Любовь ЛУКИНА
Евгений ЛУКИН
НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ
За мгновение до того, как вскочить и заорать дурным голосом, Николай
Перстков успел разглядеть многое. То, что трепыхалось в его кулаке, никоим
образом не могло сойти за обыкновенного горбатого окунишку. Во-первых, оно
было двугорбое, но это ладно, бог с ним... Трагические нерыбьи глаза были
снабжены ресницами, на месте брюшных плавников шевелили полупрозрачными
пальчиками крохотные ручонки, а там, где у нормального честного окунька
располагаются жабры, вздрагивали миниатюрные нежно-розовые, вполне
человеческие уши. Правое было варварски разорвано рыболовным крючком - вот
где ужас-то!
Николай выронил страшный улов, вскочил и заорал дурным голосом.
В следующий миг ему показалось, что мостки круто выгнулись с явной
целью стряхнуть его в озеро, и Николай упал на доски плашмя, едва не
угодив физиономией в банку с червями.
Ненатурально красный червяк приподнялся на хвосте, как кобра. Раздув
шею, он отважно уставил на Персткова синие микроскопические _г_л_а_з_а_, и
Николай как-то вдруг очутился на берегу - без удочки, без тапочек и
частично без памяти.
Забыв моргать, он смотрел на вздыбленные перекошенные мостки, на
которых под невероятным углом стояла и не соскальзывала банка с
ополоумевшим червяком. Поперек мостков белело брошенное удилище - минуту
назад прямой и легкий бамбуковый хлыст, а теперь неясно чей, но скорее
всего змеиный, позвоночник с леской на кончике хвоста.
Николай, дрожа, огляделся.
Розоватая береза качнула перламутровыми листьями на длинных, как
нити, стеблях.
Небо... Небо сменило цвет - над прудом расплывалась кромешная чернота
с фиолетовым отливом. А пруд был светел. В неимоверной прозрачной глубине
его просматривались очертания типовых многоквартирных зданий.
Николай охнул и мягко осел на лиловатый песок.
Мир сошел с ума... Мир?
"Это я сошел с ума..." - Грозная истина встала перед Николаем во весь
рост - и лишила сознания.
Снять в июле домик на турбазе "Тишина" считалось среди представителей
культуры и искусства делом непростым. Но художнику Федору Сидорову
(коттедж N_9) свойственно было сверхъестественное везение, актеру ТЮЗа
Григорию Чускому (коттедж N_4) - сокрушительное обаяние, а поэту Николаю
Персткову (коттедж N_5) - тонкий расчет и умение вовремя занять место в
очереди.
Молодой Николай Перстков шел в гору. О первом его сборнике "Окоемы"
хорошо отозвалась центральная критика. Николай находился в творческом
отпуске: работал над второй книгой стихов "Другорядь", поставленной в план
местным издательством. Работал серьезно, целыми днями, только и позволяя
себе, что посидеть с удочкой у озера на утренней и вечерней зорьке.
Кроме того, вечерами творить все равно было невозможно: где-то около
шести раздавался первый аккорд гитары, и над турбазой "Тишина"
раскатывался рыдающий баритон Чуского. А куплет спустя многочисленные
гости Григория совсем уже пропащими голосами заводили припев: "Ай, нэ,
нэ-нэ..."
К полуночи хоровое пение выплескивалось из коттеджа N_4 и медленно
удалялось в сторону пристани...
Беспамятство Николая было недолгим. Очнувшись, он некоторое время
лежал с закрытыми глазами и наслаждался звуками. Шелестели березы. В
девятом домике (у Сидорова) работал радиоприемник - передавали утреннюю
гимнастику. Потом над поэтом зашумели крылья и на березу тяжело опустилась
птица. Каркнула.
"Ворона... - с умилением подумал Перстков. - Что же это со мной такое
было?"
Надо полагать, временное помрачение рассудка. Николай открыл глаза и
чуть не потерял сознание вторично. На вершине розоватой березы разевала
зубастый клюв какая-то перепончатая мерзость.
Теперь уже не было никакой надежды - он действительно сошел с ума. И
полетели, полетели обрывки страшных мыслей о будущем.
Книгу стихов "Другорядь" вычеркнут из плана, потому что творчеством
умалишенных занимается совсем другое издательство. На работе скажут:
дописался, вот они, стихи, до чего доводят... Тесть... О господи!..
Перстков медленно поднялся с песка.
- Не выйдет! - хрипло сказал он яркому подробному кошмару. - Не
полу-чит-ся!
Да, он прекрасно понимает, что сошел с ума. Но остальные об этом не
узнают! Никогда! Он им просто не скажет. Какого цвета береза? Белая. Кто
это там каркает? А вы что, сами не видите? Ворона!
Безумие каким-то образом овладело только зрением поэта, слуху вполне
можно было доверять.
И Перстков ринулся к своему коттеджу, где с минуты на минуту должна
была проснуться жена.
Два десятка метров пути доставили ему массу неприятных ощущений.
Ровная утоптанная тропинка теперь горбилась, проваливалась, шла по
синусоиде.
"Это мне кажется, - успокаивал себя Перстков. - Для других я иду
прямо".
Пока боролся с тропинкой, не заметил, как добрался до домика. Синий
деревянный коттеджик был искажен до неузнаваемости.
Дырки в стене от выпавших сучков - исчезли. И черт бы с ними, с
дырками, но теперь на их месте были глаза! Прозревшие доски с любопытством
следили за приближающимся Николаем и как-то нехорошо перемигивались.
- Коля! - раздался испуганный крик жены. - Что это такое?
Из-за угла перекошенного коттеджа, держась тонкой лапкой за стену,
выбралось кривобокое существо с лиловым лицом. Оно озиралось и что-то
боязливо причитало.
Николай замер. Жена (а это, несомненно, была жена), увидев его,
взвизгнула и опрометью бросилась за угол.
"Черт возьми! - в смятении подумал Николай. - Что ж у меня, на лбу
написано, что я не в себе?"
Вбежав в коттедж, он застал жену лежащей ничком на полуопрокинутой,
словно бы криво присевшей кровати.
- Вера... - сдавленно позвал он.
Существо глянуло на него, ойкнуло и снова зарылось носом в постель.
- Вера... Понимаешь, какое дело... Я... Со мной...
С каждым его словом лиловое лицо изумленно приподнималось над
подушкой. Потом оно повернулось к Николаю и широко раскрыло выразительные,
хотя и неодинаковые по размеру глаза.
- Перстков, ты, что ли?
Растерявшись, Николай поглядел почему-то на свои пятнистые ладони.
Сначала ему показалось, что вдоль каждого пальца идет ряд белых пуговок.
Присмотревшись, он понял, что это присоски. Как на щупальцах у кальмара.
- Господи, ну и рожа! - вырвалось у жены.
- На себя посмотри! - огрызнулся Николай, и существо, ахнув,
бросилось к висящему между двух окон зеркалу. Николай нечаянно занял
хорошую позицию - ему удалось одновременно увидеть и лиловое лицо, и
малиновое его отражение.
Резанул душераздирающий высокий вопль, и лиловая асимметричная жена
кинулась на поэта. Тот отпрыгнул, сразу не сообразив, что кидаются вовсе
не на него, а в дверной проем... Так кто из них двоих сумасшедший?
На отнимающихся ногах Николай пошел по волнистому полу - к зеркалу.
Что он ожидал там увидеть? Привычное свое отражение? Нет, конечно. Но
чтобы такое!..
Глаза слиплись в подобие лежачей восьмерки. Рот ороговел - безгубый
рот рептилии. На месте худого кадыка висел кожистый дряблый зоб, сильно
оттянутый книзу, потому что в нем что-то было - судя по очертаниям,
половинка кирпича. Господи, ну и рожа!..
Николай схватился за кирпич и не обнаружил ни кирпича, ни зоба.
Тонкая жилистая шея, прыгающий кадык... Вот оно что! Значит, осязанию тоже
можно верить. Как и слуху...
Кое-как попав в дверь, Николай вывалился на природу. Небо над головой
золотилось и зеленело. Жены видно не было. Откуда-то издали донесся ее
очередной взвизг. Надо понимать, еще на что-то наткнулась...
Машинально перешагивая через мнимые пригорки и жестоко спотыкаясь о
настоящие, Перстков одолел метров десять и, обессилев, прилег под ивой,
которая тут же принялась с ним заигрывать - норовила обнять длинными
гибкими ветвями. На ветвях росли опять-таки глаза - томные, загадочные,
восточные. Реяли также среди них алые листья странной формы. Эти,
складываясь попарно, образовывали подобия полуоткрытых чувственных ртов.
Николай был мгновенно ими испятнан.
- Ты, дура!.. - заверещал Перстков, вырываясь из нежных объятий. - Ты
что делаешь!..
В соседнем домике кто-то всхрапнул, заворочался, низко пробормотал:
"А ну, прекратить немедленно!.." - перевернулся, видно, с боку на бок, и
над исковерканной турбазой "Тишина" раскатился раздольный баритональный
храп.
Рискуя расшибиться, Николай побежал к коттеджу N_4.
Комната была перекошена, как от зубной боли. На койке, упираясь
огромными ступнями в стену, спал человек с двумя профилями.
- Гриша, Гриш!..
Спящий замычал.
- Гриша, проснись! - крикнул Николай.
Человек с двумя профилями спустил ноги на пол и сел на койке, не
открывая глаз.
- Гриша!
Ведущий актер ТЮЗа Григорий Чуский разлепил веки и непонимающе
уставился на Персткова.
- Никола, - хрипловато спросил он, - кто это тебя так?
Затем глаза его раскрылись шире и обежали перекошенную комнату. Он
посмотрел на хлебный нож, лезвие которого пустило в стол граненые
металлические отростки, на странный предмет, представляющий собой помесь
пивной кружки с песочными часами, - и затряс профилями.
Потом вскочил и с грохотом устремился к выходу. Двери как не бывало -
в стене зиял пролом, что тоже, несомненно, было обманом зрения, и Николай
в этом очень быстро убедился, бросившись следом и налетев на косяк.
- Н-ни себе чего!.. - выдохнул где-то рядом Чуский. - И это что же,
везде так?
- Везде! - крикнул Николай, отрывая руку с присосками от ушибленного
лба.
- Н-ни себе чего!.. - повторил Чуский, озираясь.
Часть лица, примыкающая к его правому профилю, выглядела испуганной.
Часть лица, примыкающая к его левому профилю, выражала изумление и даже
любопытство.
- А как все вышло-то?
- Рыбу я ловил! - закричал Перстков. - Пока не клевало - все
нормально было! А подсек!..
Турбаза напоминала кунсткамеру. Мало того: через каждые несколько
шагов это нагромождение нелепостей преображалось. Наклоненный подобно
шлагбауму шест со скворечником над коттеджем N_8 внезапно выпрямился, но
зато сам скворечник превратился в розовую витую раковину, насквозь
просаженную мощным шипом. От раковины во все стороны мгновенно и беззвучно
прокатилась волна изменений, перекашивая небо и деревья, разворачивая
домики, заново искажая перспективу.
Как ни странно, актер спотыкался мало. Причина была проста - он почти
не глядел под ноги. Николай предпочитал держаться справа, потому что левый
профиль Григория доверия не внушал - это был профиль авантюриста.
- Ну что ты все суетишься, Никола! - скрывая растерянность, актер
говорил на пугающих низах. - Ну странное что-то стряслось... Но не
смертельное же!..
По левую руку его золотился штакетник, местами переходя в узорную
чугунную решетку.
- Да как же не смертельное! - задохнулся Перстков. - А книга моя,
"Другорядь", теперь не выйдет - это как? А чего мне стоило пробить первый
сборник - знаешь?.. Не смертельное... Ты посмотри, что с миром делается!
Может, теперь вообще ничего не будет - ни литературы, ни театра!..
Чуский с интересом озирал открывающийся с пригорка вид.
- Театр исчезнуть не может, - машинально изрек он, видимо уловив лишь
последние слова Николая. - Театр - вечен.
- Ну, значит, изменится так, что не узнаешь!
- Эва! Огорчил! - всхохотнул внезапно Григорий. - Там не менять - там
ломать пора. Особенно в нашем ТЮЗе...
И Перстков усомнился: верить ли слуху.
- Я знаю, почему ты так говоришь! - закричал он. - У тебя с дирекцией
трения! А я?.. А мне?..
Острая жалость к себе пронзила Персткова, и он замолчал. Мысль о
погибшем сборнике терзала его. Ах, "Другорядь", "Другорядь"... "Моих берез
лебяжьи груди..." Какие, к черту, лебяжьи! Где вы видели розовых
лебедей?.. Да и не в лебедях дело! Будь они хоть в клеточку - кто теперь
станет заниматься сборником стихов Николая Персткова?! Сколько потрачено
времени, сил, обаяния!.. Пять лет налаживал знакомства, два года Верку
охмурял, одних денег на поездки в Москву ухнул... положительная рецензия -
аж от самого Михаила Архангела!..
Все прахом, все!
Ива при виде их затрепетала и словно приподнялась на цыпочки. Даже с
двумя профилями Григорий Чуский был неотразим. Узкие загадочные глаза на
гибких ветвях влажно мерцали, алые уста змеились в стыдливых улыбках.
- Эк, сколько вас! - оторопело проговорил актер, останавливаясь.
- Ну чего ты, пошли... - заныл Перстков. - Ну ее к черту! Она ко всем
пристает...
- А ничего-о... - вместо ответа молвил Григорий. - А, Никола?
И он дерзко подмигнул иве.
- У тебя на роже - два профиля! - с ненавистью процедил Перстков.
- Серьезно? - Чуский встревожился и, забыв про иву, принялся
ощупывать свое лицо. Подержался за один нос, за другой. - Почему же два? -
возразил он. - Один.
- Это на ощупь! - проскрежетал Перстков. - На ощупь-то и я тоже
прилично выгляжу!..
Актер поглядел на него и вздрогнул - видно, очень уж нехороша была
внешность поэта.
- Да, братец, - с подкупающей прямотой согласился он. - Морда у тебя,
конечно... Особенно поначалу... Но знаешь, - поколебавшись, добавил
Григорий, - мне вот уже кажется, что ты всегда такой был...
Перстков отшатнулся, но тут в соседнем домике, который, честно
говоря, и на домик-то не походил, забулькал электроорган и кто-то
задушевно, по складам запел:
...са-лавь-и жи-вут на све-те
и-и прасты-ые си-за-ри-и...
- Это у Федора! - вскричал Чуский.
Актер и поэт ворвались в жилище художника. Оно было пусто и почти не
искажено. Неубранная постель, скомканные простыни из гипса, в подушке -
глубокий подробный оттиск круглой сидоровской физиономии с открытыми
глазами.
На перекошенном столе стояла прозрачная запаянная банка, в которой
неприятно шевелились какие-то фосфоресцирующие клешни.
- ...Как пре-кра-аа-сен этот ми-ир, па-сма-три-и... - глумилась
банка. Судя по всему, это и был тразистор.
- Передачи... - со слезами на глазах шепнул Перстков. - Передачи
продолжаются... Значит, в городе все по-прежнему...
- Или кассеты крутятся, а операторы поразбежались, - негромко добавил
Григорий.
- Мы передавали эстрадные песни, - сообщила банка голосом Вали
Потапова, диктора местного радио, и замолчала. Опять, видно, что-то там
внутри расконтачилось...
Николай зачем-то перевернул лежащий на столе кусок картона.
На картоне был изображен человек с двумя профилями.
- Это он меня вчера, - пояснил Григорий, увидев рисунок.
- И портрет тоже... - с тоской проговорил Николай.
- А что портрет? - не понял Чуский.
- Портрет, говорю, тоже изменился...
Актер отобрал у поэта картон, всмотрелся.
- Да нет, - с досадой бросил он. - Портрет как раз не изменился.
- Он что, и раньше такой был?
Они уставились друг на друга. Затем Чуский стремительно шагнул к
задрапированной картине в углу и сорвал простынку.
У Персткова вырвался нечленораздельный вскрик. На холсте над
распластанным коттеджем N_8 розовел скворечник, похожий на витую раковину.
И Николай вспомнил: на городской выставке молодых художников - вот
где он видел уже и произрастающие в изобилии глаза, и развертки домов, и
лиловые асимметричные лица на портретах... Мир изменился по Сидорову? Что
за чушь!
- Не понимаю... - слабо проговорил Чуский. - Да что он, Господь Бог,
черт его дери?..
- Записка, Гриша! - закричал Перстков. - Смотри, записка!
Они осторожно вытянули из-под банки с фосфоресцирующими клешнями
белоснежный обрезок ватмана, на котором фломастером было начертано:
"Гриша! Я на пленэре. Если проснешься и будешь меня искать, ищи за
территорией".
Ниже привольно раскинулась иероглифически сложная подпись Федора
Сидорова.
Штакетник выродился в плетень и оборвался в полутора метрах от воды.
Поэт и актер спрыгнули на лиловый бережок и выбрались за территорию
турбазы.
Взбежав на первый пригорок, Чуский оглянулся. Из обмелевшего пруда
пыталась вылезти на песок маленькая трехголовая рептилия.
- Ну конечно, Федька, с-сукин сын! - взревел актер, выбросив
массивную длань в сторону озера. - Авангардист доморощенный! Его манера...
- Он еще раз посмотрел на беспомощно барахтающуюся рептилию и ворчливо
заметил: - А ящерицу он у Босха спер...
Честно говоря, Персткова ни в малейшей степени не занимало, кто там
что у кого спер - Сидоров у какого-то Босха или Босх у Сидорова.
Несомненно, они приближались к эпицентру. Окрестность обновлялась с каждым
шагом, пейзажи так и листались. Вскоре путники почувствовали
головокружение, вынуждены были замедлить шаг, а затем и вовсе
остановиться.
- Может, вернемся? - сипло спросил Николай. - Заблудимся ведь...
- Я тебе вернусь! - пригрозил Чуский, темнея на глазах. - Ты у меня
заблудишься! Ну-ка!..
И они пошли напролом. Мир словно взбурлил: линии прыгали, краски
вспыхивали и меркли, предметы гримасничали. Перстков не выдержал и
зажмурился. Шагов пять Григорий тащил его за руку, потом бросил. Николай
открыл глаза. Пейзаж был устойчив. Они находились в эпицентре.
Посреди идиллической, в меру искаженной полянки за мольбертом стоял
вполне узнаваемый Федор Сидоров. Хищное пронзительное око художника
стремилось то к изображаемому объекту, то к холсту, увлекая за собой скулу
и надбровье. Другое - голубенькое, наивное - было едва намечено и как бы
необязательно.
Поражала также рука, держащая кисть, - сухая, мощная, похожая на
крепкий старый корень.
В остальном же Федор почти не изменился, разве что полнота его слегка
увеличилась, а рост слегка уменьшился. Пожалуй, это было эффектно: нечто
мягкое, округлое, из чего грубо и властно проросли Рука и Глаз.
Сидоров вдохновенно переносил на холст часть тропинки, скрупулезно
заменяя камушки глазами и не замечая даже, что в траве и впрямь рассыпаны
не камушки, а глаза и что сам он, наверное, впервые в жизни не творит, но
рабски копирует натуру.
Актер и поэт подошли, храня угрожающее молчание. Федор - весь в
работе - рассеянно глянул на них.
- Привет, мужики! Меня ищете?
- Тебя! - многообещающе пробасил Григорий.
Художник удивился, опустил кисть и уставился на соседей по турбазе.
Пауза тянулась и тянулась. Линзообразно поблескивающее синее око Федора
отражало то сдвоенный профиль Чуского, то зоб Персткова.
- Мужики! - обретя дар речи, проговорил художник. - Что это с вами?
- Он спрашивает! - загремел Григорий, но Федор уже ничего не слышал.
Незначительный левый глаз его увеличился до размеров правого. Художник
завороженно оглядывался: розовый березняк, тысячеокий, словно Аргус,
кустарник, черное небо над светлым прудом...
- Не прикидывайся! - закричал Перстков. - Твоя работа, твоя!
Рука с кисточкой, взмыв на уровень синего ока, заслонила сначала
верхнюю часть лица Персткова, затем нижнюю.
- Ай, как найдено!.. - еле слышно выдохнул художник. - Характер-то
как схвачен, а?.. Гриша, ты не поверишь, но я его видел именно так!
- Так?! - страшно вскрикнул Перстков, тыча себя пальцем в кадык. -
Вот так, да?!
Он угодил в яремную ямку и закашлялся.
Григорий, не тратя больше слов, двинулся на Федора, и тонкое чутье
художника подсказало тому, что сейчас его будут бить.
- Мужики, вы сошли с ума! - вскричал он, прячась за мольберт. - Вы
что же, думаете, что это я? Что мне такое под силу?
Григорий остановился. Стало слышно, как Перстков сипит: "...плевать
мне, как ты там меня видел!.. Мне главное, чтобы другие меня так не
видели!.."
Григорий задумался. Они стояли на поляне, подобной огромному
солнечному зайчику, над ними прозрачно зеленел зенит, а с тропинки на них
с интересом смотрел праздно лежащий глаз, из-за обилия ресниц похожий на
ежика.
Так что был резон в словах Сидорова, был.
- Хотя... - ошеломленно сказал художник. - Почему, собственно, не под
силу?
- Ты что сделал с миром, шизофреник? - просипел Перстков, держась за
горло.
Синее око Федора мистически вспыхнуло.
- Мужики, - сказал он. - Есть гипотеза.
И далее - с трепетом:
- Что, если видение мира - условность? А, мужики? Простая условность!
Принято видеть мир таким и только таким. Принято, понимаете? Но
художник... Художник все видит по-своему! И он влияет на людское
восприятие своими картинами. Мало-помалу, капля по капле...
Праздно лежащий посреди тропинки глаз давно уже усиленно подмигивал
Чускому и Персткову: слушайте, мол, слушайте - мудрые вещи мужик говорит.
- ...И вот в один прекрасный миг, мужики, происходит качественный
скачок! Все начинают видеть мир таким, каким его раньше видел один лишь
художник!.. Творец!..
Перстков растерянно оглянулся на Чуского и оробел. Григорий Чуский
стоял рядом - чугунный, зеленоватый. Земля под ним высыхала и трескалась
от неимоверной тяжести. Таким, надо полагать, видел Федор Сидоров своего
друга в данный момент. Наконец актер шевельнулся, вновь обретая более или
менее человеческую окраску.
- Да вы кто такой будете, Феденька? - бурно дыша, проговорил он. -
Врубель - не повлиял! Сикейрос - не повлиял! Федор повлиял, Сидоров!..
- А это? - Рука с кисточкой, похожая на крепкий старый корень,
очертила широкий полукруг, и Чуский оцепенел вторично, пофрагментно
зеленея и превращаясь в чугун.
- Да здесь же ничего на месте не стоит! - К Персткову вернулся голос.
- Шаг шагнешь - все другим делается!
- Но ведь и раньше так было! Иной угол зрения - иная картина!
- Неправда!
- Было-было, уверяю тебя! Как художник говорю!
- А ну, тихо вы! - дьяконски гаркнул Чуский. - Подумать дайте!..
Минуты две он думал. Потом спросил отрывисто:
- Ты полагаешь, это надолго?
Сидоров развел неодинаковыми руками. Он был счастлив.
- Боюсь, что надолго, Гриша. Предыдущий-то мир, сам знаешь, сколько
существовал...
В перламутрово-розовом березняке раздалось карканье, и слипшиеся на
переносице глаза Персткова радостно вытаращились.
- Гри-ша! - приплясывая, завопил он. - Кому ты поверил? На слух-то
мир - прежний! На ощупь - прежний!..
Похожий на ежика глаз встревоженно уставился с тропинки на Федора.
Тот задумался, но лишь на секунду.
- Не все же сразу, - резонно возразил он. - Сначала, видимо, должно
приспособиться зрение...
Перстков отступал от него, слабо отмахиваясь, как от призрака.
- ...потом - слух, ну и в последнюю очередь - осяза...
- Врешь!! - исступленно закричал Перстков. Он прыгнул вперед, и его
легкий кулачок, описав дугу, непрофессионально ударился в округлую скулу
художника.
Небо шарахнулось от земли и стало насыщенно-синим. Березы побледнели.
Линия штакетника распрямилась.
- У-у-у!.. - с ненавистью взвыл Перстков, опуская пятку на праздно
лежащий посреди тропинки глаз.
В следующий миг поэт уже прыгал на одной ножке. Осязание говорило,
что в босую подошву вонзился крепкий, прокаленный на солнце репей. Николай
вырвал его, хотел отшвырнуть...
Репей! Это был именно репей, а никакой не глаз! Николай стремительно
обернулся и увидел, что у Григория Чуского снова всего один профиль. Синие
домики за оградой выстроились по ранжиру, как прежде. Чары развеялись!
Колдовство кончилось!.. Или нет? Или еще один шаг - и все опять исказится?
Шаг... другой... третий...
- А-а! - демонски возопил Перстков. - Получил по морде? Ну и где он
теперь, твой мир, а?!
Выражение лица Чуского непрерывно менялось, и Григорий делался похож
то на левую, то на правую свою ипостась. Сидоров все еще держался за
скулу.
- Что? Ушибли, да? - пятясь, выкрикивал Перстков. - Синяк будет,
да?.. Будет-будет, не сомневайся!.. Ты меня так видел? А я тебя так
вижу!..
"Да ведь это же я! - холодея, осознал он вдруг. - Я ударил, и все
кончилось! Нет-нет, совпадения быть не может... Это мой удар все
изменил!.."
После таких мыслей Перстков уже не имел права пятиться. Он
выпрямился, повернулся к ним спиной и твердым шагом двинулся вдоль
штакетника. Но непривычно плоская земля подворачивалась под ноги, и
Николай дважды споткнулся на ровном месте.
Тем не менее сквозь ворота под фанерным щитом с надписью "Турбаза
"Тишина" он прошел, как сквозь триумфальную арку.
Возле коттеджа N_9 пришлось прислониться к деревянной стенке домика и
попридержать ладонью прыгающие ребра. Он смотрел на пыльную зеленую траву,
на серый скворечник над коттеджем N_8, на прямые рейки штакетника, и,
право, слеза навертывалась.
"Гипноз, - сообразил он. - Вот что это такое было! Просто массовый
гипноз. Этот проходимец всех нас загипнотизировал... и себя за
компанию..."
Да, но где гарантия, что все это не повторится?
"Пусть только попробует! - с отвагой подумал Перстков, оттолкнувшись
плечом от коттеджа. - Еще раз получит!.."
Опасения его оказались напрасны. Хотя Николай и ссылался неоднократно
в стихах на нечеловеческую мощь своих предков ("Мой прадед ветряки
ворочал, что не под силу пятерым..."), сложения он был весьма хрупкого.
Но, как видим, хватило даже его воробьиного удара, чтобы какой-то рычажок
в мозгу Федора Сидорова раз и навсегда встал на свое место. Отныне с миром
Федора можно будет познакомиться, лишь посетив очередную выставку молодых
художников. Там, на картоне и холстах, художник будет смирный, ручной,
никому не грозящий помешательством или, скажем, крушением карьеры.
Из-за штакетника послышались голоса, и воинственность Персткова
мгновенно испарилась.
- Куда он делся? - рычал издали Григорий. - Ива... Перспектива...
Башку сверну!..
Федор неразборчиво отвечал ему дребезжащим тенорком.
- Ох и дурак ты, Федька! - гневно гудел Чуский, надо полагать,
целиком теперь принявший сторону Сидорова. - Ох дура-ак!.. Ты кого
оправдываешь? Да это же все равно, что картину изрезать!..
Николай неосторожно выглянул из-за домика, и Григорий вмиг оказался у
штакетника, явно намереваясь перемахнуть ограду и заняться Перстковым
вплотную.
Спасение явилось неожиданно в лице двух верхоконных милиционеров,
осадивших золотисто-рыжих своих дончаков перед самым мольбертом.
- Что у вас тут происходит?
- Пока ничего... - нехотя отозвался Чуский.
- А кто Перстков?
Николай навострил уши.
- Да есть тут один... - Григорий с видимым сожалением смотрел на
домик, за которым прятался поэт, и легонько пошатывал одной рукой
штакетник, словно примеривался выломать из него хорошую, увесистую рейку.
- Супруга его в опорный пункт прибегала, на пристань, - пояснил
сержант. - Слушайте, ребята, а она как... нормальная?
- С придурью, - хмуро сказал Григорий. - Что он - что она.
- Понятно... - Сержант засмеялся. - Турбаза, говорит, заколдована!..
Второй милиционер присматривался к Федору.
- А что это у вас вроде синяк?
- Да на мольберт наткнулся... - ни на кого не глядя, расстроенно
отвечал Федор. Он собирал свои причиндалы. Даже издали было заметно, как у
него дрожат руки.
Судя по диалогу, до пристани Федор "не достал". Видимо, пораженная
зона включала только турбазу и окрестности.
- С колдовством вроде разобрались, - сказал веселый сержант. - Так и
доложим... А то там дамочка эта назад идти боится.
Нет, к черту эту турбазу, к черту оставшуюся неделю... Вот только
Вера с пристани вернется - и срочно сматывать удочки!
Кстати, об удочке... Он ее бросил на мостках.
"Надо забрать, - спохватился Перстков. - А то штакетник до воды не
достает, проходи кто угодно по берегу да бери..."
И Николай торопливо зашагал по тропинке к пруду, вновь и вновь
упиваясь сознанием того, что все в порядке, что мир - прежний, что книга
стихов "Другорядь" обязательно будет издана, что жена у него - никакая не
лиловая, хотя на это-то как раз наплевать, потому что полюбил он ее не за
цвет лица - Вера была дочерью крупного местного писателя... что сам он -
пусть не красавец, но вполне приличный человек, что береза...
Николай остановился. Ствол березы был слегка розоват. Опять?!
Огляделся опасливо. Нет-нет, вокруг был его мир - мир Николая Персткова:
синие домики, за ними - еще домики, за домиками - штакетник... А ствол
березы - белый и только белый! Лебяжий! Николай всмотрелся. На стволе
по-прежнему лежал тонкий розоватый оттенок.
Перстков перевел взгляд на суставчатое удилище, брошенное поперек
мостков. Оно было очень похоже на змеиный позвоночник.
- Чертовщина... - пробормотал поэт, отступая.
Последствия гипноза? Только этого ему еще не хватало!
Николай повернулся и побежал к своему коттеджу. Дом глазел на него
всеми сучками и дырками от сучков.
"Да это зараза какая-то! - в панике подумал Николай. - Так раньше не
было!.."
Мир Федора не исчез! Он прятался в привычном, выглядывал из листвы,
подстерегал на каждом шагу. Он гнездился теперь в самом Персткове.
Григорий Чуский поджидал поэта на крыльце с недобрыми намерениями,
но, увидев его, растерялся и отступил, потому что в глазах Персткова был
ужас.
Тяжело дыша, Николай остановился перед зеркалом.
Из зеркала на него глянуло нечто смешное и страшноватое. Он увидел
торчащий кадык, словно у него в горле полкирпича углом застряло,
растянутый в бессмысленной злобной гримаске тонкогубый рот, близко
посаженные напряженные глаза. Он увидел лицо человека, способного ради
благополучия своего - ударить, убить, растоптать...
Будь ты проклят, Федор Сидоров!