ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы.


Владимир Нефедов АО ИК Церих

 

КТО ВТОРОЙ?

                                               Джеймс Е. Фосет
     
     
     АННОТАЦИЯ. Пять фирм претендуют на второе место после  фирмы  IBM
на рынке баз данных.
                    
     
     Известно,  кому принадлежит первенство на рынке баз данных: фирма
IBM превосходит остальных по общему объему продажи и ее доля составля-
ет около 950 млн. долл. из общего количества  2,8  биллиона  долл.  на
рынке баз данных в 1988 году.
     Но  информационный  отчет  фирм  по изучению рынка и промышленных
поставщиков, представленный в  журнале  DBMS,  показывает,  что  среди
фирм, следующих за фирмой IBM, усиливается конкуренция, и ситуация  на
рынке персональных компьютеров чрезвычайно сложная.
     Пять  различных фирм претендуют на место номер два в области пер-
сональных компьютеров, в зависимости от того, что выбрано  в  качестве
критерия оценки, а также от того, где и когда производятся измерения.
     Откровенно  говоря, эта статья объединяет и сопоставляет информа-
цию из многих источников и является лишь попыткой дать некоторый обзор
сложного состояния рынка. В начале мая у фирм, изучающих  рынок,  име-
лись  только  предварительные  цифры.  Мы приглашаем вас устанавливать
контакты с Gartner Group и Dataquest для получения окончательных  оце-
нок.
     В области микрокомпьютеров Oracle, по-видимому, ненамного превос-
ходит  фирму  DEC;  доход 230 миллионов долл. из общего объема продажи
фирмой Oracle баз данных на 270 миллионов долл.,по нашим оценкам,  по-
лучен  благодаря  микрокомпьютерам и интеллектуальным рабочим станциям
(по сравнению с 200 миллионами долларов, полученными в результате сов-
местной  продажи систем реляционных баз данных и СУБД фирмы DEC,  сог-
ласно  оценкам  Gartner Group). Эти цифры относятся к продаже "чистой"
СУБД, исключая программы и средства обслуживания.
     В  области  персональных компьютеров Ashton-Tate по-прежнему пре-
восходит остальные фирмы по объему продажи баз данных в  1988  году  -
192 миллиона долл., согласно оценкам Gartner Group. Что касается расп-
ространения программного обеспечения, лидерство Ashton-Tate здесь так-
же  очевидно.  По  оценкам Dataquest, фирма Ashton-Tate распространила
375 000 копий системы dBase III Plus и 119 000  копий  dBase  IV.  Она
легко  обогнала  "номер второй" - фирму Microrim (63 500), которая не-
намного превышает показатели DataEase и Fox Software (по 60  000  каж-
дая).  При  отсутствии  оценок  Dataquest, касающихся фирмы Oracle, мы
считаем, что Oracle распространила в прошлом году 46  000  программных
продуктов  для  персональных компьютеров. В этом отношении Oracle пре-
восходит фирму Borland, распространившую 38 000 копий системы Paradox.
     Если классифицировать фирмы по объему продажи баз данных для пер-
сональных  компьютеров  (в долларах), то следующей за Ashton-Tate идет
фирма Information Builders, Inc. с объемом продажи баз данных  в  1988
году  33 750 000 долл. Общий объем продаж этой фирмы, занимающей хоро-
шие позиции в области больших вычислительных машин,  составляет  113,5
миллионов долл. В марте было продано 1800 единиц и установлено 100 000
баз данных. Около 70% общего объема торговли фирмы приходится на внут-
ренний рынок.
     Данные группы Dataquest отражают лишь распространение товаров  по
определенным   каналам,   а   не  факт  окончательной  продажи.  Фирму
Ashton-Tate обвинили в том, что  она  заполнила  своим  товаром  полки
больших  и малых магазинов, а затем регистрировала продажу в 1989 г. с
целью улучшить свое финансовое  положение.  В  результате  настойчивых
предложений  должно было быть продано по высоким ценам большинство ко-
пий ранних версий dBase IV, но объем реально  проданной  в  1988  году
продукции остался неизвестным.
     Рассмотрим более подробно особенности некоторых фирм.
     
     
                              В фирме IBM
                
     Более половины проданных баз данных в фирме IBM составляют не-ре-
ляционные  базы  данных. СУБД IMS, отметившая свое двадцатипятилетие в
этом году, имеет 10 000 лицензий. Доход от продажи IMS/MVS  составляет
480 миллионов долл., а DL/1 - 230 миллионов долл.
     Первое  место  среди  реляционных систем управления базами данных
фирмы IBM для больших вычислительных машин занимает DB2. Хотя публику-
емые цифры показывают, что число лицензий достигло 10 000, мы считаем,
что их число составляет 4 000 - 6 000, и годовой доход равен 200  мил-
лионов долл.
     Система  SQL-DS была первой реляционной СУБД фирмы IBM, созданной
ранее DB2, но уступившей ей первенство, однако она  продолжает  прино-
сить  доход  (около 33 миллионов долл. в 1988 году от 3 000 лицензий).
SQL-DS функционирует на больших компьютерах  фирмы  IBM,  использующих
операционную  систему  VM;  кроме  того, большие системы, использующие
операционную систему MVS, также часто обращаются к DB2.
     В области персональных компьютеров единственным программным  про-
дуктом,  предлагаемым  фирмой  IBM,  является  расширенная версия OS/2
(OS/2 Extended Edition), которая в 1988 году не была еще  выпущена  на
рынок. Распространялись только версии 1.0 и 1.1, причем ни одна из них
не обеспечивала многопользовательские и графические возможности, кото-
рые  составляют  суть  продукта.  Только те, кто занимался разработкой
первых прототипов системы, могли пользоваться Extended Edition в  1988
году.
     Что  касается  мини-компьютеров,  то  самой  прибыльной  является
AS/400, в 1988 году продано около  30  000  единиц.  Поскольку  AS/400
включает  в  состав операционной системы реляционную СУБД, это сущест-
венно отражается на состоянии рынка баз данных, однако предварительные
выводы Gartner Group не содержат конкретных цифр дохода в долларах.
     
     
                 Oracle неуклонно продвигается вперед
                                         
     Отставая от фирмы IBM по объему прибыли, фирма  Oracle  в  то  же
время является самым крупным независимым поставщиком систем баз данных
и,  согласно  выводам Gartner Group, легко обошла фирму DEC в этой об-
ласти.
     Фирма Oracle заявила, что доход только от продажи систем управле-
ния базами данных составил в 1988 году 318 миллионов долл., из них 162
миллиона  получено на внутреннем рынке. В соответствии с более умерен-
ными данными Gartner Group, Oracle  получила  доход  в  270  миллионов
долл. без учета инструментальных программных средств.
     Классифицировать области торговли фирмы Oracle несколько труднее.
К  концу 1988 года Oracle осуществила 110 000 поставок систем баз дан-
ных, из них 88 000 - на внутреннем рынке. Фирма Oracle отказалась пре-
доставить требуемые цифры, но, согласно другим источникам, Oracle име-
ет около 3 000 лицензий для систем на мини- и больших ЭВМ, а продажа в
области персональных компьютеров составляет примерно 107  000  единиц.
Dataquest  оценила  общий  объем продажи фирмы Oracle в области персо-
нальных компьютеров в 61 000 единиц, из них 45 000 приходится на  1987
год.  Это  позволяет предположительно оценить объем торговли в области
персональных компьютеров в 46 000 единиц. Однако, эти оценки  являются
достаточно грубыми.
     
     
                           Fox бросает вызов
                      фирмам DataEase и Microrim
                                             
     То, что фирмы DataEase и Microrim борются за второе место по объ-
ему продажи, неудивительно, однако  немногие  знают,  что  программное
обеспечение фирмы Fox также находится в гуще этой борьбы.
     Предварительные подсчеты Dataquest показывают, что Microrim  про-
должает опережать других (63 000 единиц), тогда как DataEase и Fox де-
лят третье место (по 60 000 единиц). Все три фирмы отказались подтвер-
дить  цифры  годовых объемов продажи и недавние месячные поставки. Все
три фирмы являются частными. Более сложные  подсчеты  показывают,  что
высокий процент поставок фирмы DataEase идет на международный рынок, а
Fox  продает  почти  половину своего продукта для вычислительных машин
Macintosh с операционной системой Xenix (все это  поставляется  разра-
ботчиками оригинальных технических среств в составе программного обес-
печения), а остальное - для операционной системы DOS.
     
     
                      Преимущества фирмы Borland
                         
     Система Paradox, которая активизировалась в результате приобрете-
ния  Ansa фирмой Borland, никогда не завоевывала места на рынке, соиз-
меримого с тем, которое приписывала ей восторженная пресса. В  некото-
рых  опубликованных отчетах оценивался ежемесячный объем продажи фирмы
Borland в 1 000 единиц (согласно оценкам Dataquest).
     Имеется предположение, что с вводом  версии  3.0  Paradox  сможет
быстро  поправить свое положение на рынке. Из 38 000 единиц, проданных
в 1988 году, около 5 000 составляет OS/2.
     
     
                       Только для профессионалов
     
     Есть два программных продукта, которые часто игнорируются при об-
суждении  проблем  рынка:  DataFlex  фирмы  DataAccess и Clipper фирмы
Nantucket. Оба представляют собой программные средства для  профессио-
нальных  программистов:  Clipper  предоставляет высокопроизводительный
компилятор и расширение языка dBase, a DataFlex использует  язык  чет-
вертого  поколения  (4GL)  и обеспечивает высокую эффективность много-
пользовательских приложений. По данным фирмы Nantucket, число поставок
системы Clipper составляет 100 000, три четверти этого количества -  в
США,  годовой доход - 17 миллионов долл. В марте объем поставок достиг
3 100. Clipper стал чем-то большим, чем просто утилитой  для  програм-
мистов системы dBase, и фирма Nantucket является теперь жизнеспособным
поставщиком систем баз данных со своими правами.
     Число  поставок  DataFlex поддерживается на уровне 140 000, менее
половины из них приходится на внутренний рынок (около 63  000).  Число
поставок в марте составило 3 600 единиц.
     
     
                            Поставка систем
     
     Если в качестве первого показателя при решении проблемы "Кто вто-
рой  ?"  принят  годовой объем продажи, то вторым показателем является
число установленных систем.
     Здесь имеют место некоторые интересные аномалии. Фирма AshtonTate
заявила, что число ее клиентов насчитывает 2  миллиона  пользователей.
По  данным  Dataquest,  число установленных систем фирмы Ashton-Tate в
конце 1988 года составляло 1,95 миллионов, включая  все  версии  dBase
II, III, III+ и IV. Эта цифра не позволяет делать вывод о большом чис-
ле пользователей, каждый из которых, как избиратели на Панамских выбо-
рах, мог быть посчитан несколько раз.
     По  данным Dataquest, в конце 1987 года второе место по числу ус-
тановленных  систем  (150  000)  принадлежало  фирме  Condor  Computer
Corporation.
     Фирма  Microrim  отняла серебряную медаль у Condor, так как число
ее поставок достигло 287 000, почти все из которых (кроме 30 000) реа-
лизованы на внутреннем рынке. Эти цифры взяты из публичных выступлений
представителя фирмы Microrim Дэвида Халла. Фирма DataEase не предоста-
вила  своих данных, однако Dataquest оценивает общий объем ее поставок
около 210 000. Далее следует Fox Software, число поставок которой сос-
тавляет 140 000 (все, кроме 15 000, реализованы на внутреннем рынке).
     Лучшим способом определения общего количества пользователей  про-
фессиональных  продуктов, который учитывает прикладной характер систем
или так называемые файлы .EXE, является подсчет лицензий на прикладные
системы. Это позволяет лучше оценить такие продукты, как Clipper фирмы
Nantucket и DataFlex, которые используются профессиональными  програм-
мистами.
     По  оценкам Nantucket, число ее конечных пользователей составляет
3 миллиона на международном рынке и  2 миллиона на внутреннем.
     Аналогично,  Revelation  Technologies  объявила  о продаже 61 000
единиц, в марте объем продажи был около 2 340 единиц, а число конечных
пользователей составило 120 000.
     Если  приведенные  цифры  вас не смущают, потерпите. К концу 1989
года картина рыночных отношений, несомненно, изменится.


Рис. 1.  Общий объем продажи СУБД в 1989 году (в долларах)
                                                                   
                  
          IBM-IMS/MVS                    480 000 000
          Oracle                         270 000 000
          IBM-DL/1                       230 000 000
          DEC                            200 000 000
          IBM-DB2                        200 000 000
          Ashton-Tate                    192 000 000
          Information Builders,Inc.      113 500 000
          Software AG                    110 000 000
          Cullinet                       100 000 000
          RTI                             80 000 000
          DataEase                       не известно
          Microrim                       не известно
          Computer-Associates             60 000 000
          Informix                        50 000 000
          СincomSystem                    45 000 000
          Fox                            не известно
          Borland/Ansa                    40 000 000
          CCA                             40 000 000
          IBM-SQL-DS                      33 000 000
          Sybase                          24 000 000
          Teradata                        20 000 000
          DataFlex                       не известно
          Nantucket                       17 000 000
          Unify                           14 000 000
          Britton-Lee                     13 000 000
          IBM-OS/2EE                       5 000 000
          
          
     В таблице отражена информация только об объеме продажи СУБД.
     
     Источники: исследования Gartner Group, Dataquest, оценки  журнала
DBMS.



Яндекс цитирования