ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы.


Магазин Рандеву отзывы. Распродажа обуви в Москве.
Пе-8
(ТБ-7, АНТ-42) 
Пе-8 в полете
дальний бомбардировщик


Проектирование самолета АНТ-42 было начато в июле 1934 года бригадой Петлякова под руководством Туполева. Большая роль в создании самолета принадлежит инженеру Незвалю.
Схема – тяжелый четырехмоторный бомбардировщик, развитие конструкции ТБ-3 и в то же время – очень большой шаг вперед по сравнению с ним. Обшивка его стала полностью гладкой, схема – среднепланной, шасси – убираемым. Конструкция – цельнометаллическая, в основном из дуралюмина Д16, по типу самолета СБ, но размеры вдвое больше. В нем были те же ферменные лонжероны крыла с полками из труб стали 30ХГСА (впервые в СССР), те же V-образные профили в нервюрах, шпангоутах и стрингерах, заклепки – с чечевичной головкой. Фюзеляж – полумонокок овального сечения с большим бомболюком под центропланом. Ввиду отсутствия в то время подходящих высотных двигателей было принято довольно оригинальное решение – к четырем двигателям самолета добавить еще один, исключительно для вращения центробежного нагнетателя, обеспечивающего наддув и высотность четырех двигателей. В июне 1935 года были отработаны технические требования на агрегат центрального наддува (АЦН). Первый экземпляр самолета был выпущен осенью 1936 года.
Пе-8Первый полет (Громов и Рыбко) состоялся 27 декабря, без включения АЦН, и только 11.08.1937 был выполнен полет с четырьмя двигателями АМ-34ФРН по 930...1200 л.с. и одним двигателем М-100 в 850 л.с. с включенным АЦН. На высоте 8000 м самолет показал скорость 403 км/час и достиг потолка 10800 м. Отмечалось, что самолет на большой высоте превосходит по скорости все известные тяжелые бомбардировщики и сравнялся с лучшими истребителями.
Проектирование самолета-дублера было начато в апреле 1936 года, а первый полет его состоялся в июле 1938 года. В соответствии с замечаниями, выявленными за время испытания опытного самолета, конструкция дублера была улучшена. На самолете были установлены двигатели АМ-34ФРНБ (на первых серийных АМ-34ФРНВ) и АЦН с М-100А. Масса пустого самолета увеличилась на 635 кг, емкость топливных баков возросла с 8250 кг до 8750 кг. Летно-технические данные изменились мало, и дублер был принят в качестве эталона для постройки опытной серии в пять экземпляров. Диапазон полетной массы в эксплуатации самолета был установлен от 24000 кг до 32000 кг. Рекомендовано было центральный наддув заменить индивидуальной установкой турбокомпрессоров на каждом двигателе АМ-34ФРНВ. Всем было ясно, что самолет очень хорош, что создан первый высотный скоростной бомбардировщик, полностью отвечающий требованиям своего времени и предвосхитивший развитие этого класса самолетов на несколько лет вперед. Но этот бомбардировщик нуждался в надежных двигателях достаточной мощности и высотности. Таким двигателем для него оказался высотный АМ-35А в 1200 л.с.
С этими двигателями самолет ТБ-7 с 1940 года начали строить серийно. Ответственным за серийное производство был назначен главный конструктор завода Незваль. После гибели Петлякова в 1942 году за самолетом утвердили название Пе-8. Размеры и конструкция самолета не менялись за время его существования. Размах крыла 39,01 м, площадь его 188,68 м2, длина самолета 23,59 м, площадь горизонтального оперения 29,28 квадратных метров, вертикального 11,30 м2, ширина фюзеляжа 1,6 м, высота его 2,5 м. Шасси с двухстоечной амортизацией, убираемое в мотогондолы движением назад, колеса 1600ґ500 мм, хвостовое – 700ґ300 мм, неубираемое. В носовой части фюзеляжа вращаемая пулеметная башня с двумя пулеметами ШКАС, два тяжелых пулемета УБТ в стрелковых установках за мотогондолами и две пушки ШВАК-20 в кормовой установке и в фюзеляжной за задним лонжероном крыла. В кабине летчиков их места расположены одно за другим и закрыты продолговатым фонарем, немного сдвинутым к левому борту. Вооружение было выбрано не сразу, первоначально преобладали легкие пулеметы ШКАС, потом их постепенно заменяли тяжелыми УБТ и пушками ШВАК. Серийный самолет выпуска 1941 года с двигателем АМ-35А имел массу пустого самолета 19986 кг, полетную 27000 кг в нормальном состоянии и 35000 кг в перегрузочном; его полная нагрузка составляла 15014 кг, весовая отдача 42,9 %, экипаж 8...11 человек. Полный запас топлива вначале 10800 кг, позднее был доведен до 13025 кг, масла – до 670 кг, бомбовая нагрузка нормальная 2000 кг, с перегрузкой 4000 кг.
Для самолета Пе-8 (начиная с него) при взлете стала учитываться не длина разбега, а взлетная дистанция с преодолением препятствия высотой 15 м. Длина ее была в зависимости от двигателей и полетной массы 1100...2300 м. Пробег был в среднем 580 м. Двигатели на Пе-8 ставились различные: на первых серийных самолетах АМ-34ФРНВ с АЦН-2 (замененные позднее на АМ-35А), затем АМ-35, на которых планировалось установить турбокомпрессоры (но сделано это не было), потом были АМ-35А, дизельные М-40 и М-30 (позже замененные на большинстве самолетов на АМ-35А), М-82 и дизельные АЧ-30Б. В единичных случаях были и другие моторы: М-105, АШ-82ФН (1946). Топливные баки располагались в крыле – в центроплане пять баков между лонжеронами крыла, в консолях – по пять баков между лонжеронами и по два бака в носках, а всего 19 баков. С двумя тоннами бомб при полной заправке максимальная дальность полета Пе-8 составляла: с моторами АМ-35А – 3600 км, с М-40 или М-30 – 5460 км, с М-82 – 5800 км.
В особых случаях дальность полета могла быть и больше. Например, в перелете Пуссепа 24...30.05.1942 – 02.06.1942 в Англию и в США и обратно с дипломатической миссией. Для этого перелета были установлены дополнительные баки и кислородные баллоны. В самолете было бронирование: две бронеспинки сидений летчиков и той же толщины (9 мм) небольшие плитки для защиты штурмана и стрелков в мотогондолах.
Самолет ТБ-7 (Пе-8) создавался и входил в жизнь в трудных условиях неполной ясности вопроса о том, в какой мере необходим нам тяжелый стратегический бомбардировщик при условии, что на него идет много стратегического дуралюмина. Тем не менее самолет ТБ-7 оставил заметный след в истории нашей авиации. На нем летали бомбить Берлин в первые месяцы войны. Авиация дальнего действия (АДД) выполнила ряд операций на этих самолетах. На ТБ-7 впервые, раньше чем в США и Англии, были подняты 5-тонные бомбы, хотя действия самолета в наших условиях часто бывали скорее тактические, чем стратегические. В мае 1943 года на нем бомбили Кенигсберг, а на Курской дуге в июле 1943 года бомбы весом 5 т сбрасывались на немецкую ударную группировку.
После войны Пе-8 служили как транспортные для перевозки спецгрузов и применялись в Арктике, причем взлетная масса их достигала 35 т и весовая отдача была более 50 %. Конструкция Пе-8 была в своем роде последней с трубчатыми лонжеронами, закрытыми профилями, внутренней клепкой, ручной выколоткой, уже отжившими свое время. Внедрялся новый – плазаво-шаблонный способ производства самолетов, и цельнометаллические конструкции менялись в соответствии с ним, но это осуществлялось уже в других самолетах. В 1944 году был построен пассажирский вариант Пе-8 для спецрейсов, с салоном на 12 человек и трехместной спальной кабиной. Двигатели АЧ-30Б. Отличия от серийных Пе-8: снята верхняя пушечная установка, на вертикальном оперении сделан форкиль. Испытывался в апреле 1945 года, но по назначению так и не использовался.

Пе-8 с двигателями АМ-35
Тактико-технические характеристики
Год принятия на вооружение
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса пустого / взлетная , кг
Двигатели
Максимальная скорость, км/час
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж
Бомбовая нагрузка, кг
Вооружение
1940
39,10
23,59
6,20
188,68
18420 / 36000
четыре АМ-35 (1700 л.с.)
450
4700...5800
7000
8...11
2000...4000
две 20-мм ШВАК, два 12,7-мм УБТ и
два 7,62-мм ШКАС
Пе-8 с двигателями АМ-35А

KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования