Gerhard Fieseler Werke GmbH

Когда говорят о продукции, созданной Герхардом Физелером и носящей его имя, в первую очередь вспоминаются два совершенно различных летательных аппарата: первый – самолет, послуживший образцом на многие годы для самолетов короткого взлета и посадки; второй – беспилотный самолет, открывший эру управляемых ракет. Первый – Fi.156 «Storch», обладавший чрезвычайно короткими разбегом при взлете и пробегом при посадке и отличной управляемостью на малых скоростях, составил международную репутацию фирмы. Второй – Fi.103 или V-1 – «оружие возмездия» («Vergeltungswaffe») – прибавил компании и геростратовой славы.
Герхард Физелер был самым известным пилотажником в предвоенной Германии, а возможно и в мире. Его успех весьма отличался по своей природе от славы Эрнста Удета. Если Физелер демонстрировал пилотаж в «высоком ключе», то Udlinger, безусловно выдающийся пилот, был в воздухе летающим клоуном, показывая пилотаж, далекий от классического. Физелер отличился еще на македонском фронте в Первую мировую, где 22 его воздушные победы позволили получить прозвище «Тигр». В мае 1926 года он получил пай в «Raab Katzenstein GmbH», которая была основана в ноябре предыдущего года в Кассель-Беттенхаузене для проектирования и выпуска легких летательных аппаратов, а также для содержания летной школы. Компания выпустила такие бипланы, как «Schwalbe» и «Grasmueke», а Физелер занимал должность инструктора в летной школе.
Летное мастерство Физелера вскоре принесло ему широкую славу. Под него «Raab Katzenstein» построила более мощный вариант «Schwalbe» специально для пилотажных полетов, получивший обозначение F.1 «Tigerschwalbe». Вскоре после этого, 01.04.1930 года Физелер выкупил у Фрица Аккермана «Segel Flugzeugbau Kassel», также располагавшуюся в Беттенхаузене. Эта фирма специализировалась на конструировании и производстве пилотажных планеров. Она строила планер «Win» Роберта Гронфельда, Muesterle Вольфа Хирта и крупнейший планер в мире – «Oestereich» с размахом крыла 30 м. В 1932 году когда название сменилось на «Fieseler Flugzeugbau», был выпущен первый моторный самолет – F.2 «Tiger» – пилотажный биплан конструкции Шюттковского. Hа нем в 1934 году Физелер выиграл мировой чемпионат по воздушному пилотажу и получил приз в 80 тыс. золотых марок. Одновременно фирма стала быстро расширяться.
Тем временем в 1932 году «Kassel Wettenhausen» построила двухместную бесхвостку «Delta IV» конструкции Александра Липпиша под обозначением F.3 «Wespe». Были выпущены и классические монопланы F.4 и F.5, но только последний имел несомненный успех. Он оказался настолько удачным, что после завершения испытаний летом 1933 года Физелер пошел на серьезный финансовый риск, удвоив численность работающих на заводе и доведя ее до 200 чел., чтобы успеть за семь недель ко дню празднования немецкой авиации выпустить еще восемь F.5.
В это же время в «Fieseler Flugzeugbau» пришел новый технический директор Эрих Бахем и главный конструктор Рейнольд Мевес. В серию был запущен F.5R. Одновременно Физелер и Мевес выдвинули идею так называемого «поворачивающегося крыла», заслужившую внимание Технического Управления Имперского Министерства Авиации. Оно поддержало проектирование и постройку Fi.97, использовавшего эту идею, для участия в Europarundflug в 1934 году. Одновременно компания приступила к проектированию первого своего боевого самолета – пикировщика Fi.98, впрочем не столь удачного, как Fi.97.
К 1935 году «Fieseler Flugzeugbau», как звено немецкой авиапромышленности, включилась в первую часть программы строительства ВВС и приступила к выпуску по лицензии самолетов других фирм. Работы начались с первой партии в 12 Hе.46. В 1936...37 годах последовали 200 He.51 и 30 Hе.72. Тем временем Рейнхольд Мевес со своим бюро стал разрабатывать идею малоскоростного самолета, позже воплотившуюся в Fi.156 «Storch». Одновременно шли работы по конструированию высокоскоростной летающей мишени для тренировок зенитной артиллерии. Беспилотная мишень получила обозначение Fi.157. Были заказаны три опытных Fi.157, все разбившиеся при испытаниях. Тем не менее, компания стала разрабатывать пилотируемый вариант мишени Fi.158, предназначенный для отработки радиоуправления. Этот самолет летал в 1938 году.
Бахема захватила идея ракетного вертикально стартующего перехватчика, и он провел ряд работ над таким проектом, получившим обозначение Fi.166. Правда, столь радикальная схема не материализовалась, пока Бахем не покинул Fieseler, чтобы полностыо сосредоточиться на ней. Его место технического директора занял Банцхоф. «Fieseler Flugzeugbau» работала также по палубному самолету, который, несмотря на хорошие летные характеристики, так и не был закончен из-за задержек работ с авианосцем.
В начале второй мировой войны произошел быстрый рост концерна Физелера, получившего 01.04.1939 новое имя – «Gerhard Fieseler Werke GmbH». Концерн в основном был загружен выпуском Fi.156 и лицензионного Вf.109 после включения в 1938 году в программу производства истребителя Мессершмитта. Его выпуск продолжался до июня 1941 года. Еще один завод был построен в Кассель-Вальдау, включенный в начале 1942 года в программу FW.190. Осенью 1943 года в работу над FW.190 включился и завод в Беттенхаузене. Общий выпуск FW.190 на двух заводах составил на конец 1944 года 2155 машин. Выпуск Fi.156 в Беттенхаузене окончательно прекратился в первую неделю октября 1943 года. Все заготовки и шаблоны были переданы на завод Mraca в Чосене, в Чехословакии. Производство Storch'а также развернулось во Франции на бывшем заводе Morane-Saulnier в Пюто, начавшем поставки с апреля 1942 года.
За исключением этой машины ни один другой самолет по проекту Fieseler не пошел в серию. Легкий, двухместный (места пилотов рядом) моноплан Fi.253 «Spatz», полетевший в 1940 году, не пошел далее опытного самолета. В 1941 году был спроектирован Fi.256, предназначенный на смену «Storch», но его выпустили в 1943...44 годах на заводе в Пюто только в двух экземплярах. Еще более перспективным был Fi.333, задуманный в 1942 году. Он представлял собой реализацию весьма оригинального принципа «контейнерного самолета», позже воскрешенного в США на Fairchild ХС-120. Самолет должен был перевозить грузы в сменных контейнерах для размещения десантников, носилок с ранеными, грузов, спасательной лодки, или даже разукомплектованного истребителя. Груз крепился под тонким фюзеляжем-балкой, а необходимый клиренс обеспечивался необычной хвостовой стойкой. Каждая стойка шасси имела два независимо подвешенных колеса, расположенных тандемом. Были построены три опытных Fi.333, но без двухколесных стоек.
Единственный летательный аппарат Fieseler, достигший массового производства во время второй мировой войны – это управляемая крылатая ракета Fi.103 с пульсирующим двигателем фирмы «Argus Motoren GmbH». Работы над ней начались в 1941 году. Планер разрабатывался Робертом Люссером, позже ставшим техническим директором Heinkel. Особое внимание было уделено технологичности конструкции с ограниченным числом точных операций и незначительным использованием дефицитных материалов. Для производства одной ракеты требовалось всего 800 чел.-час, включая и время на боеголовку. Всего было выпущено 30 тысяч Fi.103, но только немногие из них были произведены собственно на Fieseler. Массовое производство ракет было развернуто на заводе Volkswagen в Фаллерслебене и в Шенбекке под Магдебургом, а также на Mittelwerke в Hордхаузене.
Fieseler не достигла особых успехов в том, что касалось производства, да и в разработке самолетов по сравнению с другими авиафирмами Германии явно отставала. Ее основной вклад в войну – это выпуск истребителей Вf.109 и FW.190. Hа пике своего производства заводы Герхарда Физелера в районе Касселя имели 5467 занятых и почти столько же на контролируемых им «теневых производствах» в Беттенхаузене и Вальдау, поставлявших узлы на сборочные линии.


KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования