ЕВГЕНИЙ ШКЛОВСКИЙ
*
ПЕРЕУЛОК
Рассказы
БУДЬ МУЖЧИНОЙ, МАКС!
Снова она ему снится.
"Опять я ее видел, Ирину, - говорит задумчиво. - Как будто лежим мы с
ней на траве, вполне невинно, на замечательной такой солнечной лужайке,
рядом, она смуглая, как мулатка, словно только что с юга... И так мне,
веришь, хорошо, так спокойно на душе, что хоть не просыпайся..." Глаза у
Макса подергиваются влажной грустной пленочкой, как у дремлющего коня.
То на лужайке она с ним, то на стогу, то солнышко припекает, то звез-
ды мерцают в ночном небе... Ну и отлично, значит, надо ей позвонить, у
меня есть номер ее телефона.
"Ну и что дальше? - спрашивает Макс. - Дальше что?" А что дальше?
Позвоним, пригласим куда-нибудь. Просто предложим встретиться.
Столько лет не виделись!
"Ты думаешь, она захочет?" Все-таки он странный, Макс. Почему бы и
нет? Что было, то было... и давно уплыло. Теперь мы просто добрые знако-
мые, друзья, можно сказать. Вдруг она тоже вспоминает ту картошку, стог
сена, на котором распивали шампанское из местного сельпо, а Мишка Гущин
прыгал вниз, как каскадер, хотя стог высотой был с двухэтажный дом. Мы с
Максом часто вспоминаем тот стог, словно вся жизнь прожита и ничего не
остается - только вспоминать. Одни сплошные воспоминания. Широкое такое
бурое осеннее поле, а посреди - огромный желтый стог.
"У нее же двое детей. Последний раз я видел ее, когда первому было
около года. Бледная, измученная, рассказывала, что долго болела, даже
чуть не умерла. И все равно красивая. Смотрел на нее, и все в груди пе-
реворачивалось. Это когда было..." Ну и что? Позвонить-то все равно ник-
то не мешает.
У Макса своя логика: больше полжизни прошло, дети почти взрослые у
всех, седина в волосах, здоровье хромает, а мы будем звонить... Кому это
нужно?
Иногда мне кажется, что он просто кокетничает - не такие уж мы еще
старые, чтобы ставить на нас крест. И при чем тут? Просто позвонить и
встретиться - что тут такого? Повидаться. Вспомнить юность.
"Если встречаться, то нужно тщательно подготовиться, - продолжает ну-
дить Макс. - Столик в хорошем ресторане заказать, обдумать все тща-
тельно. Чтоб все путем..." Да-да, смокинг, галстук, манишка, ботинки до
блеска начистить - совсем парень сбрендил. А Макс щурит, как кот, темные
бархатные глаза, которые стольких сводили с ума, покусывает привычно
нижнюю губу, отчего она у него как обветренная, с лоскутками отслоившей-
ся кожи, - мечтатель!
В этих его постоянных цветных снах с зеленой лужайкой и смуглым пле-
чом Ирины определенно есть доля мазохизма. Однажды так уже было: все уши
мне прожужжал, что нам надо непременно встретиться с ней, с Ириной, он
все устроит для этого в лучшем виде (почему-то надо именно "в лучшем ви-
де"), все расходы он берет на себя, а я только должен ей и еще Нине,
подружке ее с тех давних, студенческих, времен, позвонить и догово-
риться. Но сначала понять, хочет ли этого Ирина. Да, вот так, по голосу
(а еще лучше, если б я говорил, а он тоже слышал), потому что если она
не хочет, то тогда не надо. Чтоб не получилось, что мы вроде как об
одолжении просим, а они (то есть она, Ирина)
- без особой охоты. Если так, то не стоит, ясно?
Я все сделал, как он просил: позвонил, услышал удивление в голосе,
даже радость - сколько лет, сколько зим, - и потом долго разговаривали о
жизни, посреди которой в окружении бурой скошенной нивы возвышался жел-
тый стог (покалывающие соломинки за воротом). Макс мог не волноваться:
предложение было не просто принято, но даже с воодушевлением. И что осо-
бенного? Позвони мне та же Ирина, или Нина, или еще кто из нашей далекой
юности, голоса которой звучат все глуше и глуше, то и я бы обрадовался.
Макс долго, с почти следовательской дотошностью выспрашивал: кто снял
трубку, ага, она, так, и что сказала, ага, привет, значит, сразу узнала,
и какой у нее был голос, все такой же, с хрипотцой, слегка насмешливый,
радость, только не ври, а что она спрашивала про него, неужто вспомина-
ет?
Мечтательная улыбка на его губах, верхней нормальной и нижней обку-
санной, он нервно закуривал, смотрел на меня матовыми глазами, словно
допытывался, и был совсем как тот, давний, Макс, ничего в нем не измени-
лось, только разве чуть раздобрел да впрямь седые волосинки появились в
по-прежнему густой темной шевелюре.
Вот. Я сделал свое дело. Очередь была за ним - чтоб "в лучшем виде".
Я терпеливо ждал, когда же он наконец скажет, что все готово, ждал сиг-
нала и уже заранее испытывал приятное волнение в предвкушении близкой
встречи.
Сигнала, однако, все не было и не было. При встречах Макс молчал,
будто мы ничего не намечали, а когда я не выдержал и все-таки задал ему
вопрос, он ответил, что думает...
Надо сказать, мыслительный процесс сильно затянулся. С тех пор прошло
немало лет, и я больше не звонил Ирине - хотя надо бы извиниться, объяс-
нить как-то наше внезапное исчезновение. А как объяснишь?
Просто повидаться, просто поговорить...
Макс отмалчивался довольно долго, понимая, видимо, что поступил не
совсем хорошо, во всяком случае со мной... А потом вдруг снова начал от-
таивать, и тема Ирины стала всплывать в наших разговорах все чаще и ча-
ще. Его, судя по всему, разбирало - сны, сны, сны... Лужайка, травинка,
стог, звезды, ночная свежесть, полдневный жар, смуглое плечо, тонкая ру-
ка...
Но я на провокации не поддавался. Если хочет, пусть звонит сам. "А
если подойдет этот, ее муж?" - хмурится Макс. Ну и что - муж? Можно по-
думать, что жене самого Макса не звонят разные знакомые. "Это другое де-
ло", - Макс мрачен, словно уже позвонил и действительно подошел муж.
И все повторяется по новой.
Ирина ему снится чуть ли не каждую ночь, он делится со мной, а я,
чтоб хоть как-то вывести его из этого ступора, предлагаю позвонить.
Только чтоб он сам, а не я. Даже трубку снимаю и протягиваю ему: на,
звони!
Макс задумчиво улыбается. Обязательный, деловой Макс, на которого
всегда можно положиться и который всегда выполняет свои обещания. Слегка
обрюзгший, с обозначившимся брюшком и залысинами на висках.
Приятель, которому снится девушка его мечты.
"Ну, хорошо, я ей позвоню, - говорит этот прожженный циник и ловелас.
- И что я ей скажу?" Пусть скажет, что она ему снится.
"Ты посоветуешь! - Он кольцами пускает дым. - Да, она мне снится, и
что дальше? Что я могу ей предложить? Сходить в кино? В театр на модную
премьеру? В ресторан? В консерваторию? Или на ипподром? Ты же знаешь
ее..." Я знаю. Но он же хотел просто повидаться, просто встретиться -
скромно и неприхотливо. Посидеть поговорить. В ресторан, конечно, тоже
неплохо, чтоб "в лучшем виде" (он подозрительно косится на меня), но
можно и так, по-студенчески...
"Ну..." - Макс старательно окутывается дымом.
Он невозможен, этот старый хрыч, выживший из ума романтик, вся жизнь
которого теперь уходит в сны. Мне жаль его. В конце концов, не такие уж
мы старые...
С Ириной и Ниной мы встретились, как и договаривались, возле метро
"Маяковская". Когда-то, много лет назад, мы уже встречались здесь и пе-
реулками, переулками большой шумной компанией шли к дому Макса, тогда
все еще молодые, свободные и беспечные.
Впрочем, обе девушки, решившиеся на вечер забыть, что они детные ма-
тери семейств, выглядели вполне сносно - и не скажешь, что прошло
столько лет, столько всего переменилось и вообще, если честно, будущее
позади. Если и не все, то, во всяком случае, большая его часть.
Но сегодня мы не должны были думать об этом.
Они и вправду были очень милы. Особенно Ирина, немного пополневшая,
но, как часто бывает, это только придавало ей еще больше женственности и
какой-то особой привлекательности. А хорошенькое ее личико, зардевшееся
от моего неловкого комплимента, приняло совершенно то, прежнее, восхити-
тельное выражение девичьей застенчивости. Можно понять Макса, которому
она снится столько лет.
Все складывалось как нельзя более удачно.
У Макса, как в старину, на уик-энд образовалась пустая квартира (его
уехали на дачу), а сам он ждал меня (мы созвонились), чтоб выпить пива и
расслабиться после напряженных трудовых будней. Про девушек, которые шли
сейчас вместе со мной по направлению к его дому, он не только не знал,
но даже и не догадывался. Отличный намечался сюрприз. Что ни говори, а
хоть какой-то просвет в нашей скучноватой, однообразной жизни.
Мы шли теми же переулками, мимо Патриарших, где когда-то целовались
на скамейке, вспоминая булгаковских персонажей, девушки несли подаренные
бордовые, еще очень свежие тюльпаны, и сами они были как цветы - любо-
ваться и любоваться...
Похоже, я сильно разволновался, к тому же впереди нас ждали изумле-
ние, растерянность, восторг и проч., и проч. Макс должен быть мне век
благодарен.
Я предвкушал... В самом деле, не каждый день удается сделать так,
чтобы по твоей воле сбылись чьи-то сны. Я чувствовал себя добрым волшеб-
ником, по мановению руки которого оживает прошлое. Мы все волновались,
как если бы шли на экзамен.
Может, это и был экзамен?
Для пущей неожиданности девушки спрятались, спустившись ниже на один
пролет, и оттуда доносились их тихие смешки.
Тс-с-с-с...
Я надавил кнопку звонка.
Медленно, очень медленно тянулись минуты...
Я нажал еще, потом еще и еще... В ответ - ни шагов, ни щелчка откры-
ваемого замка. Тишина. Не слышал он, что ли? Нет, это уж вряд ли. Мой
трезвон поднял бы и мертвого. Значит, его не было, но как же? Мы же до-
говорились! Если бы ему потребовалось куда-то срочно выйти, он наверняка
бы оставил записку. Я пошарил вокруг глазами - ничего! Никаких знаков...
Вот это действительно сюрприз.
Обескураженный, я спустился к девушкам.
Макса не было.
Я, понимаете ли, доставил ему на дом стог сена и лужайку, почти мате-
риализовал преследующий его сон, осуществил мечту идиота - а теперь и
сам не был уверен, что не сплю. Неловко было смотреть на девушек, у ко-
торых даже тюльпаны в руках как-то сразу пожухли и стали склоняться до-
лу, увядая прямо на глазах.
Где же ты, негодник?
Скорей всего, ненадолго выскочил за хлебом или пивом, пытался я
объясниться, или чтоб с кем-нибудь встретиться по делу, а потом снова
вернуться. Он ведь знал, что я его тут дожидаюсь. Просто нужно немного
подождать. Совсем чуть-чуть! Он будет возвращаться и увидит... увидит...
как во сне, как во многих своих самых заветных, самых волнующих снах.
Впрочем, ничего другого нам и не оставалось. Только ждать, ждать и
ждать. Из крошечной беседки на детской площадке, пустынной в этот суб-
ботний июньский вечер, хорошо просматривался подъезд Макса. В конце кон-
цов, никуда не денется.
Я предложил откупорить шампанское, предусмотрительно захваченное с
собой (представляю, как бы засуетился Макс, - не пивом же угощать деву-
шек!), и выпить за встречу. Не сидеть же просто так, в ожидании у моря
погоды. Пусть Макс отлучается себе на здоровье, а мы пока выпьем. И бе-
седка такая уютная, незагаженная, среди сильно разросшихся, затеняющих
ее кустов сирени, увы, уже отцветшей. А все-таки приятно встретиться
после стольких лет, нет разве?
Неправильно, что мы так редко видимся. Несправедливо!
Мы сделали по глотку (Ирина, помнится, любила именно такое, полуслад-
кое) - прямо из горлышка, как в старину. Мы вспомнили стог, лужайку, не-
бо, звезды, непаханую борозду и желтеющую ниву, шебуршание мышей и запах
осени, песни под гитару и вкус печеной картошки, мы глотнули еще раз и
другой - с полным доверием и симпатией друг к другу, и тогда я решил
все-таки еще раз подняться к Максу.
Макс, сказал я сквозь обитую дерматином дверь, негромко, но тщательно
выговаривая каждое слово. Макс, сказал я с глубокой горечью, прошу тебя,
Макс, не делай глупостей! Мы же взрослые люди, Макс, ты сам потом будешь
раскаиваться и рвать на себе последние волосы, слышишь?
Я уперся лбом в прохладный дерматин и от обиды готов был распла-
каться, как маленький мальчик. В самом деле, для кого я старался? Макс,
урод, сказал я с выстраданным чувством, это неприлично, друзья так не
поступают! Ладно, Макс, пошутил - и будет. Мы тебе сюрприз, ты нам, твоя
взяла, открывай, скотина! Я двинул ногой в дверь - со злостью, но не
очень сильно, чтобы не будоражить соседей. Макс, будь мужчиной, я тебя
умоляю! Слышишь?..
Девушки преданно ждали меня в беседке. На одном из столбиков было на-
искось вырезано перочинным ножиком: "Валя+Петя= ". Чему это равнялось,
видимо, то ли не уместилось, то ли резчик, не обделенный эстетическим
чувством, нарочно умолчал. Для многозначительности.
И шампанского осталось на донышке.
Мы все-таки еще сидели, ожидая Макса и вспоминая разные забавные слу-
чаи из нашего общего прошлого, мы долго сидели, все еще не теряя надеж-
ды, пока не стало смеркаться. В доме один за другим загорались огни, но
в окне Макса по-прежнему было беспросветно темно. Так мы и сидели рядыш-
ком, касаясь друг друга плечами, девушки и я, в наивном ожидании этого
старого перечника Макса, преуспевающего менеджера и тихого пьяницы. И
все это время я чувствовал, что на нас смотрят, очень даже внимательно,
сквозь кусты сирени, сквозь сумрак, может, даже в бинокль. Что нас ви-
дят, как видит каждого из нас Господь Бог.
Только все напрасно.
А когда уходили, я напоследок быстро обернулся и, кажется, успел за-
метить, как мелькнула в Максовом неосвещенном окне серая тень. И уже не
оглядываясь больше, из-за спины показал туда, в окно на шестом этаже,
кулак...
Эх ты!..
ПЕРЕУЛОК
1
На отца напали.
Факт сам по себе фантастический: отец - и что бы на него! Отец нас-
только всесилен и могущественен, что по отношению к нему невозможна ни-
какая агрессия. Он не то что неуязвим, но как бы по ту сторону. Ему не
надо защищаться, потому что на него не могут напасть. Всем известно, что
он - отец. Не имеет значения, что он щупленький и невысокого роста, по-
тому что на самом деле он - безмерный, как безмерно небо или океан.
Отец - это отец.
И на него напали.
Он появился совсем не такой, как обычно. Молчаливый, и руки подраги-
вают.
Непонятно, куда смотрит, и глаза грустные, задумчивые. Щупленький,
хотя и безмерный. Узкоплечий. Не Шварценеггер...
В соседнем переулке напали, где с одной стороны какой-то научно-исс-
ледовательский институт, а с другой - глухая бетонная стена хлебозавода.
Глухой такой, темный переулок, как и все прочие переулки.
Вечером лучше не ходить, особенно когда в институте кончается рабочий
день и гаснет свет.
Отец между тем всегда там ходил, возвращаясь с работы, и никого не
боялся, потому что отец и страх - несовместимо. Безмерность не знает
страха, потому что сама может внушать его. Отец ходил, и никогда ничего,
а тут...
Он даже и не поздно шел, и еще не совсем темно было. Два парня
навстречу, спокойно, мирно, и вдруг - ногой. С раскрута. Без предупреж-
дения. В полном молчании. И второй - тоже ногой. Прямо. И тоже в полном
молчании, словно бы они оба, здоровые такие, - немые. Оттого что молча -
еще неожиданней.
Вдвоем - на одного.
На отца!
Только не на того напали. От одного удара отец уклонился, по инерции
парня закрутило, а ногу второго он перехватил и вверх сильно дернул, от-
чего тот повалился, как столб, не ожидая такого отпора, а потом отец уже
побежал. Не очень быстро побежал, чтобы дыхание сохранить и успеть раз-
вернуться, если станут его догонять. Чтобы лицом к лицу.
С достоинством, хотя и побежал. Словно вовсе и не убегал, а просто
хотел выбраться на более оживленное место. Чтобы не забили насмерть (это
отца-то!) и к бетонной стене не прислонили.
Чтобы поближе к людям.
Он, может, даже вовсе и не бежал, а уходил, только быстрым шагом.
Трудно представить, как если бы лев убегал от зайца или морской свинки.
Или даже от двух морских свинок. Нет, отец просто шел быстрым шагом, не
оборачиваясь, спеша с работы домой, к ужину, а те вначале за ним погна-
лись, но потом почему-то передумали и отстали. Может, испугались отца.
Он уходил, а они за ним гнались и не догнали.
Он боком немного удалялся, а они все отставали и отставали.
Может, тот, кого отец так ловко свалил, травмировался, а может, сооб-
разили, что лучше не связываться, потому что не просто же так все неу-
дачно у них вышло и отец исчезает, оставляя им фунт презрения. Даже не
оглядывается.
Брезгливо не смотрит в их сторону.
Такой он был - отец! И что с того, что у него руки нервно потом под-
рагивали, а возле правого глаза жилка пульсировала, и взгляд печальный и
задумчивый, и сам, щупленький, ссутулился...
Пусть знают!
2 Потом сыновья просят, умоляют отца еще раз показать, как все было.
Как он здорово тех... Парни, значит, стояли или, верней, шли навстречу.
Один, значит, ногой, с раскрутом, а другой, без раскрута, прямой от се-
бя... Так, да?
Отец расставляет обоих, старшего и младшего: он как бы движется по
тротуару навстречу этим крутым, в джинсе, и они ему навстречу, совсем
уже близко, почти рядом, и тут один из них (старший) делает типа фуэте -
довольно высоко, но медленно задирает ногу (правую) и как бы касается
отца. Верней, чуть не касается, потому что отец ловко успевает укло-
ниться, и пока старший вертится, одновременно балансируя, чтобы удержать
равновесие, отец демонстрирует уход-уклон от удара младшего (согнутой в
колене ногой от себя), ногу подхватывает и рывком поднимает...
Толчок.
Младший тяжело валится на крестец (больно), но на лице у него не
столько боль, сколько восхищение.
Конечно, все замедленно, все не по-настоящему, хотя и очень похоже,
все с улыбкой, и если младшенький слегка ушибает себе крестец, то это
еще раз подтверждает отцовскую бойцовскую сноровку.
Молодчина батя!
Вроде как из безмерности, из разверзшихся небес грянула молния - и
повергла.
Справедливость восстановлена... Правда, не совсем молния. Но ведь -
победа.
По-бе-да!
Иногда они меняются местами, и тогда уже кто-нибудь из сыновей, стар-
ший или младший, выступает в роли как бы ничего не подозревающего отца,
идущего по пустынному переулку, а отец становится одним из тех парней,
что на него напали, и вся сценка разыгрывается с самого начала. Каждое
движение повторяется вновь и вновь, словно они пытаются постичь некий
тайный смысл.
Вернее, смысл всей этой невозможной, немыслимой, фантастической ситу-
ации.
Дело в том, что все произошло очень быстро и неожиданно, объясняет
отец, он даже не успел испугаться и действовал абсолютно бессознательно,
подчиняясь инстинкту самосохранения. Либо пан, либо пропал... И те пар-
ни, конечно, тоже не ожидали, что все получится вовсе не так, как они
задумали или предполагали, - ведь отец был один и с виду щупленький, к
тому же и немолодой.
Откуда им было знать, что это - отец?
Почему-то сыновьям хочется еще и еще раз проиграть всю ситуацию: что-
бы отец шел и они ему навстречу... А вдруг что-нибудь похожее? Ведь
всегда что-то происходит, и если уж с отцом, то с ними и подавно. Никог-
да нельзя знать наверняка, что тебя ждет.
И никто не знает.
3 И вот наступает вечер, ноябрьский, темный, тревожный, а отца все
нет и нет (где-то задерживается), и мать посылает сыновей, старшенького
и младшенького, встретить его, потому что наверняка тот будет возвра-
щаться своим любимым переулком, несмотря на темень и недавний неприятный
случай.
Отец полагает, что раз уже было, то больше никогда не повторится -
мол, в одно место два раза не стреляют.
Может, так и есть, но спокойней, если все-таки ребята сходят и подож-
дут его там, в переулке, а потом вместе вернутся. Парни оба крепкие, на-
качанные, что старший, что младший, пусть сходят. А если отец вдруг ре-
шит пойти кружным, более длинным путем - по освещенной улице, то они
просто разминутся, и все.
Не потеряются...
Переулок и впрямь малопривлекательный - темный, пустынный: с одной
стороны тоскливая бетонная стена хлебозавода с натянутой поверх нее ко-
лючей проволокой, с другой - уже погасшие окна научно-исследовательского
института. Глухое такое место, неприятное, где если ходить, то только
днем и по рабочим дням, когда люди. А так никто ничего не услышит и не
увидит.
Братья стоят в темноте, лишь чуть-чуть прореженной одиноким фонарем
возле входа в институт. Они ждут. Раньше отец их опекал, раньше он был
защитой и подмогой, а теперь они сами готовы грудью встать за него, они
выше и сильнее (хотя отец все равно отец), они чувствуют свою мощь...
Мышцы их, накачанные регулярными упражнениями, отжимами и гирями,
тоскуют под одеждой, томятся по напряжению и действию. Отвага чуть кру-
жит голову. Им спокойно в этом переулке, где всего несколько месяцев на-
зад их отец так классно обставил двух негодяев. Правда, в последний миг
он все-таки побежал, а бегущий человек - почти побежденный человек. Че-
ловек испугавшийся.
На самом деле ему надо было подскочить к упавшему и пнуть того тупым
носком тяжелого ботинка, а потом уже расправиться с другим. Последнее
слово нужно оставлять за собой - тогда ты действительно король. Таков
закон. А бежать (как бы ни бежать - с достоинством ли, боком, оглядыва-
ясь или не оглядываясь) - все равно потерять лицо. Обнаружить свой страх
и свою слабость. Не исключено, что те парни сочли отца трусом, хотя их и
было двое и они были сильнее.
Братья представляют себе, как это было. И тогда младшенький, всегда
щедрый на выдумку, предлагает отца разыграть, как бы все повторив, что
уже не раз репетировали, только теперь здесь, где все когда-то и прои-
зошло.
В переулке.
Шаги издали, быстрые, ближе и ближе, похожие на отцовские. Какой-то
человек (отец) спешит, и они, переглянувшись, трогаются ему навстречу.
Все короче разделяющее их пространство. Когда тень приближается вплот-
ную, почти поравнявшись, их то ли не замечая, то ли не узнавая, стар-
шенький вдруг быстро и резко, с раскрута, бьет высоко поднятой ногой.
У него получается.
Удар мощный и, главное, точный, с глухим таким призвуком, за которым
следует шелестящий, нежный звук падения. Младшенький подскакивает и до-
бавляет, уже по лежащему.
Человек не поднимается, а так и лежит темнеющей грудой возле бетонной
стены.
Неподвижно.
Словно из безмерности выпадает человек и, пролетев некое беспре-
дельное расстояние до земли, шмякается с тяжелым глухим плюхом прямо на
асфальт рядом с бетонной стеной хлебозавода.
Еще не совсем понимая, что произошло, братья, старшенький и млад-
шенький, вдруг резко поворачиваются и срываются с места, как при выстре-
ле стартового пистолета. Они бегут очень быстро, перебирая слегка обмяк-
шими крепкими молодыми ногами, - к повороту, к арке, к своему двору, к
дому, к подъезду.
Они бегут так, как будто за ними кто-то гонится, хотя никто не гонит-
ся (сзади тишина). В груди у обоих, несмотря на тренированность, ухает и
хрипит.
А позади - тишина и только черное длинное жерло переулка.
Никто за ними не гонится.
ПРИСЛУШИВАЮЩИЙСЯ
Кем-кем, а меломаном Ч. вряд ли можно было назвать. Послушать музыку
- это конечно, кто ж против (особенно по настроению), как всякий ма-
ло-мальски культурный человек. Но не так чтоб регулярно или тем более
обивать пороги разных концертных залов в надежде на лишний билетик.
Честно говоря, он бы и не отличил хорошего исполнителя от не очень хоро-
шего и даже плохого, потому что музыка и есть музыка, а тонкости и нюан-
сы - это для эстетов и ценителей.
Для знатоков. На что он вовсе и не претендовал.
Музыка существовала где-то рядом, целый огромный мир, как, впрочем,
литература, или кино, или театр, или живопись, все это было как бы нес-
колько отдельно, куда можно временно погрузиться. Нырнуть, чтобы потом
вынырнуть и жить обычным, самым банальным образом.
Но возможно, что и не вынырнуть, и тогда с человеком что-то происхо-
дит, заметное даже невооруженным глазом.
То человек как человек, а то вдруг смотрит - и не видит, ходит и рас-
качивается в такт, руками и ногами, и даже головой подергивает, или ру-
кой помахивает, словно дирижирует, или заговариваться начинает, называя
себя почему-то Родионом Романовичем либо Львом Николаевичем. Или о себе
внезапно и пугающе в третьем лице: "он улыбнулся", "тут он встал", "все
в нем напряглось"... Причем и в самом деле улыбается, встает, и что нап-
рягается - тоже можно предположить.
Выпадает человек.
Однако даже не будучи меломаном, Ч. тем не менее был зачарован. И сам
чувствовал эти чары, но не как меломан, а иначе. Магическое действие му-
зыки ему тоже приоткрывалось, но, как ни странно, не на концертах и не
при прослушивании пластинок, а тем более радио. Тут он бывал довольно
равнодушен. Ему надо было погружаться (духовно), а его выталкивало. Вол-
ны набегали, глубина совсем близко, а он, бедный, бился на отмели и
только жабрами судорожно шевелил, завистливо поглядывая на тех, кто, по
соседству, млел с полуприкрытыми глазами и блаженными лицами.
Может, он потому и на концерты не любил ходить, что знал об этом
свойстве болтаться подобно поплавку на поверхности, тогда как более
счастливые камнем шли на дно и там тихо лежали между колышущимися водо-
рослями, пуская радужные, переливчатые, упоительные пузырьки.
Хорошо им было!
А для него только лишнее напряжение. Можно сказать, борьба с самим
собой.
Все наслаждаются, а он борется. Все уже погрузились, а он еще булты-
хается.
Все расслабились, ноги вытянули и глаза прикрыли, а он дергается и
дергается, пытаясь сконцентрироваться, и главное - напрасно. Музыка сама
по себе, а он сам по себе.
Танталовы муки. Жажда мучит и вода вокруг, а никак не зачерпнуть и не
отпить. К самым губам приближается, по подбородку нежно щекочет, прохла-
дой и утолением манит, только усиливая сухость в горле. Вот-вот, еще
немного, еще чуть-чуть - и мимо.
Отступает. Откатывается.
Так и оставался неудовлетворенный, хоть плачь! Как приходил с пере-
сохшим горлом, так и уходил. Может, даже еще больше...
Приоткрывалось же ему - когда вовсе не ждал. Стоило только расслышать
где-нибудь - в соседней квартире, вверху или внизу, или, например, с
улицы,
- пусть даже совсем тихо, пусть почти неразличимо, а он сразу улавли-
вал. И мелодия могла быть совсем простенькой, не говоря уж о чем-нибудь
симфоническом, - тут же и проваливался, как в прорубь.
Хоть по радио, хоть магнитофон у кого или проигрыватель... Главное,
чтоб откуда-нибудь, тихо, словно прокрадываясь или просачиваясь, и обя-
зательно - вдруг. Чтоб приглушенно и внезапно, но и не обязательно вне-
запно, а просто чтоб он не слышал или не обращал внимания, и вот тут бы
донеслось. Будто на ухо шепнули. Полог задернули или дверь закрыли, от-
чего сразу акустика.
Гармония.
Полумрак.
Интим.
Словно он подслушал.
Вроде как, получалось, - чужое, но и свое. Ему тоже принадлежащее.
Никто ничего не предлагал и тем более не навязывал, но он уже имел.
Там, за стенкой, положим, тренькает, а Ч. прислушался и... поплыл,
поплыл, все глубже, глубже, с легким, счастливым замиранием сердца, с
воспоминаниями всякими приятными, смутными, но радужными надеждами. А
главное - с таким томительно-сладким предчувствием-предвкушением возмож-
ного счастья (а счастье было так возможно!). Такого близкого, что словно
почти и свершившегося.
Как же это было?
А вот было! Словно вся, вся жизнь, какая дана и неведомо кем отмере-
на, но которая обычно прячется и ускользает, тревожит и мучает своей не-
уловимостью,
- и вдруг эта жизнь обрушивается, заполняя не только душу, но, кажет-
ся, каждую пору, каждую клеточку. В каждой кровиночке играет, как пу-
зырьки в шампанском. Вроде и не песенка "Битлз" или "Ноктюрн" Шопена
из-под соседской двери или из чьего-то окна, а поистине - музыка сфер!
Тут Ч. тащился...
Никакого концертного зала не нужно, никакой филармонии и никаких вир-
туозов.
Главное, чтоб не в лоб, а откуда-нибудь сбоку, из щелочки-дырочки,
приглушенно-притаенно, нежно и грустно.
Ч. даже в лице менялся. Глаз стекленеет и прищуривается, подбородок
вверх поднимается, ноздри раздуты, словно он не звук (хотя именно его),
а запах ловит - то ли как следопыт, то ли как гурман. И прислушивается,
прислушивается...
Наркотик.
Надо заметить, что самого Ч. это не очень радовало. Все люди как лю-
ди, а он... И те, кто действительно любил музыку и глубоко понимал ее,
вызывали у него какое-то особое почтение. Чуть ли не преклонение (тай-
ное), как если бы они и в самом деле были посвященными.
Они духовными были, раз так могли, - нет разве? Они соединялись, и у
них на лицах было написано блаженство. А Ч., словно изгнанный и отвер-
женный, только зря тщился. И все никак не мог примириться, что его
странная чувствительность к музыке, почти как тайная страсть, только и
может осуществиться... так сказать, через щелочку. То есть и он вроде не
чужд, и он стучался, но его не пускали.
Можно было бы, наверно, и отступить, однако Ч., то ли из обычного уп-
рямства, то ли из чувства врожденной справедливости, то ли из протеста
против такой дискриминации, не соглашался. Его все равно манило, и пото-
му он стучался и стучался... Доставал билеты и ходил как равный среди
равных, зная, впрочем, что напрасно. И все равно надеясь.
Упорный.
Так было и в тот раз, в Зале Гнесиных, надежда его вела, звала, шеп-
тала на ухо нечто отдаленно мелодичное, но обещалось нечто большее, куда
Ч. все пытался прорваться.
Девочка-девушка, которая исполняла Баха, была дебютанткой, но, как
слышал Ч., чрезвычайно талантливой. И вышла она к роялю натянутая как
струнка, в темном платье, с забранными назад волосами. Похожая на мона-
шенку, в которой все трепещет от предчувствия близящейся торжественной
службы и, возможно, встречи...
Бледная она была от волнения... Словно убегая от него, стремительно
села к роялю, секунду помедлила, замерев с поднятыми руками, с вытянуты-
ми, изготовившимися к решающему прикосновению пальцами, и тут же, словно
бросаясь с обрыва, опустила их.
Осторожно и вкрадчиво, едва касаясь, нащупывала она, опробовала шат-
кий мосточек. Но уже надвигалось оно, то самое, и плыло по залу, все
ближе и ближе, все неотвратимей, как вдруг у Ч., уже было настроившегося
прикрыть глаза, подло и гадко запершило в горле, и сразу вслед за тем
накатил сухой, надрывный, а главное, какой-то тупой, безысходный кашель.
Чем больше Ч. пытался его сдержать, зажимая рот платком, судорожно
сглатывая и производя разного рода движения горлом, шеей, губами и язы-
ком, тем неистовее рвалось. Чем уверенней и вдохновенней летали по кла-
вишам пальцы пианистки, тем сиплей и злей становился кашель, все больше
и больше напоминая истеричный лай обиженной собачонки.
Першило и першило.
Не горло было, а выжженная пустыня, зной, сушь и колкий раскаленный
песок, шуршащий и скребущий мириадами слюдинок, мутно-белых зазубринок,
трущихся друг о дружку в медленном неостановимом движении.
Девушку было жаль - так она выкладывалась, стараясь вдохновенными ба-
ховскими аккордами перекрыть сиплое перханье Ч. Чем неудержимей был ка-
шель, тем самозабвенней бросала она руки на клавиши, тем ниже наклоня-
лась, словно шла против ветра, сквозь метель и пургу.
Но и Ч. тоже было жалко - так он побагровел весь в своей мучительной
борьбе, захлебываясь и ощущая себя как на лобном месте, под перекрестны-
ми неприязненными взглядами, его казнящими. Но и сам он себя казнил, по-
нимая прекрасно, что портит все, что причиняет страдания бедной исполни-
тельнице, может быть, очень надеявшейся на это выступление.
Да-да, он ей сопереживал - аж до слез...
Ч. плакал - от сострадания и от кашля, давясь в платок, пока наконец,
отчаявшись пересилить приступ, не вскочил и не побежал вон из зала, сок-
рушаясь, что теперь, в дополнение ко всему, этим самым наносит девушке
непростительную обиду...
И так было плохо, и эдак!..
С полчаса, наверно, бродил Ч. по окружающим переулкам и все пытался
прокашляться. Однако глухое клокотание в бронхах, скворчание и сип в
горле не унимались. И чем дольше он бродил, тем острее было в нем жела-
ние вернуться. Вернуться и дослушать. Словно то, что было начато там, в
зале, так грубо отнятое у него по его же, можно сказать, вине, могло еще
быть возвращено.
Конечно, можно было и уйти. Уйти было даже легче и проще, чем возвра-
щаться, бездарно прогуляв полконцерта. Уйти - и не видеть больше никогда
этой девушки, которой он так мелко навредил, пусть и невольно. Уйти, так
и не дослушав Баха в ее замечательном (тут он был уверен) исполнении.
Что же это за жизнь такая, когда хочешь, а не можешь! Другие могут, а
ты нет! Им, значит, все, а тебе ничего! Одним, значит, оазис, а другим -
пустыня. Одним шампанское, а другим - першение в горле...
Ч. вернулся.
Поднялся по лестнице, смущенно миновав уставившуюся на него с некото-
рым удивлением контролершу.
Прислушался.
Из-за плотно прикрытой двери доносилось.
О, как из-за нее доносилось! Исполнительница, судя по всему, пол-
ностью уже восстановилась после непредвиденного - по вине Ч. - сбоя и
теперь, словно торжествуя, щедро одаривала избранных счастливчиков, ко-
торые блаженно прикрывали глаза.
Всех, кроме Ч.
Пожалуй, никогда еще в жизни не слышал он чего-либо подобного. Тако-
го. Не выразимого словами (да и нужно ли?). Здесь, на этой мраморной
сверкающей лестнице, перед закрытой в зал тяжелой дверью, словно выдво-
ренный за проказы школьник, он обретал.
Да, все было там, за стеной, за дверью, в полумраке, глухо и притаен-
но, почти только угадываемое, так что приходилось сильно напрягать слух.
Ч. прислушивался.
Да, его место было здесь, за стеной, за дверью, на лестнице. И в гор-
ле больше не першило, сухости не было и в помине. Здоровое, свежее гор-
ло.
Словно издевались над ним. Изгоем он был, отверженным, но только так
и обретал.
Ну что тут было делать?!
И нечего было упорствовать! Некоторые даже и этого не имеют, а у него
- было. Ему бы как раз радоваться, а не сокрушаться. Может, ему-то и бы-
ло лучше всех, что он так умел. Из ничего - все. Хотя и под сурдинку. В
щелочку...
Все у него было... Все у него было...