ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы.



(U)C-64 «Norseman» 
Noorduyn C-64 «Norseman» с опознавательными знаками ВВС США
легкий транспортный самолет


Компания «Noorduyn Aircraft Ltd.» была основана в Канаде в 1935 году и занимала бывший завод Curtiss-Wright около Монреаля. В 1934 году, еще до образования компании, началась работа по проектированию многоцелевого среднего транспортного самолета, приспособленного для работы в суровых климатических условиях канадской зимы. На нем должно было устанавливаться поплавковое, лыжное или колесное шасси, что позволяло бы использовать его повсеместно. Названный Noorduyn «Norseman I», опытный самолет совершил свой первый полет 14.11.1935. Он представлял собой подкосный высокоплан, имел неубирающееся шасси с хвостовым колесом и был оснащен канадской версией двигателя воздушного охлаждения Wright R-975-E3 мощностью 420 л.с. Двухместная закрытая пилотская кабина с подогревом и с рядным расположением кресел раазмещалась перед центропланом крыла, а позади и под ним находилась кабина для восьми пассажиров.
Первоначальным серийным вариантом стал самолет «Norseman II» с незначительными изменениями по сравнению с опытным образцом, но вскоре выяснилось, что двигатель Wright обладает недостаточной мощностью, что привело к появлению вариантов «Norseman III» с двигателем Pratt-Whitney «Wasp SC» мощностью 450 л.с. (построено только три самолета) и «Norseman IV» с двигателем Pratt-Whitney S3H1 мощностью 550 л.с. или R-1340-AN-1 «Wasp». Такая же силовая установка использовалась на самолетах «Norseman V» и «Norseman VI».
В начале 1946 года компания «Canadian Car and Foundry» (CCF) приобрела права на производство и продажу самолетов «Norseman». Затем она разработала единственный опытный самолет «Norseman VII» c цельнометаллическими крылом и хвостовым оперением и удлиненной кабиной. Но, хотя этот самолет и поднялся в воздух в 1951 году, серийных образцов построено не было. В мае 1953 года компания CCF продала все права на самолет «Norseman» специально созданной компании «Noorduyn Norseman Aircraft Ltd.», которая с тех пор продолжает обеспечивать производственную поддержку 50 самолетам, которые все еще находятся в эксплуатации. Общее производство компаний Noorduyn и CCF насчитывает около 900 самолетов.
Поставки в ВВС Канады начались в 1938 году четырьмя машинами «Norseman IV», которые использовались в качестве нерадиофицированных тренировочных самолетов под обозначением «Norseman Mk.IVW». После начала войны были осуществлены дополнительные поставки. Основным покупателем были ВВС США, которые после испытаний единственного самолета «Norseman IV» приобрели его и шесть других экземпляров под обозначением YC-64. Последующие контракты на самолеты «Norseman V» достигли 749 машин, обозначенных сначала С-64А, а позднее UC-64A.
Три машины были переданы ВМС США, которые обозначили их как JA-1, а под обозначением UC-64B шесть самолетов с двумя поплавками использовались в армии. Другими военными эксплуатантами cамолетов «Norseman» были ВВС Австралии, Бразилии, Гондураса, Индонезии, Голландской Восточной Индии, Норвегии и Швеции.

Тактико-технические характеристики
Год принятия на вооружение
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса пустого / взлетная, кг
Двигатели
Максимальная скорость, км/час
Крейсерская скорость, км/час
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж
Полезная нагрузка
1938
15,70
9,75
3,20
30,19
2123 / 3357
Pratt-Whitney R-1340-AN-1 Wasp (600 л.с.)
261
238
1851
5180
1
9 пассажиров


KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования