршневыми
двигателями Hispano-Suiza 12Z, оснащенными турбокомпрессором.
Программу серийного производства
осуществить в то время было невозможно. Национализация французской авиационной
промышленности проводилась не в лучшее время. Нескоординированность действий
во всех отраслях промышленности в конечном итоге привела к тому, что производственные
образцы наиболее удачных самолетов, поднявшиеся в воздух в декабре 1937
года, не были своевременно введены в эксплуатацию и не смогли противостоять
наступлению немецких войск. Так, например, первые два Amiot 354
поступили в войска только 07.04.1940. Из всех произведенных до капитуляции
Франции в июне 1940 года Amiot (около 62 машин) лишь несколько были использованы
по назначению. Остальные были либо недостаточно вооружены и оборудованы,
либо повреждены на земле во время налетов немецкой авиации. Позднее несколько
самолетов были восстановлены. Снабженные дополнительными топливными баками,
расположенными в бомбовом отсеке, они использовались компанией «Air France»
для перевозок между Францией режима Виши и колониальными территориями.
Четыре самолета действовали
в составе Люфтваффе; один из них был брошен немцами при отступлении и впоследствии,
c 1946 года, стал использоваться одной из авиакомпаний. |