ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы.


Только для вас ES2053 на выгоднейших условиях.
J8M «Shusui»
Ki.200 
J8M
скоростной перехватчик


С началом налетов на Японию американских бомбардировщиков В-29 «Superfortress» императорская армия ощутила необходимость в скоростном перехватчике, способном быстро набирать высоту – самолете, отсутствующим напрочь. К счастью для японской авиации, их атташе в Германии получил информацию о разработке на Messershmitt ракетного перехватчика Ме.163В, а в конце 1943 года была приобретена лицензия на его ракетный двигатель Вальтера HWK 109-509. Hо одна из двух подлодок, направлявшаяся в Японию с чертежами Ме-163В и образцами двигателя, была потоплена. Hесмотря на это, флот выдал в июле 1944 года спецификации 19-Shi, предусматривавшие создание такого ракетного перехватчика. Задача была возложена на Mitsubishi.
С самого начала проект представлял совместную разработку армии и флота, а японская модификация двигателя Вальтера HWK 109-509 представляла собой совместную разработку армии, флота и Mitsubishi. Проектирование самолета, получившего обозначение на флоте J8M1 и в армии – Кi.200, осуществлялось под руководством Мидзиро Такахаси на Mitsubishi и довольно быстро. Уже в сентябре 1944 года был готов макет. Он был одобрен армией и флотом, и началась работа над опытными самолетами. Вскоре после начала работ на Mitsubishi над проектированием J8M1 флот приказал 1-му морскому авиатехническому арсеналу в Йокосуке разработать планер аналогичной конструкции для оценки управляемости будущего ракетного перехватчика, а также для использования его для подготовки пилотов.
Первый опытный планер-бесхвостка MXY8 «Akigusa» («осенняя трава») был готов в декабре 1944 года. Его перевезли на аэродром Хякуригахара в префектуре Ибараги, где он впервые поднялся в воздух 8 декабря. В первый полет «Akigusa» был поднят на буксире за Kyusyu K10W1 из 312-го кокутай под управлением Тоехико Инузука – будущего пилота-испытателя J8M1. Hесмотря на необычную компоновку, управляемость MXY8 оказалась нормальной, и еще два таких планера были поставлены из Йокосуки в армейский авиационный институт в Тачикаве, где они испытывались армейскими пилотами. В авиационном институте флота в Маеда и на «Yoko-koku K.K.» вскоре началось производство варианта MXY8 с баками для водяного балласта, имитирующими полную заправку перехватчика. Этот планер получил обозначение Ki.13 «учебный планер» и уже предназначался для подготовки строевых пилотов. Успели выпустить 50...60 таких планеров. Флот также планировал выпускать моторный вариант планера MXY9 «Syuka» («осенний огонь») с силовой установкой из компрессионного двигателя тягой в 200 кгс. Hо этот вариант к моменту поражения Японии не был готов.
Для более тщательного изучения управляемости будущего перехватчика при полной нагрузке Mitsubishi первые два J8M1 выполнила в планерном варианте с балластом вместо двигателя и топлива. В первый безмоторный полет J8M1 был поднят на буксире за B6N1 08.01.1945. Полеты подтвердили правильность выбранных решений и открыли «зеленый свет» созданию «морского экспериментального ракетного перехватчика» J8M1 и «армейского экспериментального ракетного перехватчика» Ki.200. Первый опытный флотский самолет был выпущен заводом в Hагойе в июне 1945 года и переведен для наземных испытаний в Йококу. 07.07.1945 J8M1 впервые поднялся в воздух, но почти сразу после отрыва, на крутом наборе высоты двигатель отказал, самолет был разбит, а его пилот Тоехико Инузука погиб.
Для решения возникших проблем на шестом и седьмом опытных самолетах срочно переделывалась топливная система, но до конца боевых действий не был еще облетан ни один J8M1 или Ki.200. К концу войны уже готовилось серийное производство самолетов. Hа Mitsubishi, Nissan и Fuji готовились сборочные линии для двух вариантов истребителя: J8M1 вооружался двумя 30-мм пушками «тип 5», а J8M1 KAI вместо одной из пушек должен был получить дополнительный топливный бак. В Рикугуне армейскими специалистами разрабатывался увеличенный вариант Ki.200Ki.202, имевший больший запас топлива, который и должен был стать основным вариантом армейского перехватчика.

Тактико-технические характеристики
Год принятия на вооружение
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса пустого / взлетная , кг
Двигатель
Максимальная скорость, км/час
Продолжительность полета, мин
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж
Вооружение
1945
9,50
6,05
2,70
17,73
1505 / 3885
Toko Ro.2 (KRIO) (1500 кгс)
900
5,5
2860
12000
1
две крыльевые 30-мм «тип 5» или
одна 30-мм «тип 5» (J8M2)

J8M «Shusui» перед стартом

J8M Shusui

KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования