|
Т е о р и я ф у н к ц и й
Ф У Н К Ц И О Н И К А
модель личности по Аугустинавичуте
Функция - совокупность особенностей восприятия , переработки
и выдачи информации по аспекту. Поскольку аспектов - 8 , то и
функций восемь. Нахождение аспекта в одной и той же функции у
разных людей обуславливает одинаковое отношение к этому
аспекту , одинаковую ( при равенстве интелекта ) его осознанность
. Если один и тот же аспект находится в разных функциях , то
это обуславливает разное восприятие и отношение к нему . Что и
составляет основу различия между типами личности .
Функции , подобно аспектам , можно описать при помощи прзнаков:
1 ) сильная- слабая
2 ) ментальная- витальная
3 ) акцептная- продуктивная
Таким образом ,
1 ф. сильная ментальнаяакцептная
2 ф. сильная ментальнаяпродуктивная
3 ф. слабая ментальнаяпродуктивная
4 ф. слабая ментальнаяакцептная
5 ф. сильная витальнаяакцептная
6 ф. сильная витальнаяпродуктивная
7 ф. слабая витальнаяпродуктивная
8 ф. слабая витальнаяакцептная
Кратко опишем признаки :
1) Акцептность - это способность отражать ,
"фотографировать" и репродуцировать информацию по аспекту .
Продуктивность - определяет возможность создавать новое по
аспекту , на основе той информации , которую создала
акцепторная функция .
2) Сила - предлагает уверенное владение информацией (
достаточное ее количество ) и волевое влияние на социум .
Слабость - означает , что информация по аспекту используется
неуверенно , ее не хватает, поэтому по слабым функциям тип
подвержен влиянию социона .
3) Ментальность ( осознанность ) - предполагает объективное
изучение мира , стремление перевести информацию в языковую форму
.
Витальность - предполагает субъективное , "через себя" ,
изучение мира , требует слияния с изучаемым .
Можно сказать , что по ментальным функциям не столько
делают , сколько разговаривают , а по витальным действуют , мало
задумываясь , они хуже осознанны , чем витальные .
Фунукции описаны следующим образом :
- Определение
- Номер
- Детальное описание
- Описание приемов развития функции
С и л а - с л а б о с т ь ф у н к ц и й
Сила функции предполагает наличие информации и навыков в
количестве , достаточном для разумных и интенсивных действий.
Спокойное и уверенное владение этой информацией . Волевое
внедрение своего мнения в мир . Смелость и категоричность оценок.
Получение информации спокойное и уверенное . При пользовании
сильными функциями успехи обыкновенны, следовательно,
пользоваться сильными функциями приятно .
Слабость функций определяет неспокойное, неуверенное и
неврозное владение информацией . Подверженность влиянию социума
на действия , мнения , суждения , эмоции .
Динамическая сторона признака : сильные функции всегда
полны информации , готовы к использованию и используются (
кинетические ); слабые же функции "не успевают" , нуждаются в
накоплении информации, которую используют в основном не сами по
себе , а как горючее для сильных .
М е н т а л ь н о с т ь - в и т а л ь н о с т ь
ф у н к ц и и
Действительность с точки зрения психики образованна из двух
частей : извне подаваемой информации иизнутри познаваемой
действительности . Причем даже собственный организм может
изучаться внешним, более осознанным , "теоретическим" образом, а
с другой стороны, наши внутренния ощущения зависят не только
сами от себя , но отражают весь окружающий мир . То есть, ощущая
себя, человек неизбежно ощущает весь мир . Поэтому и существуют
обе части психики , воспринимающие информацию существенно по
разному . Ментальная часть - воспринимает информацию как бы со
стороны , как внешние по отношению к себе предметы , как
рельефный набор обособленных друг от друга объектов или процессов
. Другая - витальная - отражает мир изнутри организма , как
нечто непрерывное , слитое воедино , нераздельное . Ментальные
функции осмысливают действительность и сознательно к ней
приспосабливаются . Эта информация распространяется в социуме .
Витальные функции - эхо внешнего мира в индивиде . Ментальные
функции свои проблеммы решают ментальным способом : сбор и
передача информации , спор , доказательства ; все в основном
на уровне второй сигнальной системы . Витальные - витальными
: прием сигналов - раздражителей и реакция на них по первой
сигнальной системе . ( т.е. большей частью , действием .
Можно сказать , что ментальные функции не столько
действуют , сколько рассуждають , а витальные - наоборот.
Ментальное восприятие предполагает известное расстояние до
изучаемого , витальное - наоборот , слияние с ним .
А к ц е п т н о с т ь - п р о д у к т и в н о с т ь
ф у н к ц и й
Акцептные элементы "отражают , фотографируют ,
репродуцируют действительность и обеспечивают психику объективной
информацией . Это всегда то , что находится во внешнем мире вне
психики . Это всегда отражение объективного мира , информация
про объективный внешний мир. И про себя самого, как про частицу
этой объективности.
Следует отметить , что акцептному элементу всегда присуще
чувство эмпатии или чуство какой-то слитности с отражаемым . Эти
элементы воспринимают и акцептируют то , что есть вовне". Эта
информация воспринимается как объективная данность , которую
можно воспринимать, воспроизводить ( репродуцировать ) и
использовать .
"Коммуникат продуктивность элемента - это то , что
извлекается из акцептным методом полученной информации . Этот
элемент можно назвать творческим , потому что в том , что он
извлекает из акцептным методом полученной информации , есть
частица того , чего нет и не было в объективном мире . Это его
вывод , его представление о данном аспекте объективного мира ;
о том , каким он , этот аспект, в его представлении является , и
каким он должен и может быть.
Продуктивным элементам присуща инструментальность, а не
эмпатия. Их творчеством является то , что индивид извлекает из
акцептным элементом доставленной информации ; это с одной стороны
субъективное приспособление индивида к объективной реальности, а
с другой - творчество."
Итак , мы имеем два свойства элемента : отражение и
репродукция определенного аспекта с одной стороны, ипродукция
нового на основе информации , данной объективной реальностью , с
другой . На "фабрику" поставляется сырье , производится -
продукция .
Было бы неправильным считать акцептные элементы абсолютно
акцептными , продуктивные - исключительно продуктивными .
"Несомненно , продуктивные элементы в своей активности учитывают
и соответствующие аспекты в действительности . То есть они не
только продуцируют, но в какой то степени и отражают картину
действительности". Каждый элемент является сочетанием обоих
свойств: в акцептном преобладает репродукция , в продуктивном -
продукция , творчество . Чем же отличается творчество по
акцептным и продуктивным элементам ?
Продукция акцептного элемента основывается на моделировании
, конструировании из известных элементов . Функционирование
этого элемента оценивается по уровню точности . Это
воспроизведение по известным образцам , это конструктор , в
котором деталями , кубиками являются частицы объективной
реальности , воспринимаемые как данность. Творчество
продуктивного элемента - это продукция нового, качественно нового
; изобретательство с долей иимпровизации ; так как аналога нет ,
и что получится в итоге не всегда известно . В какой то мере
это творчество индивидом ощущается как более личное, как критерий
оценки его личности окружающими . "Удар" или отрицательная
информация на этот элемент более неприятна , нежели на
акцептный , так как во втором случае это вызывает скорее
удивление и некоторое недоумение . " Я же складывал кубики
заведомо хорошо , как же могло получиться что-то плохое ? " А в
продуктивном творчестве каждый кубик - личное творение , детище
, в которое человек вкладывает частицу себя . По акцептным
элементам индивиду присуще чувство ответственности , по
продуктивным он гораздо менее уверен и ответственности не берет
, но выполняет обязанности . По акцептным мы более склонны
говорить о недостатках , по продуктивным - о достоинствах .
С и л ь н а я м е н т а л ь н а я
а к ц е п т н а я
Наиболее сильная , осознанная и акцептная . Количество
информации, получаемое по 1 аспекту больше , чем по любому
другому аспекту. Воспринимается эта информация наиболее глубоко и
"дифференцированно". Происходит получение и превичная обработка
информации очень естественно и настолько быстро , что сам человек
их не замечает, а просто "имеет готовую информацию" . Легкость
получения и успешность использования информации по 1 аспекту
есть причина и следствие того , что человек практически
постоянно наблюдает за 1 аспектом , снает каналы получения
информации и пути воздействия на социум . Имеет четкую сферу
интересов . Ввиду своей уверенности в правильном понимании всего
, что происходит вокруг 1 аспекта , не стесняется своих
проявлений по этому аспекту . Благодаря умению отделить
главное от второстепенного , знанию лучших стандартов , человек
спокойно переносит критику окружающих , сам уверенно и
категорично критикует других .
Абсолютная память - возможность в любой момент вспомнить то
, что однажды было увидено , услышано , понято и тем более
сделано по 1 аспекту . Поэтому же информация по 1 аспекту и есть
первое , что мы вспоминаем о человеке при встрече (тип, характер,
должность и т.п.).
1-я функция - то , что сам человек более всего в себе ценит
; получая от внешнего мира немного по 1 аспекту ,
довольствуется и этим . В мениях и деятельности по первому
аспекту человек совершенно не склонен никому подчиняться , свои
мнения упорно отстаивает и не прочь сам поруководить . Отношение
к другим людям (социумам ) определяется потребностями 1 аспекта
на данный момент. (Характерно, что советский строй каждый
критикует с точки зрения своей 1-ой и 3-ей функции , что даже
может быть использовано для диагностики типа . )
Первая функция склонна интересоваться другими больше, чем
собой ( о себе успевает позаботится между делом ) , поэтому ей
нужна арена деятельности , люди, которые слушают и слушаются. И к
мнению по 1 аспекту действительно стоит прислушаться , ведь
человек за всеми признает права по 1 аспекту и худого не
посоветует . Впрочем , по 1 аспекту не любят "метать бисер" , но
близких "для их же блага" зачастую стремятся всеми способами
подчинить . Хорошее воспитание по 1-й функции- не демонстрировать
грубо отрицание оценики другого, тактично помогать .
Резюме : 1-я функция определяет мировосприятие человека ,
его "информсационную профессию" , имедж . Человек имеет по этому
элементу максимум информации , наиболее уверенно ей пользуется ;
можно сказать, что это самая сильная функция , "зона личного
произвола".
С и л ь н а я м е н т а л ь н а я
п р о д у к т и в н а я
Вторая после 1 по силе осознанности функция . Но в
противоположность ей не акцептная , а продуктивная . Еслипо
первой человек выполняет в обществе роль специалиста ,
консервативного икритичного пользователя и расспространителя
лучших из известных ему стандартов, то второй он пользуется как
инструментом для достижения целей по 1, и относится к
соответствующему аспекту именно как к инструменту . С другой
стороны , оттачивая и совершенствуя этот инструмент ( в
соответствии с тем , как это диктует первая , и ни на йоту
больше !), изобретают и открывают нечто новое , дотле
человечеству неизвестное. И если первую функцию в соционике
называют базовой , то вторую - творческой . В качестве
инструмента может использоваться уже существующая методика , но
поскольку функция донорная , то человеку гораздо интереснее
придумывать самому , чем копаться в старом , которое он обычно
даже не стремится запоминать . Если 1 аспект рассматривается
человпком как объективно данная часть мира , то 2 аспект - скорее
как свои личные умения , качества и творчество , поэтому критика
по 2 аспекту переживается гораздо острее , чем по 1-му , может
даже возникнуть желание во что бы то ни стало доказать
собственную правоту. Поскольку все мы склонны о других судить по
себе , то и к чужим проявлениям по 2 аспекту мы относпмся , как
к своим , т.е. полагаем свободу творчества , требуем
раскрепоститься , но категорически не принимаем пренебрежения
по этим аспектам , даже более категорично , чем по 1 аспекту ,
гипертрофированно остро замечаем недостатки и достоинства других
. Когда нас просят помочь по 2 аспекту, воспринимаем это как
признание наших успехов и с удовольствием помогаем . Более того
, при отсутствии последователей по второму аспекту чувствуем
свою ненужность.
Хорошее воспитание по второй- отсутствие категоричности в
оценках, ненавязчивость . Тренировка этой функции легче , успех
же тождественен самоутверждению в обществе .
Резюме : 2 функция творческая , здесь человек создает новое ,
до него не пзвестное . Творчество ради достижения цели по первой
и самоутверждения .
Б л о к "Э Г О"
Блок - это пара функций . Акцептная отражает действительность
, продуктивная формирует на основе информации , воспринятой
акцептной, новую информацию , которая может не вполне
соответствовать реальности. Эта неполнота с одной стороны -
недостаток , а с другой - благодаря ей и только ей возможно
творчество . Особенно это подходит к блоку Эго ( от латинского
"Я" ) , который и называется в соционике блоком творчества .
Общие свойства блока - строгий диктат ( индивид упрямо
отстаивает свои мнения и стремится внедрить их в социум ) ;
знание и распространение лучших стандартов , идеалов ; оценка
общества ; основное средство воздействия ( 2-я ради 1-ой ) ;
эго не знает сомнений , переживаний , угрызений совести ; при
его реализации индивид смел и бесстрашен , всегда уверен, что
найдет выход из сложившейся ситуации; для эго хапрактерны
словесные поправки по поводу всего, недостаточно разумного , или
, наоборот , опасного ; Эго - социально - демонстративный,
автономный или творческий блок ; блок точной самооценки ; блок
, при реализации которого человек требует адекватного его
способностям и качествам признания ; старание действовать
полностью самостоятельно .
По аспектам блока Эго шутят , сами не боятся показаться
смешными , поскольку юмор допустим лишь по аспектам, в которых
человек чувствует себя сильным . Не очень-то считаются с
авторитетами и общепринятыми нормами. По этим аспектам не
стесняются вступать в спор , высказывать возмущение и восхищение
, диктовать моду и давать безаппеляционные реплики .
Прекрасное понимание людей по этим составляющим .
Блок Эго включается энергично в активность только после того,
как приобретает последователей , желающих пользоваться его
идеями , но неспособных осуществить их , соответственно
ситуации .С л а б а я а к ц е п т н а я
м е н т а л ь н а я
Эту функцию отличает от первой "слабость". Ей не уделяется
обычно достаточно внимания , информация хотя и накапливается
, но медленно , от случая к случаю , уверенности в ее правильном
восприятии нет , скорость получения и первичной переработки
невелика , поэтому знаний не всегда хватает даже для собственных
нужд . Однако даже очень большое количество информации мало
помогает прибавить уверенности в себе , поэтому тут нет
четкой сферы интересов ; способна заинтересовать любая
необычная информация ( т.е. , почти любая ) . Ввиду того, что
человеку трудно здесь отличить главное от второстепенного , он
при принятии решения колеблется , не уверен , есть ли у него
право поступать так , как он поступает , поэтому частенько он
задает по этому элементу окружающим вопросы , конечно , если
уверен , что к ним уважительно отнесутся . Поскольку критика
воспринимается не очень приятно , сами критикуют окружающих
очень осторожно , не навязывая своего мнения . Память по этому
аспекту далеко не идеальная ( как можно четко запомнить то , что
и в данный момент воспринимается туманно ) . Мнению других
противостоять трудно, поэтому есть желание соответствовать
стандартам, быть не хуже большинства . Свои ошибки индивид
склонен списывать на то , что не научили . При возможности
помочь ( советом , делом страшнее ) кому - нибудь, человек не
применет выдать имеющуюся информацию, дать совет в надежде , что
и к нему отнесутся не хуже .
4-й функции нужна ненавязчивая помощь делом ( но при этом
пользоваться прямой помощю других совестно ) , человек , с
которым всегда готов обсудить интересующий вопрос и одобрить
принятое решение , нужен свободный приток информации . Тогда
возможен новый ее уровень развития, человек делается гораздо
более уверен в себе, интенсивнее и спокойнее живет, его 4-я
функция начинает напоминать энциклопедию, из которой окружающие
могут почерпнуть бездну полезного . Успех тем больше , чем
спокойнее отношение к данному аспекту , и чем больше уделяется
ему внимания . Но никогда 4-я функция не бывает настолько
категоричной и волевой , как 1-я . Для нее невозможно подняться
на тот уровень видения мира и его глобальных проблем , она при
лучшем своем развитии остается прикладной и обслуживающей
интересы самого индивида , его семьи , но не всего социума .
Резюме : 4-я функция - суггестивная ( внушаемая ) ,
функция пассивного изучения внешнего мира и следования
навязываемым стандартам.
С л а б а я п р о д у к т и в н а я
м е н т а л ь н а я
Самая слабая из всех ментальных , информация
воспринимается очень поверхностно , да и то не всегда . Четвертая
функция предоставляет мало информации, которой для точного знания
, чуства и уверенных действий по третьему элементу явно и почти
всегда не достает. Это определяет и то, что во первых, очень
тяжело сопротивляться нажиму окружающих ( МНС ) , который
воспринимается как очень не тактичный , а с другой стороны
приводит к множеству комплексов , неадекватных реакций на
окружающее ( например , самобичевание , чтоб пожалели ) ,
выдумывание реально не существующих вещей и т.п. ( естественно ,
что в дела других человек старается не вмешиваться, если только
это не касается его лично, очень не любит навязчивых и любопытных
. Обсуждение возможно только с его подачи . Комплимент по 3
аспекту настораживает , бывает приятным , только если не вызывает
сомнений его искренность и на нем не сконцентрировано излишнее
внимание . Ниудача мучает , надолго выбивает из колеи , перед
другими стыдно. За помощь грех не отплатить ) . Информацию по
3 аспекту труднее всего понять и запомнить , потому есть
стремление к обобщениям , обыкновенно выглядящим примитивными и
однобокими . Критика окружающиь воспринимается особенно остро и
обидно . Здесь нужно не критиковать , а тактично заботится .
Поэтому же всех , кому плохо по 3 аспекту , жалеют .
Саморегуляция по 3 функции . Станьте спокойнее , наверняка
не все так плохо , как кажется , спокойнее относитесь к критике,
старайтесь спокойно и не насилуя себя ее учитывать . Больше
общайтесь с представитялями своей квадры , и особенно с
дополнениями . ( Лучшее , чего может желать индивид по 3 аспекту
- это свобода , не стесненность в выборе способа действия ,
друга , на которого и на мнение которого всегда можно
положиться . )
Резюме : 3-я функция - место наименьшего сопротивления ,
самая слаборазвитая из всех сознательных , задавленное
творчество, место комплексов , мешающих ее развитию . Без
преодоления ее слабости полноценная жизнь невозможна .
Общая характеристика блока
С у п е р э г о
Блок контроля творчества , наибольших сомнений и переживаний
, блок совести ; по блоку и акцепция , и продукция слабые .
Личность стремится не выделятся из ряда других, применять
испытанные шаблоны и стереотипы . Однако данная слабость дает
сильнейший стимул к самосовершенствованию . Черезмерная
чувствительность и плохая ситуация по аспектам блока СуперЭго
приводят к мукам самооценки и психосоматическим заболеваниям .
Защищенность тем больше , чем больше накоплено стереотипов и чем
лучше типовое окружение. С другой стороны недостаточная
чувствительность должна приводить к черезмерной гиперактивности .
Блок СуперЭго - поиск самоподчиняющихся и сопереживающих. (
СуперЭго переходит от разговоров к действию тоже только после
того, как обеспеченные его информацией люди начинают действовать
сами , ипросто необходимо выравнивать их линию поведения ) .
Оценка себя с точки зрения соответствия социальным стандартам
, отсюда сверхценность аспектов блока СуперЭго.С и л ь н а я в и т а л ь н а я
а к ц е п т н а я
Этот аспект воспринимается как постоянный фон при 1 аспекте
. Глубокого познания нет , можно сказать , что этот аспект
существует только "свой" . Другие по нему оцениваются крайне
редко . Воспринимются такими , как они есть . В своих
собственных проявлениях индивид разбирается тем лучше , чем
большего от него ожидают окружающие, чем больше рассказывают о
личных и глобальных проблеммах . Для успешной деятельности по
этой функции нужна "программа" окружающих. Наличие этой
программы помогает жить, отсутствие - создает у индивида ощущение
своей ненужности . Более того , соответствующая часть своих
собственных нужд в большей степени игнорируется , нужды других
воспринимаются , напротив , остро . Накопленная информация и
умения используются как затычка в прорехах социума . Более того ,
человек часто даже сознательно экономит на себе и изобретает
способы экономии для других , чтобы ( как ему кажется )
улучшить их ситуацию . Не жертвовать собой для других тяжело ,
но и разбазаривать не мед , поэтому часто возникает
желаниеприбедняться, говорить зараннее , что все плохо , резервов
нет , пока не успели попросить. Еще более страшно навязать другим
свою волю . Сила этой функции в умении выполнять заказы
общества . С точки зрения своих нужд здесь более харрактерно
умениене проигрывать , чем умение выигрывать . Собственный
вклад в общество пропорционален затратам . Если эти затраты
дали эффект - удовлетворение , если нет - "жаль , но делать
нечего . Если программу не удается выполнить - глубокая
неудовлетворенность, что "недотянул" .
Регуляция : не стоит себя разбазаривать , не стоит быть
навязчивым , предлагая всем и всюду "экономить" - это могут и
не так понять .
Резюме : - 1 функция млоасознанного восприятия потребностей
социума и волевого их претворения .
С и л ь н а я в и т а л ь н а я
п р о д у к т и в н а я
Похожа на вторую . Это реакция на -1 аспект по -2 аспекту .
На -2 аспекте формируется "полукинетическая" двигательная
активность на закладываемую по -1 программу . Для действий по -2
аспекту характерно выдать наивысший возможный стандарт ,
одержимость и соревнование. Невозможность выхода по -2 функции -
причина подавленности , а активность выглядит очень спонтанной
. Необычайно чувствительна к ошибкам других , но реагирует не
словами , а действием , что выглядит как помощь .
Критиковать других считается бестактным, хочется служить им
опорой , быть идеальным . Желание быть идеальным может приводить
к желанию быть выше критики и вне критики , которая может
расстроить. Хорошее воспитание- не делать из себя выдуманного
кумира и не забывать о себе .
Резюме : -2 функция - это наиболее деятельная функция , по
ней осуществляется каждодневный добросовестный труд .Б л о к "И д"
Свои потребности отождествляет с потребностями общества ,
без этого отождествления незачем жить . О своих потребностях
заботятся, если это входит в заказ . По этому блоку нет
изощренного стратегического творчества , этот блок повседневного
труда , в котором , однако , стремятся использовать и
исполюзуют лучшие из стандартов .
Блок социальной реализации индивида . Средство
психофизического освоения внешнего мира , средство демонстрации
возможностей своего организма . Потребность быть законченным и
отмеченым .С л а б а я а к ц е п т н а я
в и т а л ь н а я
В сигналах - раздражителях по этому аспекту разобраться
самому тяжело , они воспринимаются , с одной стороны , как
что-то очень важное, а с другой стороны - как шум. Человек
чувствует себя хорошо, только если ему его самого объясняют и
говорят , что с собой делать. При отсутствии этой заботы ,
особенно если есть серьезные проблеммы, чувствует себя брошенным
ребенком . Своих проблемм по -4 аспекту редко стесняются ,
легко могут попросить помочь , но в этом нет навязчивости ,
это именно просьба , а не требование . Притом , относясь к
данному аспекту как к очень важному , стараются не
противопоставлять свои личные интересы чужим , существует даже
некоторая жертвенность , чтобы не обвинили в эгоизме , заметили и
позаботились. Важна и забота , и сам факт ее наличия , снимающий
тягостную ответственность по -4 функции . Можно сказать , что по
-4 функции непривередливы .
Критику воспринимают спокойно , как заботу . Дуализация
позволяет развивать эту функцию . Самовоспитание - дело трудное .
Характерно физическое избегание неприятного .
Резюме: -4 функция - суггестивная витальная функция , на
мнение человека легко влиять , он идет за обществом , если
социальная программа учитывает потребности индивида , чувствует
себя счастливым, если не мучает антисовесть .
С л а б а я п р о д у к т и в н а я
в и т а л ь н а я
Здесь формируется инстинктивная реакция на акцептируемые
-4 функцией сигналы . В их проявлении человек менее всего волен .
Собственное состояние по 3 функции осознается крайне слабо .
Критика крайне неприятна , реакция - "или не критикуйте , или
помогите " . -3 - мимозообразная функция . Когда критиковать не
за что , а есть за что хвалить , то это - лучший комплимент . Все
, что ухудшает ситуацию по -3 функции , индивид пытается
ликвидировать тут же . Имеют место декларации о великом
значении -3 аспекта , Человека , которому плохо по -3-ей , очень
жалеют , и, если могут , стараются помочь , особенно, если это -
близкий . За заботу по -3-ей человек очень благодарен, она
подкупает. Сам индивид и окружающие понимают под "хорошим
поведением" отсутствие жалоб и демонстраций по -3 аспекту.
Резюме : -3 - наиболее слабая из функций , самая
малоосознанная, ее неполадки серьезно нарушают работу психики .
-3 аспект - мотив проблемм .Б л о к СуперИд
Блок СуперИд - блок отгораживание через самобичевание . Его
результатами лимитируется деятельность блока Ид. Акцепция и
продукция блока слабые . ( Если акцепция худо-бедно идет -
продукция совершенно незначительна , притом спонтанна и
неуправляема ) . По блоку СуперИд человек не может разумно
действовать , всегда либо запаздывает, либо суетится , помогает
кому-либо , когда стоит позаботится о себе . С этим блоком
связано физическое самочувствие человека . В своих проблеммах и
ошибках склонны обвинять кого угодно, но только не себя - если
худо , а помощи нет , мучает антисовесть .М о д е л ь и н ф о р м а ц и о н н о г о
м ет а б о л и з м а
Функции - составляют статическую структуру модели А. Они
не работают по одиночке , но всегда парами - блоками .
Акцептная функция блока по возможности отражает действительность
, продуктивная реагирует , творчески приспосабливаясь .
Происходит это почти одновременно , тем быстрее , чем более
сильно дифференцирована функция. Проследить их проявление
отдельно мы можем только в отдельных случаях. Блоки тоже
функционируют независимо . Слабые блоки тоже нуж9аются в помощи
( действием и (или) объяснением ) , им необходимо время для
накапливания энергии иинформации. Таким образом они лимитируют
деятельность индивида , который вынужден ориентироваться на
требования социума . Получается динамическая система :
Э г о 1,2блок творчества и экспансии
в социум
СуперЭго 4,3блок контроля творчества и созна-
тельное приспособление к воле
социума
Ид-1,-2блок повседневного труда , претво-
рение в жизни воли социума
СуперИд-4,-3блок, лимитирующий труд ; нуждаю-
щийся в коррекции и заботе социума
Таким образом кинетическими болками индивид вторгается в
дела социума , по блокам СуперЭго и СуперИд социум вторгается в
дела индивида . При правильном функционировании модели это
обеспечивает всестороннюю включенность индивида в жизнь общества
, полноценную системную связь . При нарушении этой связи -
психосоматические заболевания , ассоциальное поведение ,
недореализация личности .
Информация в известном смысле энергия психики , она ею
питается, перерабатывает ивыдает . Энергия эта двух видов :
ментальная ( здесь информационность наиболее заметна ) и
витальная . Поступление ее происходит соответственно на 4-ю и на
-4 функции. Поэтому ее можно уподобить бензобаку, на 3-ем канале
происходит "зажигание" и здесь важно , чтобы не выделялось больше
энергии, чем ее может реализоваться на блоке Эго . Если Ид
обеспечен программой , а Эго - информацией , происходит
продуктивная деятельность этих блоков. Причем деятельность 1-го
канала призвана обеспечить приток по 4.Л И Т Е Р А Т У Р А
1. А. Аугустинавичуте"Социон"
2."Характеристика интуитивно-логического экстратима"
3."Характеристика интуитивно-этического интротима"
4."Характеристика сенсорно-логического интротима"
5."Характеристика логико-сенсорного интротима"
6."Характеристика этико-сенсорного интротима"
7. "Характеристика этико-интуитивного интротима"
8. А. Аугустинавичуте "О возможностях построения
психологической модели межличностных отношений "
9. Филлимонов С.В. "Признак рациональность - иррациональность в
соционике , или о двух типах в типе "
Адрес автора ( летом ) : 169400, Коми АССР , г. Ухта ,
Октябрьская 6 кв. 10 ,
телефон :3-35-82
( в учебный период ) : 198904 , г. Ленинград ,
Петродворец , Ботаническая
66/2 комн. 136/2.
|
|