ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы.



 

Часть 2


                                   ГЛАВА 2

                            Турне по Турбо-Бейсику


          В  этой  главе вы познакомитесь с азами использования Т.Б. Мы
      начнем  с  некоторых  базисных операций в Т.Б., включая установку
      Т.Б.,  использования  системы  меню,  а  также создание, прогон и
      редактирование   программы.   Однако   прежде   чем  вы  начнете,
      необходимо  внимательно  ознакомится  с лицензионным соглашением,
      приведенным   на   передней  странице  данного  руководства.  Это
      соглашение позволяет вам делать столько копий программного диска,
      сколько  вам  необходимо  только для вашего личного пользования и
      целей резервирования. 

                         Резервирование ваших дисков

          Для того, чтобы обеспечить собственную безопасность, сделайте
      резервную  копию  диска  распределения  с помощью вашей программы
      копирования  файлов  или  дисков перед началом использования Т.Б.
      Обеспечив  уверенность  в  том, что все файлы переданы успешно, и
      после  этого  отправте оригинальный диск на хранение в безопасное
      место.  

                         Файлы на диске распределения

          Ниже  описываются  файлы,которые  вы только что скопировали с
      вашего диска распределения.  
          TB.EXE   полностью   единая   библиотека  операционной  среды
      /редактирования/    периода   прогона.   Т.Б.   настраивается   и
      прогоняется,  когда  вы  набираете  на  клавиатуре TB и нажимаете
      ENTER. 
               *.BAS образцовые прoграммы Т.Б.  
          TBHELP.TBH содержит экраны помощи для использования Т.Б.
          README.COM эту программу используют для чтения файла README.
          README  этот  текстовый  файл  может быть просмотрен, если он
      есть,   на  нем  содержится  современная  информация,  чем  пред-
      ставленная  в  данном  руководстве.  Используйте  для  набора или
      копирования текста на печатающем устройстве README.COM  


                                  Установка


          В  системах  с  гибкими  дисками  копируйте  TB.EXE  на  диск
      первичной  загрузки  вместе  с  множеством утилитных программ DOS
      (например  CHRDSK, FORMAT), которые вы считаете необходимыми. Для
      хранения  исходных  и  исполнительных программ, которые вы будете
      создавать, используйте дисковвод В.  
          В системах с жесткими дисками создавайте новый справочник вне
      корневой   системы,   назаваемый  "TB",  или  что-то  подходящее.
      Копируйте  в  ТВ все файлы диска распределения. Если вы скупитесь
      на  дисковое пространство, копируйте только TB.EXE. Регистрируйте
      этот  справосник,  и  вы  готовы приступить к работе, стандартная
      конфигурация  с  жестким  диском  адресуется  как  дисковвод С, а
      первый гибкий диск, как а; требуется команда  
          C>MD TB
          C>COPY A:"*".TB
          C>CD TB
          C>TB

          Чтобы пользоваться Т.Б. из других мест вашего жесткого диска,
      настраивайте   оператор  прохода  или  копируйте  файл  TB.EXE  в
      справочник, в котором вы содержите системные программы, такие как
      CHDSK,   FORMAT   и   передовой  Бейсик.  Этот  справочник  часто
      называется  BIN(более подрабно о настройке проходов см.приложение
      1  "Приспособление  Т.Б.").  За  детальной  информацией по поводу
      создания  и  управления  субсправочниками  обращайтесь  к  вашему
      руководству по DOS. 

                         Настройка операционной среды

          Если  вам необходима какая-то специальная аппаратура, либо вы
      являетесь   разработчиком   в  деле  обеспечения  потребностей  в
      динамической  среде,  возможность  устанавливать переменные среды
      предоставит  вам  определенный выбор. Переменные среды фактически
      перекрывают  компилятор  и/или  программные  опции и определяются
      использованием команды SET в DOS.  
          Переменные  среды  оказывают  воздействие на среду в целом, в
      которой   исполняется  какая-то  программа.  Следовательно  после
      установки переменной она остается действующей до тех пор, пока вы
      вновь  не  установите  ее на другое значение или не включите вашу
      машину.  Если  вы  сочтете необходимым устанавливать эти значения
      постоянно  одинаковым образом, то можете пожелать вводить команду
      SET  в  какой-то  пакетный  файл или в ваш AUTOEXEC.BAT-файл (См.
      Приложение G "Основы DOS")  
          Переменные   среды   Т.Б.  позволяют  перекрывать  вам  опции
      периодов  компиляции  и  прогона  для  содержания 8087 и проверки
      "Показа"  цветного  графического  адаптера  (CGA). Так в следущем
      примере  вы  устанавливаете  вашу  среду  для использования 8087,
      набирая  в DOS-подсказке SET 87=YES (да), где YES означает, что у
      вас  есть  8087, что эта аппаратура не используется. По умолчанию
      устанавливается YES.  
          В случае проверки показа CGA,ВЫ ДОЛжНЫ НАбРАТЬ
          SET CGANOWCHK=NO
          где  NO  приводит  к  отсутствию показа-проверки, а YES -к ее
      выполнению. По умолчанию устанавливается YES.  
          Кагда  ваш  компилятор  начинает  исполнение,  осуществляется
      фактический   поиск  по  пространству  переменных  сред  с  целью
      получения значения этих переменных.  
          Хотя  в  установке  этих  переменных  нет  необходимости, они
      доступны,  если  у вас в них есть нужда. Если вы предпочитаете не
      выбирать   их,   просматриваются  файлы  текущего  справочника  и
      создаются  временные  файлы  для  хранения значений переменных по
      умолчанию.  


                             Запуск Турбо-Бейсика

          Когда  у  вас есть копия системы на вашем рабочем диске, а вы
      находитесь в подходящем справочнике (или диске, если ваша система
      базируется  на  гибких  дисках),  вводите  TB при DOS-подсказке и
      нажимайте Enter:  
          c>TB
          и появляется первый экран Т.Б.:
          рисунок 2-1.Главный экран Т.Б.
          На  полоске в верхней части экрана главного меню отображаются
      опции  ваших  команд  и  четыре  окна, редактирования, сообщение,
      отслеживание  и прогон. Вы можете выбирать любую статью из меню ,
      нажимая   соответствующуб   заглавную   букву  (например,  Е  для
      редактирования),  либо  перемещая  светящуюся  полоску  с помощью
      клавиш  стрелка  вправо  стрелка  влево  до желаемой опции , а на
      экране выделяются в тексте жирным шрифтом)  
          Минутный  эксперимент.  Выберите команду файла ."вытягивается
      ряд опций, относящихся к файлам. Чтобы выбрать одну из этих опций
      снова  нажимайте  первую  букву  опции  или используйте стрелками
      вверх  и вниз для установки светящейся полоски и нажимайте Enter.
      Чтобы возвратиться к опциям доступным из главного меню, нажимайте
      ESCAPE,  в результате чего вы вернетесь в главное меню Независимо
      от  того  где вы находились в Турбо-Бейсике нажатие несколько раз
      ESCAPE  позволит  вам  вернуться  в  главное меню(более детальную
      информацию  смотрите  в  разделе  ГЛАВЫ  3, озаглавленой "Главное
      меню")  
          Следует  заметить  ,что  строка  помощи в нижней части экрана
      изменяется  соответственно вашему нахождению в системе меню; если
      вы  чем-то  озадачены,  прежде всего, взгляните на нее -там может
      быть  та  помощь,  в  которой  вы нуждаетесь. Если вам необходима
      дополнительная помощь, нажимайте F1.  
          Некоторые   статьи   главного  меню  не  имеют  опций,  кроме
      отображаемой.    Например,    COMPILE    (компилировать)   просто
      обеспечивает  компилирование  вашего  загруженного  файла; у этой
      статьи нет ни вытягиваемого меню, ни меню, развертываемого вверх.
      С  другой  стороны  статья  FILE  имеет  вытягиваемое вниз меню с
      несколькими опциями.  
          Практически  ,большую  часть  времени  вы  будете  заниматься
      выбором из трех одних и тех же меню  
          .EDIT  (редактирование)  для  создания  и  изменения исходных
      программ  
          .COMPILE   (компилирование)   для   компилирования   исходных
      программ в исполнительную форму  
          .RUN  (прогон) для исполнения программ или их компилирования,
      если в этом есть необходимость  
          Более  исчерпывающие пояснения системы меню и ее вытягиваемых
      меню одержится в разделе "Главное меню" ГЛАВЫ 3 .  


                         Естественный набор редактора

          Прежде чем вы приступите к написанию программ, вы предпочтете
      узнать  кое-что  о редакторе, которым вам предстоит пользоваться.
      Если  вы  не  знакомы ни с редактором Турбо-Паскаля ни с ВОРДСТАР
      или  МУЛЬТИМЕЙТ, вам достаточно прочесть этот раздел. Если вы уже
      знакомы   с   редактором   этого   типа,  переходите  к  разделу,
      озаглавленного  "Первая программа" ( если захотите получить более
      подробные  сведения, обращайтесь к разделу "Турбо-редактор" ГЛАВЫ
      3.   Для   тех   из   вас,   кому  необходимо  изучить  редактор,
      целесообразно  потратить  время  и немного попрактиковаться с его
      базисными  возможностями.  (В таблице 2-1 просуммированы базисные
      команды). После этого вы будете в состоянии сконцентрировать свое
      внимание  на написании программы в Т.Б.а не тратить свое время на
      изучение   редактора.  Имейте  ввиду,  что  помощь  получиться  в
      результате  единственного удара по клавише F1, будет выдавать вам
      контексно необходимую помощь, где вы в Т.Б. бы ни находились.  


                              Базисные операции

          Выбирайте  EDIT  из  главного меню, нажимая Е из любого места
      полоски  главного меню, либо нажимайте Enter при позиционировании
      на  команде  редактирования.  Прежде всего взгляните на состояние
      строки с целью определить находитесь вы в режиме  
          INSERT   (вставка)   или   OVERWRITE  (переписывание).  Режим
      означает,  что  все  вводимые  с клавиатуры литеры вставляются на
      курсорной  позиции;  существующий  текст  перемещается  вправо от
      курсора  по  мере  вашего  набора литер. Когда используется режим
      переписывания,  каждая  набираемая  литера замещает ту, которая в
      этот  момент находится под курсором. Вы можете тумблерно включать
      и выключать эти режимы с помощью клавиши INS (вставка) или клавиш
      Ctrl-V (управление -V). Выбирайте такой режим который вы находите
      самым удобным для пользования.  
          Теперь  набирайте  ваше  имя  и  адрес,  как вы делали это на
      конверте; например  
          SAN SPADE
          1264 CLINTON ST.
          NEW YORK NY 12345
          и  нажимайте  ESCAPE  для  завершения  редактирования.  Затем
      отправте  содержимое  рабочего  файла  на  хранение, выбирая FILE
      (нажимайте F при каком угодно позиционировании в главном меню или
      Enter  когда  позиционировано  на  FILE, а затем SAVE (хранение).
      Поскольку   вы  файл  не  именовали,  файлу  по  умолчанию  будет
      присвоено  имя  NONAME.BAS.  Теперь вы можете переименовать файл,
      сохраняя  то,  что находится в редакторе под именем ADDRESA (если
      вы не специфицируете какое-то удлинение, Т.Б. будет давать вашему
      файлу удлинение BAS)  
          Теперь  используйте  опцию  NEW  для  стирания  того,  что вы
      набрали в редакторе. Сперва нажмите F для вызова файла, а затем N
      для вызова новой. Далее набирайте список из 5 ваших любимых блюд,
      каждое блюдо в отдельной строке.  
          CHICKEN CURRY
          SUSHI
          BLECKENED SISH
          CHIMICHANDAS
          LUMPIA
          Вновь  заканчивайте  сеана  редактирования  (нажмите  ESC)  и
      выберите  FILE  из  главного  меню,  а затем LOAD (загрузка). При
      запросе  имени  файла  набирайте  ADDRESS  и вслед за этим Enter.
      Система  запросит  не  хотите  ли  вы  сохранить  текст в текущем
      рабочем  файле.  Вы не хотите, поэтому нажмите No и заметьте, что
      происходит  в  окне редактора-предпочитаемые вами блюда заменятся
      файлом ADDRESS.  


                              Блоковые операции

          Находясь  в  окне  редактора,  вы  также можете пометить блок
      текста,   подлежащего   стиранию,  перемещению  или  копированию.
      Однажды  помеченный  блок  вы  можете  копировать  в другое место
      текста,  стирать  его из текущего местоположения или перемещать в
      другое место текста.  
          Пометка  блока  осуществляется  просто, попытайтесь выполнить
      пометку,   сначала   вновь  выбрав  команду  редактирования.  При
      нахождении   в   окне   редактора   вашего   имени   или  адреса,
      воспользуйтесь клавишами стрелками для позиционировании курсора в
      верхнем  верхнем  углу.  Пометьте  начало  блока нажатием Ctrl-КВ
      (управление  КВ).  Теперь  переместите курсор на последнюю литеру
      последней  строки  вашего  адреса и пометьте конец блока, нажимая
      Ctrl-KK (управление КК).  
            Далее  сделайте  несколько копий данного блока так, чтобы у
      вас  получилось  больше  текста  для  манипулирования.  Чтобы это
      осуществить, переместите курсор в конец вашего адреса и копируйте
      блок, нажимая Ctrl-КС (управление КС).  
          Перемещая  курсор  в конец вновь создаваемого текста, делайте
      другую копию блока. Повторяйте этот процесс, пока не будете иметь
      целых   десять   копий   вашего  адреса  в  окне  редактора.  Для
      перемещения  по тексту внутри окна редактора ползуйтесь клавишами
      стрелками PgUp (страница вверх) и PgDn (страница вниз).  
          Теперь отметим новый блок. Воспользуйтесь строкой состояния в
      верхней  части  окна редактирования для определения номера строки
      на  которой  вы  находитесь,  вставте  в  файл  новую  строку  4,
      состоящую  из 20 литер Х. Далее сделайте строку 11 из 20 литер У.
          Ваш новый блок будет занимать строки с 5 по 10. Отметьте его,
      как  и  ранее,  с  помощью Ctrl-KW и Ctrl-KK. Чтобы создать блок,
      нажимайте Ctrl-KY (управление KY), и вы теперь получите строку из
      X,  за  которой  следует  строка из литер Y. Далее пометьте новый
      блок,  который состоит из этих двух рядов X,Y. Переместите курсор
      в  конец  текста,  затем  переместите  сюда  новый  блок, нажимая
      Ctrl-KV  (проверяйте  чтобы  он  перемещался,  а  не копировался,
      используя PgUp и PgDn).  
          Блоковые  операции можно выполнать с помощью нажатия меньшего
      числа   клавиш,   пользуясь   клавишей   функций.  Клавиши  и  их
      использование  отображаются  в нижней части экрана. Заметьте, что
      клавишаи F7 и F8 помечаются начало и конец блока, соответственно,
      чтобы  пометить  блок переместите курсор в начало блока и нажмите
      F7.  Затем  переместите  курсор  в  конец  блока и нажмите F8 для
      пометки конца блока. 


                                Поиск и замена

          Команда  поиска  и замены становится удобной, если вы решаете
      изменить  чего  в  вашей  программе,  после  того  как  вы ее уже
      написали.  Например,  чтобы  показать  вам  как  использовать эту
      команду,  сотрем  все,  что  в  данный мoмент имеется в редакторе
      используя  DEL  (стереть), опцию NEW (новый) или помечая блок), и
      наберем эту хорошо известную фразу:  
          TO BE OR NOT TO BE
          THAT IS QUESTION
          Теперь  заменим каждые TO BE на TB. Сначала нажмите Ctrl-Q, a
      затем  набирайте  TO  BE, когда вам подсказывается строка поиска.
      Нажмите  Enter,  а затем, когда появится подсказка строки замены,
      набирайте  TB.  Далее  вы  можете  набирать  определенные  опции,
      подлежащие  вашему  выполнению  во  время поиска. Для гловального
      поиска  выбирайте G, выбирая N, тогда строка замещается всюду без
      обращения  к  вам с вопросом о подтверждении при каждой встрече с
      искомым,  выбирая  U  для  игнорирования различия между верхним и
      нижним  регистрами.  После  того  как вы выберете все ваши опции,
      нажимайте Enter. Выполняется поиск и замена и текст преобразуется
      в следующий:  
          TB OR NOT TB
          THAT IS QUESTION
          Если    просто   желаете   строку   в   тексте,   вы   можете
      воспользоваться командой поиска (в противоположность поиску-QF) и
      вы  получите  подсказку на строку поиска. Воспользуйтесь функцией
      поиска  для  нахождения первого появления TB в предыдущем тексте.
      Затем воспользуйтесь Ctrl-L для нахождения последующих появлений.

          Таблица 2-1 СВОДКА КЛАВИШНЫХ НАБОРОВ РЕДАКТОРА
          ----------------------------------------------
          клавиши                      функции
          ----------------------------------------------
          ESC                     выход из редактора
          ----------------------------------------------
          клавиши-стрелки
          PgUp
          PgDn                    перемещение курсора
          HOME,END
          -----------------------------------------------
          DEL                стирание литеры под курсором
          -----------------------------------------------
          INS,Ctrl-V         вкл./выкл. режима
                             вставка/переписывание
          -----------------------------------------------
          Ctrl-KB            пометка начала блока
          -----------------------------------------------
          Ctrl-KK            пометка конца блока
          -----------------------------------------------
          Ctrl-KH            непомеченный блок
          -----------------------------------------------
          Ctrl-KC        копирывание намеченного блока в
                             позицию намеченную курсором
          -----------------------------------------------
          Ctrl-KY        стирание намеченного блока
          -----------------------------------------------
          Ctrl-KV        перемещение намеченного блока
                    позицию ,указываемую текущим курсором
          -----------------------------------------------
          F1                 помощь-информация
          -----------------------------------------------
          F2                 хранить файл
          -----------------------------------------------
          F3                 новый файл
          -----------------------------------------------
          F5                 фокусировка
          -----------------------------------------------
          F6                 переключать окна
          -----------------------------------------------
          F7                 качать блок
          -----------------------------------------------
          F8                 закончить блок
          -----------------------------------------------


                               Первая программа

          Теперь  создадим  с  помощью  редактора  короткую  программу.
      Выйдите  в  главное  меню  и  выберете файл, затем загрузите. При
      подсказке  имени файла введите MYFIRST и нажмите Enter. Далее для
      ввода  редактора  наберите Е. Bы будете знать, что окно редактора
      задействовалось,    поскольку    его    окно   получило   двойную
      ограничительную рамку.  
          Рисунок .Пустой экран редактора.  
          Для тех из вас кто имеет опыт работы с ВОРДСТАР или какими-то
      другими  программами,  в  которой  используется  эта  управляющая
      последовательность,  такими как САЙДКИК КОУТПАД, редактирование в
      Т.Б. покажется приятным и легким.  
          Теперь  набирайте в программу MYFERST то, что приводится ниже
      в  этом  параграфе. Набирайте как можно точнее, поскольку Т.Б. не
      может  делать  ничего  другого  кроме того, что вы ему сообщаете.
      Некоторые  из  вас могут заметить изьян в этой программе-оставьте
      это; позднее мы поясним почему.  
          WHILE  -1   
          FOR  N=1  TO  8  
          READ AS  
          PRINT AS " ";  
          NEXT N  
          PRINT
          RESTORE
          WEND   
          DATA PRESENTING,TURBO-BASIC,THE,FASTEST,BASIC,ON,EARTH  
      то  что  делает  эту  программу выглядящей иначе,чем программа на
      Бейсике, которые вы видели ранее, есть отутствие номеров строк.  
          Номера   строк-это   интегральная  часть  и  редактирующих  и
      исполнительных   программ   Интерпретаторного   Бейсика.  Однако,
      поскольку Т.Б. имеет встроенный экранный редактор, и поскольку он
      является  компилятором,  номера строк являются слишком громоздким
      багажом,  Т.Б.  в  некотором  смысле  откровеннен  по отношению к
      субьекту.  Если  вам  нравится вы можете нумеровать каждую строку
      или  каждую третью строку, в прямом или обратном порядке, либо вы
      можете  выбрать  для нумерации только те строки, которые являются
      целевыми   для   GOTO  или  GOSUB,  еще  лучше,  если  вы  можете
      воспользоваться именуемыми метками.  
          На  первых  порах  работа  без номеров строк может показаться
      странной,  но  по прошествии нескольких дней вы будете удивляться
      как это вы так долго не могли без них обходиться.  
          Когда  у  вас  уже будет введена MYFERST, откиньтесь на спину
      стула и на минутку полюбуйтесь на нее.  
          Вы  только  что  создали  исходную программу на Т.Б. В памяти
      вашего  компьютера  в  этот  момент  находится сотня ASCII-кодов,
      которые  образуют  MYFERST.BAS.  Далее  с  этим  текстом работает
      только редактор.  
          Однако эта программа есть только средство достижения конеуной
      цели.  Прежде чем ваш микропроцессорный чип семейства 8086 сможет
      исполнить  MYFERST, исходный текст должен быть оттранслирован или
      компилирован  в  понятную  для  него форму; а именно, на машинный
      язык 8086.  
          Редакторская   часть  работы  теперь  заканчивается,  поэтому
      нажмите  ESC,  чтобы покинуть редактор, и возвращайтесь в главное
      меню.   В   главном   меню  становится  видимой  полоска  выбора,
      указувающая, что вы уже можете выбирать другую опцию.  
          В  то  время,  как  редактор  временно  находится вне выбора,
      работать  с  ним вы не можете; однако текст вашей программы уже в
      памяти,  готов  для добавления или изменения в любой момент. (Это
      демонстрируется  быстрым нажатием Е; нажатие ESC возвращает нас в
      главное меню).  

                                    Опции

          Вы  приблизились  к  тому, чтобы сделать второй большой шаг в
      процессе  создания  программы:  к  компилированию  вашей исходной
      программы  в  исполнительную  форму.  Но  прежде чем вы сделаете,
      необходимо  установить  опцию  компилятора. Для выбора меню опций
      нажмите О (См.рис.2-3).  
          РИС.2-3 Меню опций  
          Соответственно смыслу их имен, различные варианты выбора меню
      опций  обеспечивает  управление определенными аспектами доведения
      компиляции до завершения. С этой точки зрения, особенно если Т.Б.
      является  вашей первой встречей с кoмпилирующим языком, некоторые
      из  этих  выборов  могутпоказаться  чем-то фантастическим. (Oпции
      компилятора   подробно   oбсуждаются   в   главе  3,  в  разделе,
      озаглавленном "команда опций").  
          По  правде  говоря,  сейчас  ваш интерес ограничивается тоько
      опцией разрыва клавиатуры, которая в данный момент выключена. При
      включенном  состоянии  этой  опции,  однако,  вы  можете прервать
      большинство   программ   (остановить   ввод/вывод),  генерируемых
      компилятором.  При отключенном состоянии этой опции, вы будете не
      в  состоянии  прервать  (через Ctrl-Break) какую бы то ни было из
      генерируемых   компилятором   программ.   Таким   образом,  чтобы
      предотвратить    прогон    MYFERST,   нажимайте   К   (тумблерный
      переключатель)  для  включения  опции разрыва клавиатуры, а затем
      ESC для возврата в главное меню.  

                                Компилирование

          Для   завершения   MYFERST  нажмите  С  (  подобно  редактору
      компилятор обрабатывает текущий рабочий файл ). Компилятор быстро
      проверяет  литеры  вашей  программы  и  строит  ее  эквивалент на
      машинном  языке.  Эта  фаза,  даже  для  простой  программы вроде
      MYFERST,  может  занимать  некоторыми  Бейсик-компиляторами время
      близкое к минуте.  
          Если  в  вашей исходной программе компилятором обнаруживается
      что-то  такое, что неприемлемо для программы для Т.Б., это найдет
      отражение в строке состояния редактора, а вы автоматически будете
      введены  в  редактор  в точке ошибки. Если это с вами произойдет,
      нажимайте  ESC  редактируйте  вашу  программу.  Затем выходите из
      редактора и компилируйте повторно:нажмите ESC затем С. 


                             После компилирования

          После  успешного  компилирования  в памяти имеется две версии
      MYFERST:  (1)-исходная  программа,которую  вы  создали  с помощью
      редактора,   (2)-результирующая,   исполнительная   программа  на
      машинном  языке  8086,  созданная  компилятором. В окне сообщений
      Т.Б. дает некоторую статистику по компилированию(См.рис.2-4)  
          Cтатистика  указывает  в  16-ричных  байтах размер сегмента в
      кодах  копилированной  программы,  размер  стека  и  размер  зоны
      данных.  Отмечаются также число заявлений и компилированных строк
      плюс  величина  свободного пространства, оставшегося в памяти для
      компилирования.  (Будьте  уверены,  вам нет необходимости знать о
      16-ричной  системе,  стеках  и  буферах для написания программ на
      Т.Б.  больше,  чем  необходимо  знать  об  этих  вещах, работая с
      Интерпретаторным  Бейсиком. Здесь есть необходимая информация, но
      обычно вы в ней не нуждаетесь). 


                               Прогон программы

          Теперь,   поскольку   вы  уже  оттрансировали  вашу  исходную
      программу  на  машинный  язык,  вы  можете прогнать ее, нажимая R
      проверяйте вывод вашей программы в окне прогона.  
          MYFERST прогоняется долю секунды, а затем все прекращается.  
          Это  происходит  по  той причине, что мы умышненно включили в
      MYFERST  ошибку,  чтобы  сделать  остановку:  анализ, выполненный
      компилятором,  не  обнаружил  ничего,  что  могло  бы  привести к
      чему-то  плохому  при  прогоне  программе.  Компилятором  главным
      образом проверяются синтаксические ошибки, такие как неправильное
      написание  команд, ненужные или пропущенные запятые и несоответс-
      твующие  друг  другу  скобки. Имеется целый класс ошибок, которые
      могут  случиться  во  время прогона от сбоя диска, математические
      неточности,  такие как квадратный корень из отрицательного числа.
       
          Имейте  ввиду,  что некоторые ваши ошибки будут отлавливаться
      во  время  компилирования, а другие не всплывут на поверхность до
      периода прогона программ. 


                                  Об ошибке

          В  дополнение  к сообщению о возникновении ошибки вне данных,
      Т.Б.  также  показывает,  где именно это случилось, помещая вас в
      точку  ошибки  в редакторе. Поскольку MYFERST.BAS еще находится в
      памяти, это происходит быстро.  
          Компилятор  автоматически  сооющает  где  произошла  ошыбка в
      соответствующем месте исходного файла.  
          То  плохое,  что  есть  в  этой  строке, состоит в том что вы
      считывали  только  семь  констант, а не восемь. Измените цикл FOR
      /NEXT на останов на 7, и будете иметь рабочую программу.  
          Нажмите  ESC  затем R сначала для компилирования, а затем для
      прогона  исправленной  версии.Т.Б.  распознает,  что  вы изменили
      исходную  программу  после  последней  компиляции и автоматически
      перекомпилирует  MYFERST перед ее прогоном. Когда вы свыкнитесь с
      клавишныим   наборами,   то   найдете,   что   для   перехода  от
      редактирования   к  исполнению  и  наоборот  достаточно  каких-то
      секунд.  
          Теперь  MYFERST  проходит  во  всей ее красе. Вновь проверьте
      вывод   в  окне  прогона  и  нажмите  ALT-F5  (изменить  F5)  для
      фокусировки окна в перемежающихся режимах.  
          Когда вы получите удовлетворение от своей программы, прервите
      ее нажатием Ctrl-Break, затем ESC для возврата в главное меню. 


                              Хранение на диске

          Итак  все  что  вы сделали находится только в памяти, если бы
      имел  место  сбой питания, или ваша программа зависла, потерялись
      бы   и  исходная  и  исполнительная  программы  MYFERST.  Поэтому
      программисты  отправляют  свои исходные программы для хранения на
      диске,используя   команду  SAVE.  Также  поступите  и  вы.  Можно
      заметить   взрыв   активности  на  дисковводе,  используемому  по
      умолчанию  в  процессе  перезаписи  MYFERST.BAS  (вы можете также
      воспользоваться опцией автоматического хранения, доступной в меню
      настройки,    для    автоматического   хранения   вашего   файла,
      реализуемого перед прогоном программы).  
          Для  проверки того, что файл MYFERST.BAS, существует теперь в
      вашей  файловой системе, используйте опцию DIRECTIRY (справочник)
      из файлового меню. Нажатие D вызывает ответ:  
          Enter mask (введите маску)  
          Т.Б. требует определенного сорта файловый дескриптор, который
      вы   должны  включить  в  DOS-команду  DIR;  например  *.BAS  или
      MYFERST.BAS.  Нажатие Enter вызывает появление каждого файла, так
      будто вы уже набрали *.*.  


                      Хранение исполнительной программы

          Хранение  исполнительной (на машинном языке) формы MYFERST на
      диске  представляет собой совершенно иной предмет. Действительно,
      вы  не  увидите  ничего  ни  в  одном  меню,  касающееся хранения
      исполнительной   программы.   Если   вы  создаете  программу  для
      собственного  пользования,  то  у вас может не быть необходимости
      хранить  ее вообще. К чему хлопоты,если ее можно создавать заново
      каждый  раз?  Однако  придет  время,  когда  вам  захочется иметь
      какую-то постоянную форму компилированной программы.  
          Т.Б.   дает   вам  возможность  генерировать  самостоятельную
      программу  (файл  с  удлинением  EXE),  которую  можно  исполнять
      непосредственно  при  DOS-подсказке.  Так вы можете поступить и с
      MYFERST,  установив компилирование включения в меню опций. Прежде
      всего,  для получения входа в меню опций нажмите О, а затем С для
      компилирования.   Выбирайте   установку   исполнительного  файла,
      нажатием    Е.    При    этом    на    диске    еще   ничего   не
      изменяется-выполненное   вами   изменение   состоит  в  том,  что
      компилятор  будет  делать  следующих  раз  при  вовлечении  его в
      работу.  Режим умолчания, который вы используете далее, состоит в
      компилировании в память.  
          Для   выхода   из   меню   опций  нажмите  ESC  затем  С  для
      перекомпилирования   MYFERST.В   это  время  компилирование  идет
      медленее,   поскольку   Т.Б.  физически  осуществляет  запись  на
      дисковводе. Чтобы посмотреть результирующий файл, уйдите вовсе из
      Т.Б., сначала перейдя к файловому меню, а затем нажав Q. Сразу же
      возвращайтесь на DOS-уровень, ввода С > DIR MYFERST  
          Вы   увидите   обе   формы   вашей   программы,   исходную  и
      исполнительную. 


                          Исполнение MYFERST из DOS

          Вероятно   вы   уже  знаете,  что  файлы  с  удлинением.  EXE
      используются  операционной  системой  непосредственно.  Если  при
      DOS-подсказке вы вводите имя файла  
          C>MYFERST  
          Это  приводит  к  прогону MYFERST с выдачей той же программы,
      которую  вы видели раньше. Если в это время вы прервали программу
      с помощью Ctrl-Break, то возвратитесь в DOS.  


                         Трассировка вашей программы

          Вернемся  теперь в среду Т.Б. и вашего файла MYFERST, набирая
      в  подстроке  DOS  строку  TB MYFERST. Чтобы попробовать все, что
      есть в главном меню, попытаемся трассировать вашу программу.  
          В  окне  TRASE (трассировка) будут перечисляться любые номера
      строк,  либо  имена  процедур  или  функций,  имеющихся  в  вашей
      прорамме,  поэтому добавляйте к MYFERST номера строк, чтобы иметь
      возможность осуществить ее трассировку.  
          Чтобы  трассировать  или  проследить в шаге вашу программу по
      мере  ее  прогона, нажмите D для перехода в меню DEBUG (отладка).
      Для    получения    опции    TRACE    (трассировка)   используйте
      клавиши-стрелки  или  нажмите  I,  а затем тумблерно включите ЕЕ,
      нажав  Enter  для выхода из меню отладки нажимайте ESC, а затем R
      для  прогона.  (Поскольку  вы  перемодифицировали вашу программу,
      перед  прогоном она будет автоматически перекомпилироваться). Для
      контроля следите за окном трассировки.  
          Заметьте,  что  вы  также  можете трассировать вашу программу
      помещая в нее, при ее написании, компилярную директиву TRASE.  


                             Системные окна

          Для  среды  программирования  Т.Б.  обеспечивает четыре окна:
          .окно  редактирования позволяет создавать/редактировать любые
      ваши программы.  
          .окно    трассировки   (когда   оно   тумблерно   включается)
      обеспечивает  перечисление  каждого  номера  программной  строки,
      метки   и  имени  процедуры  и  функции  по  мере  прогона  вашей
      программы.  
          .в  окне  сообщений  отображаются статистики компилирования и
      другие сообщения.  
          .в окне прогона отображается вывод вашей программы. 
          Эти   окна   можно  использовать  в  любой  конфигурации,  но
      фокусироваться  (один  из  способов  состоит  в нажатии FS) могут
      только окна редактирования и прогона.  
          В любое время нахождения в системе меню вы можете переключать
      вашу точку обзора и реконфигурировать размер и положение окон.  
          Вы  также  можете непрерывно изменять окно таким образом, что
      при  каждом  начальном  возбуждении  системы будет использоваться
      предпочитаемая  вами  планировка  окна.  (Обращайтесь к процедуре
      SAVE OPTIONS/WINDOW/SETUP в разделе "Настройка меню" ГЛАВЫ 3) .  
          Чтобы  открыть  окно  выбирайте  из  меню  WINDOW OPEN, затем
      осуществляйте   выбор   того   окна,   которое  вы  предпочитаете
      задействовать.  Нажимая  STROLL  LOCK  вместе с Shift и клавишами
      стрелками.  
          Вы можете перемещать выбранное вами окно в любое положение на
      экране.  Опция  TILE(израсцы)  автоматически  делает все открытые
      окна  видимыми в одинаковом размере (другими словами они занимают
      равные  части  экрана).  Опция  STACK  позволяет  располагать все
      открытые  окна  столбиком,  или  слоем  при максимально возможном
      размере.  Задействованное окно находится на верху ; видима только
      часть   других  открытых  окон.  Опция  ZOOM  (фокусировка)  дает
      возможность  вам  фокусировать  окна  редактирования и прогона на
      весь  экран.  С  помощью  опции  CLOSE,  выбранное  окно делается
      невидимым.   За  более  детальной  информацией  об  изменении  об
      размеров  "перемещения" окон обращайтесь к разделу "Команды окон"
      ГЛАВЫ 3". 


                                 Конец турне

          Это  и  все  ваше  вводное турне по Т.Б. Кратко напомним шаги
      предпринимаемые при создании и тестировании программ:  
          -вызывается  TB.EXE  и  специфицируется исходная программа, с
      которой вы будете работать. Если необходимо устанавливаются любые
      требуемые  опции  компилятора.  Затем редактируется рабочий файл.
      После  подготовки к тестированию с целью компилирования программы
      нажимаются   R   и   C.  Если  компилятор  обнаруживает  какие-то
      синтаксические   ошибки,   вы   выпадаете   в  редактор  в  точке
      возникновения ошибки.  
          -Если  исходный  файл свободен от синтаксических ошибок (т.е.
      он  прокомпилирован  успешно),  осуществляется  прогон.  Если  вы
      ожидаете  результат,  сохраните  исходную  программу и повторяйте
      весь   цикл.  Вы  также  можете  выбрать  компилирование  рабочей
      программы в форму .EXE-файла.  
          На диске распределения вы найдете несколько простых программ.
      Возможно  вы  найдете  целесообразным изучить эти программы, т.к.
      они   отображают   несколько   демонстрационных   аспектов  Т.Б.,
      отличающихся  от присущих интерпретаторному Бейсику либо в нем не
      представляемых.  


Яндекс цитирования