Поднятые с прифронтового
аэродрома 18 краснозвездных истребителей типа Як-3 июльским
днем 1944 года встретились над полем боя с 30 истребителями противника.
В быстротечной ожесточенной схватке советские летчики одержали полную победу.
Они сбили 15 фашистских самолетов, а потеряли лишь один. Бой подтвердил
еще раз высокое мастерство наших летчиков и великолепные качества нового
советского истребителя.
Самолет Як-3 создал
в 1943 году коллектив, возглавляемый А.С.Яковлевым, развивая уже оправдавший
себя в боях истребитель
Як-1М. От своего предшественника Як-3
отличался меньшим крылом (его площадь 14,85 м2 вместо
17,15 м2) при тех же размерах фюзеляжа и рядом аэродинамических
и конструктивных улучшений. Воздухозаборник маслорадиатора под двигателем
ВК-105ПФ2, перенесенного в крыло, был упразднен и заменен входными отверстиями
в носке крыла. Вес пустого Як-3 был всего 2105 кг, взлетный
– 2650 кг. Это был один из самых легких истребителей в мире первой
половины сороковых годов.
Высокая
скорость (более 650 км/час с двигателем ВК-105ПФ и 720...740 км/час
с двигателями ВК-107 и ВК-108), отличная скороподъемность (время набора
5 тыс. м – 4,1 мин.), значительный потолок (11800 м)
и маневренность, простота в пилотировании сделали
Як-3 любимым самолетом
наших летчиков-истребителей. В конструкции
Як-3 был воплощен опыт
коллектива, уже создавшего ряд отличных боевых машин, и советы летчиков,
которые на них воевали, достижения промышленности, которая дала конструкторам
материалы, позволившие спроектировать машину с нагрузкой на крыло, близкой
к 200 кг/м2. В заключении НИИ ВВС отмечалось, что Як-3
с двигателем ВК-107А «... по основным летно-техническим данным в диапазоне
высот от земли до практического потолка является лучшим из известных отечественных
и иностранных истребителей». Заводы построили 4848 самолетов Як-3,
в том числе 4560 во время войны. |