В ноябре 1936 года опытный
тяжелый истребитель Fokker G.I с двумя хвостовыми балками, позднее
примененными при проектировании самолета Lockheed P-38
«Lightning», вызвал сенсацию на Парижском авиасалоне. G.I поднялся
в воздух 16.03.1937 и был оснащен двумя радиальными двигателями Hispano-Suiza
80-82 мощностью 750 л.с. с противоположным направлением вращения.
Проблемы с ними привели к замене двигателей на такой же мощности моторы
Pratt-Whitney SB4-G «Twin Wasp Junior». До этого самолет успели продемонстрировать
голландским ВВС, и он вызвал значительный интерес, приведший в конце того
же года к заказу на 36 самолетов под обозначением G.IA. Для решения
проблемы с запчастями оговаривалось, что на самолет следует поставить двигатель
Bristol «Mercury VIII», которым также оснащались бомбардировщик T.V
и истребитель D.XXI, уже заказанные для ВВС
Голландии. Это решение привело к задержке выпуска из-за нехватки двигателей.
Первый серийный самолет поднялся в воздух только 11.04.1939. Он оставался
на заводе-изготовителе для производственных испытаний и модификаций, а
первая поставка состоялась 10.07.1939.
На
экспортный вариант G.IB последовали заказы от Финляндии
(26 машин), Эстонии (9), Швеции (18) и республиканской Испании (12). По
поводу соглашения о лицензионном производстве велись переговоры с Данией
и венгерской компанией «Manfred Weiss». Голландское эмбарго на экспорт
оружия перед Второй мировой войной аннулировало испанский заказ, но партия
самолетов для Финляндии была в стадии изготовления, когда началась война
и был наложен запрет на их экспорт. После длительных переговоров экспорт
самолетов G.IB был разрешен 17.04.1940, к тому времени 12 самолетов
были уже завершены, кроме установки на них вооружения. Когда Германия 10.05.1940
напала на Голландию, 23 самолета G.I находились в эксплуатации:
12 единиц – в составе четвертой истребительной группы в Алькмааре и 11
машин – в составе третьей истребительной группы в Роттердаме/Ваальхавене.
Самолеты G.I уничтожили несколько Юнкерсов Ju.52/3m
на первых этапах германского вторжения, но к пятому дню, когда Голландия
прекратила сопротивление, в строю оставался только один самолет. Немцы
захватили завод компании Fokker, на котором находились 12 готовых самолетов
G.I,
предназначенных для Финляндии и которые впоследствии использовались Люфтваффе
в качестве учебных истребителей. Летные заводские испытания были проведены
под наблюдением немцев, но 05.05.1941 два голландских пилота ускользнули
от немецкого эскорта в Англию. Там самолет G.IB был передан в Королевский
авиационный научно-исследовательский институт, Фарнборо, для испытаний
и впоследствии использовался для изучения деревянных конструкций. Предположительно,
было построено 62 самолета G.I, и ни один из них не уцелел в войне. |