ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП |
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы. |
Борис ШтернНачальник отдела дошкольных учреждений подошел к окну. За окном стояло морозное тридцатое декабря и показывало начальнику кукиш. На улице ни души – город Нефтесеверск добывал предновогоднюю нефть. «Что же делать? – подумал начальник. – Платить из государственного кармана? В принципе, можно из государственного… хотя и беспринципно. Не платить… Значит, два детских сада будут жаловаться, и справедливо». Начальник опять выглянул в окно. Под окном стоял старик с седой бородой и, состроив из ладони козырек, заглядывал в кабинет начальника. Этому что надо? Старик отошел от окна и направился за угол к входной двери отдела дошкольных учреждений. «Если б с улицы набрать, – подумал начальник. – Вот таких бичей божьих… а ведь он ко мне!» И верно: приоткрылась дверь, и в кабинет просунулась седая борода. – Входите, входите! – засуетился начальник. – У вас веника нету? – спросил старик. – Входите, и так грязно! Старик затопал ногами, потом снял шапку и принялся сбивать снег с пальто. Снег таял на полу, начальник раздумывал, как бы половчее уговорить старичка. – Очень рад, – сказал начальник. – Вы-то мне и нужны! Давненько вас поджидаю. Старичок заморгал от удивления. – Видите ли… – Все вижу. Почтенный возраст… старикам везде у нас почет. Курите, если курите. Старик поспешно достал кисет и начал крутить козью ножку. – Где работаете, на буровой? – продолжал начальник, раздувая ноздри от давно позабытого запаха махорки. – Внуки в детском саду устроены? Нет? А, внуков нет… Но мы все для вас сделаем… устроим, разберемся, откликнемся. Но и вы нам должны помочь. Вы уважаете теперешнюю молодежь? – Постольку-поскольку… – Я с вами полностью согласен! Вы не знаете ли Белохватского из драмтеатра? – Не имел чести… – Не велика честь его знать. Обыкновенный рвач. Плати ему, понимаешь, двойной тариф, иначе он Деда Мороза играть не будет. И других артистов подбил! А у меня детские сады, вы понимаете? – Я так понял, что вы предлагаете мне это… того… – Нет… то есть да! Именно «того»! Не перебивайте, я еще не объяснил всей вашей выгоды. Возьмите на себя два праздничных утренника, сегодня и завтра, и подзаработайте к Новому Году. Смотрите, какое у вас пальто. Воротник истрепался, пуговицы разные… и шапка. – Шапка как шапка, – расстроился старик. – Из кролика. – Вы не обижайтесь. Я хочу как лучше. Вот и теплые ботинки могли бы купить. Холодно в туфлях? Холодно. Деньги получите сразу после утренника, я позабочусь. Дед-морозовский реквизит у нас есть… Эх, ничего не выйдет! Вы не успеете выучить роль. – Успею, успею, мне не впервой! – замахал руками старик. – Я роль знаю, мне бы только повторить. – Бывают же совпадения, – удивился начальник. – Вы, собственно, по какому делу? – Я это… – забормотал старик. – За тем и пришел… В Дед Морозы. В детском саду беспокойно, родители очень недовольны, – они отпросились с работы, почему утренник не начинается? – Дед Мороз задержался, – успокаивает всех заведующая детского сада. А вот и Дед Мороз. Он только что вошел, взгромоздил узел с реквизитом на детские шкафчики, отжимает бороду, оттаивает. Никто на него внимания не обращает, лишь одна старенькая уборщица узнала его и позвала заведующую: – Дед Мороз пришел! Родители усаживаются в музыкальном зале кто на чем, а заведующая ведет старика в свой кабинет. Там он снимает пальто и остается в какой-то выцветшей железнодорожной униформе. – М-да, – разочарованно говорит заведующая. – Предупреждаю, что бумагу подпишу вам после полного часа, а то в прошлом году один такой… похожий на вас… схитрил и испортил нам весь утренник. Простыня с подарками в левом углу под окном, не забудьте. Борода у вас настоящая, не пойму? Быстро переодевайтесь, и за работу. Начинаем. Старик поспешно снимает железнодорожную униформу и надевает красный халат на ватине. Смотрит в зеркало. В халате застряли желтые елочные иголки от прошлогоднего утренника. Надевает красную шапку с серебристыми звездочками, черные валенки с бумажными снежинками, красит помадой щеки и нос. Распушает бороду. Вдруг пугается, достает из кармана мятую школьную тетрадку, листает, возводит глаза к потолку и шевелит губами. Из зала доносятся звуки рояля. – Дети, а кто должен к нам прийти? – спрашивает музыкальная руководительница. – Дед Мороз… – нестройно отвечают дети. – Верно! Молодцы! Позовем его! Вместе, хором: де-ду-шка Мо-роз! Старик выбегает из кабинета и мчится по коридору. Родители в дверях, улыбаясь, уступают ему дорогу. – Де-ду-шка Мо-роз! – зовут дети. – Слышу, слышу! – кричит старик. – Бегу! Музыкальная руководительница начинает играть «Марш Деда Мороза», старик начинает петь и входит в зал: Разыгралися метели, Стонут сосны, стонут ели… Вдруг он с ужасом вспоминает, что забыл в автобусе свой главный реквизит – толстую суковатую волшебную палку. – Склеротик ненормальный, – бормочет он и устремляется к выходу. Родители смеются, но музыкальной руководительнице не до смеха. Она пытается спасти положение: – Дедушка Мороз, что случилось? Расскажи нам! Может быть, мы все вместе тебе поможем. – Палку забыл в автобусе… ах, да, виноват. Дорогие детки, у меня большое несчастье! Злой серый волк украл мою волшебную палку! Что мне теперь делать? Дети в недоумении. Музыкальная руководительница пристально смотрит на уборщицу, та отправляется на кухню и начинает наклеивать на половую щетку кусочки ваты. – Дедушка Мороз, разве ты не видишь, что для тебя приготовили дети? – ласково спрашивает музыкальная руководительница и злобно разглядывает старика. Тот все еще неуклюже топчется посреди зала и наконец замечает елку. – Ого-го, какая елка! – восторгается он. – Боже ж мой, какие игрушки, какие хлопушки! Музыкальная руководительница начинает закипать. Старик поглядывает на нее и думает: «Зачем я Бога приплел? Еще бумагу не подпишут…» Пора усаживаться под елкой. Больше всего в этом стародавнем новогоднем сценарии ему нравятся двадцать минут сидения под елкой. – Устал я, детки, – кряхтит старик. – Дорога была нелегкой, инфаркт дает себя знать. Сяду под елочкой, отдохну… А где мой стул? – вдруг пугается старик. Родители хохочут, музрук страшными глазами ищет уборщицу. Та приносит стул и красивую волшебную швабру: – Вот, дедушка, Снегурочка тебе передала. Она эту палку у серого волка отняла. Садись, светик. – Спасибо, бабуля, – шепчет старик. – Если б не ты, не знал, что и делать. Наконец усаживается. – Дедушка Мороз, – говорит музыкальная руководительница. – Послушай, какие стишки выучили дети специально для тебя. Вовочка! «Елки– палки! -вспоминает старик. – Совсем забыл!» Он вскакивает, грозно размахивая шваброй: – Извини, Вовочка! Сейчас своей волшебной палкой я зажгу лампочки на елке! – Рано еще! – шипит музыкальная руководительница. – Не волнуйся, голубка, все будет хорошо, пусть детишки порадуются. Раз, два, три, елка зажгись! Неудача. Через весь зал, скользя по мастике, мчится к розетке уборщица. Она кивает старику и, когда тот, свалив вину на злополучного серого волка, опять кричит: «Елка, зажгись!», втыкает вилку в розетку. Слышится треск, летят искры, и детский сад погружается во тьму. – Пробки сгорели! – ахают родители. – Это не пробки! – слышится голос многострадальной музыкальной руководительницы. – Это Дедушка Мороз расскажет в стихах о своем путешествии. В это время два знающих папы, зажигая спички, отправляются в коридор к пробкам. – Почему в стихах?! – возмущается в темноте старик. – Я точно помню, что не в стихах… или в стихах? Он нащупывает стул, распахивает халат и пускается по течению: – Какие уж тут стихи, детки… Тут стихами не передашь! Трудное было путешествие, должен вам сказать, малыши. Я вышел из леса, был сильный мороз. А я, хоть и Дед Мороз, но тоже живой человек, верно? Не возвращаться же назад, когда меня ждут такие хорошие дети. Вот. Как вдруг ко мне из-за елки выбегают мохнатые волки! Садись, Айболит… э-э… не то… Садись, Дед Мороз, верхом, мы живо тебя довезем. Если б не эти добрые волки, тю-тю… не видать вам меня на елке! Зажигается свет, старик едва успевает запахнуть халат. Музыкальная руководительница оцепенело глядит на клавиши. – Продолжим утренник, – устало говорит старик. – Где там Вовочка? – Я! – Не ковыряй в носике. Давай свое стихотворение. Села муха на варенье, Вот и все стихотворенье. – И все? – Ага! – Дружно поаплодируем Вовочке! – оживает музыкальная руководительница. – Сейчас девочки-снежинки из младшей группы станцуют танец! Старик умиленно наблюдает, как танцуют снежинки. – А сейчас станцуют мальчики-зайчики из средней группы! Пока зайчики танцуют, старик отдыхает. – А сейчас нам станцует Дедушка Мороз… – музыкальная руководительница смотрит на перепуганного старика и меняет решение. – Нет! Пусть лучше Коленька загадает Дедушке Морозу загадку. Посмотрим, как он умеет отгадывать. Танцевать, слава богу, уже не надо; зато наступает самое страшное для старика – отгадывание загадок. Выходит Коленька и загадывает: Он веселый и смешной, Длинноносый, озорной, В красной шапке на макушке, А зовут его… «Буратино, что ли?…»– лихорадочно соображает старик. Наконец догадывается: – Петрушка! – радостно кричит он. Коленька смотрит с недоумением, музыкальная руководительница готова разрыдаться. – Нет, – говорит Коленька. Старик удручен. Он чувствует, что отгадал правильно. – Как же «нет», как же «нет»?! – суетится он. – Петрушка, точно! Могу поспорить. – Да нет, все правильно, – обижается Коленька. – Но ты должен был сначала не угадать. Надо было сначала ответить «лягушка», потом «подушка», а потом уже ты должен был угадать. Такая игра, понимаешь? – Непонятливый я, – сердится старик. – В следующий раз буду знать. Утренник близится к концу. – Дедушка Мороз, а что ты еще забыл? – спрашивает музыкальная руководительница. – Не помню, что я забыл, – сердится старик. На этот раз он действует точно по сценарию, хотя и не знает этого. Музрук счастлива: – Дети, напомним Дедушке Морозу, что он еще забыл! Хором! – По-дар-ки! – кричат дети. – Точно! – радуется старик. – Я добрый Дедушка Мороз, я подарки вам принес! Они находятся в этом зале. Сейчас их отыщет моя волшебная палка. Старик хорошо помнит, где спрятаны подарки. Он торжественно шествует в правый угол, раздвигает родителей, но подарков не находит. Направляется в другой угол, в третий… наконец бредет в последний, четвертый угол. Там у простыни с подарками сидит малолетний шкет и, пуская шоколадные слюни, потрошит кулек с конфетами. – Идем, малыш, поможешь мне раздать подарки, – устало говорит старик. В кабинете его ожидали насупленные заведующая и музыкальная руководительница. – Вы сорвали нам утренник, – сказала заведующая. – Я вам бумагу не подпишу. – Но я провел утренник до конца, – робко возразил старик. – И потом, я ведь не специалист… – Это не наше дело! – вспыхнула музыкальная руководительница и разрыдалась. – У меня есть методика, утвержденный сценарий… а вы… Разве это утренник? Это черт знает что! В кабинет вошли две мамы. – Мы из родительского комитета, – представилась первая мама. – Мы хотим поблагодарить Деда Мороза. Было очень весело, вы хороший артист. – Разрешите от имени… – сказала вторая мама и сунула старику кулек с конфетами. Когда делегация удалилась, музыкальная руководительница перестала рыдать и задумалась, а заведующая поколебалась и подписала бумагу. Старик быстро переоделся и, как молодой, помчался в отдел дошкольных учреждений. Там его ожидали начальник и конверт с деньгами. Начальник пожал ему руку. – Детские магазины до скольких открыты? – спросил старик. – По-моему, уже все закрыто. – Как? – опешил старик и заспешил в центральный универмаг. Оттуда он вышел радостный, с пакетиком под мышкой. Оставалось сделать еще два дела, а потом домой. Он зашел в кулинарию, там было пусто. – Все продано, закрываем, – сказал мясник, громко щелкая большим навесным замком. – Мне костей… килограммов пять… а лучше шесть, – попросил старик. Мясник так удивился, что отложил замок и в придачу к костям нашел пустой мешок и немного мяса. Старик очень благодарил. И наконец последнее дело. Но винарка была уже закрыта. Старик тихонько постучал. – Закрыто уже, не видишь?! – взревела изнутри винарщица, но старик так скорбно промолчал, что она впустила его и налила стакан вермута. Вермут утеплил ему душу. Вот и все. Он с теплой душой сел в автобус и поехал в самый дальний район Нефтесеверска. Ему уступили место, он сел у окна и прищурился в темноту. Потом он развернул пакетик и радовался, разглядывая розовую пуховую шапочку и шарфик. Потом автобус опустел, а он все ехал; потом он съел конфетку из подарочного кулька и увидел, что автобус подъезжает к конечной остановке. Он торопливо развязал узел, снял пальто и опять оделся Дедом Морозом. Водитель посмотрел на него и улыбнулся. Медленно падал снег. Было темновато, но старик легко находил дорогу. Он обошел последний дом, пересек забитый сваями котлован и очутился на опушке леса. Здесь он тихонько свистнул. К нему подбежали два матерых волка, запряженных в легкие сани. – Как дела? спросили волки. – Нормально, – ответил старик. – Принес что-нибудь? Старик похлопал по мешку. Волки принюхались и сказали: – Нормально. Старик уселся в сани, и видимость растаяла за пушистым снегом. Ехал он лесотундрой к своей избушке часа два, чуть не замерз. Грелся у газовых факелов. Его встречали Снегурочка, горячий чай и теплая постель. Даже Деду Морозу нужно немного тепла.
|