Focke-Wulf Flugzeugbau GmbH

До конца 30-х годов Focke-Wulf была совершенно неизвестна за пределами Германии – ее непритязательные самолеты часто путали с машинами голландской компании, носящей имя известного авиаконструктора Антони Фоккера. Эта путаница прекратилась вскоре после выпуска FW.56 «Stoesser» и FW.200 «Kondor». Самолеты, созданные под руководством Курта Вольдемара Танка, завоевали мировую известность, в основном благодаря именно этой сильной личности, чей конструкторский и инженерный талант в полной мере проявился после вступления на пост технического директора зтой фирмы. Благодаря ему маленькая, никому неизвестная Focke-Wulf Flugzeugbau выросла в одну из ведущих мировых авиафирм и звезду авиаиндустрии «третьего рейха».
«Focke-Wulf Flugzeugbau AG» была основана 01.01.1924 Генрихом Фокке, Георгом Вольфом и Вернером Hауманом с уставным капиталом 200 000 DM. Фокке и Вульф работали вместе еще до первой мировой войны, выпустив несколько самолетов. Свое сотрудничество они возобновили в 1921 году, выпустив двухместный моноплан А.7 «Storch». Получение от министерства транспорта сертификата летной годности на этот самолет позволило создать при финансовой помощи Людвига Розелиуса «Focke-Wulf Flugzeugbau». Первоначально новая компания сожительствовала в одном ангаре с «Deutsche Aero Lloyd» в бременском аэропорту. Ее первый самолет – легкий транспортный моноплан А.16 полетел 23.06.1924. В течение следующих трех лет были выпущены 22 А.16. В 1925 года полетел двухместный учебный моноплан S.1, за ним в 1926 года последовал двухмоторный учебный вариант А.16 – GL.18. В том же году компания обзавелась собственными помещениями в Бремене. В 1927 году появился первый из серии однодвигательных транспортных монопланов, известных под именем Moewe А.17. Вместе с ним был выпущен тренировочный моноплан S.2.
1927 год оказался тяжелым для молодой компании – 29 сентября во время испытаний весьма перспективного F.19 «Oente» погиб Георг Вульф. Hесмотря на это несчастье и последовавший финансовый кризис, компания выжила и продолжала работать над довольно широкой гаммой самолетов, включая легкий транспортный А.20 «Habit», фотокартографический А.21, поплавковый свободнонесущий биплан W.4 и тренировочный биплан S.24 «Kibitz».
Слияние с «Albatros Flugzeugwerke GmbH» в 1931 году. послужило стимулом дальнейшего роста компании, но наиболее важным событием того же года стал появление 1 ноября Курта Танка, возглавившего проектирование и испытание самолетов. Hесмотря на молодость – Танку было 33 года – он обладал достаточным опытом. Его карьера началась в 1924 году на «Rohrbach Metallflugzeugbau». Первая работа Танка в составе группы Людвига Штайгера – корпус летающей лодки Ro.IIIA «Rodra».
Он участвовал в проектировании летающих лодок Ro.V «Rokko», Ro.VII «Robbe II» и Ro.Х «Romar», а также трехмоторного 10-местного Ro.VIII «Roland». Этот большой цельнометаллический моноплан собирался на датском филиале Rohrbach в Копенгагене. Здесь в 1927 году Танк спроектировал свой первый самолет – одноместный истребитель-моноплан Ro.IХ «Rofix». С ликвидацией «Rohrbach Metallflugzeugbau» Танк 1 января перешел в «Bayerische Flugzeugbau» в Аугсбурге, став там шефом проектного бюро. После 18 месяцев работы Танк покинул BFW из-за финансовых трудностей и поступил на «Focke-Wulf Fluzeugbau AG».
К этому времени Fodke-Wulf имел 150 человек работающих. У Sierva была приобретена лицензия на производство автожиров, были выпущены в небольшом количестве легкие транспортные А.32 «Buzzard» и А.33 «Sperber», 10-местный А.38 «Moewe», трехместный моноплан А.43 «Falke», а А.44 (позже FW.44) «Steigliz» – двухместный тренировочный биплан – находился в процессе проектирования. Именно с последним самолетом связано начало изменений в судьбе Focke-Wulf. Самолет широко экспортировался, производился по лицензии в Аргентине, Австрии, Бразилии, Болгарии и Швеции. За первым большим успехом последовал разработанный Танком FW.56 «Stoesser», полетевший в конце 1933 года. К зтому времени Танк стал техническим директором компании. Через полтора года был выпущен легкий многоцелевой FW.58 «Weiche», который производился по лицензии на MIAG, Luther и «Gothaer Waggonfabrik», а также в Бразилии и Венгрии.
В 1933 году Focke-Wulf начала серию из 30 автожиров С.30, и с этого момента профессор Фокке стал все больше заниматься винтокрылами. Компания тем временем была включена в программу производства первого боевого самолета люфтваффе – Hе.45. Всего было выпущено 219 бипланов Heinkel, а Рейхсминистерство Авиации уже подключила компанию к производству Вf.109. Как следствие, потребовалось расширение производства, и компания в июне 1936 года была преобразована в акционерную «Focke-WulfFlugzeugbau GmbH». К 1938 году ее уставной капитал достиг 2,5 млн. DM. Контроль за компанией перешел к «Allgemein Elektrizitat Gesellschaft».
Благодаря «Steigliz», «Stesser» и «Weiche» компания составила себе солидную репутацию, но в разработке боевых машин ей сопутствовал меньший успех. В результате с 1937 года на ней выпускались Вf.109 и Вf.110 – последний до середины 1941 года. Это был последний чужой самолет, выпускавшийся компанией. В 1936 году Focke-Wulf выпустил два экспериментальных вертолета FW.61, а по спецификации Министерства Авиации к легкому армейскому самолету был подготовлен автожир FW.186. Hо в 1937 году профессор Фокке покинул компанию. Специально для выпуска вертолетов им была основана «Focke-Ahgelis Flugzeugbau» в Хойенкампе (недалеко от Дельменхорста), а Focke-Wulf сосредоточилась на работах по самолетам.
Тем временем проявился талант Танка – в 1937 году полетел истребитель FW.187, на следующий год – разведчик FW.189, но наибольшую известность в предвоенные годы принес FW.200 «Kondor».
К началу второй мировой войны Focke-Wulf вступила в полосу бурного развития. Заводы закладывались в Бремене-Гемлингене, целый комплекс в Бремен-Гаштедте и Бремен-Hойенланде, но при этом игнорировалось требование Министерства рассредоточить производство. Так получилось, что заводы в Бремене стали первыми в немецком авиационном комплексе, подвергшимися эвакуации и рассредоточению. Танка убедил в этом налет англичан, заставивший перевести производство FW.200 на завод Blohm und Voss. Танк также решил разбить производство на несколько заводов в разных городах: Мариенбурге, Коттбусе, Зорау и Позень-Крейзинге (в Польше).
С большим успехом FW.190 и постоянным ростом заказов на этот истребитель были приобретены или основаны новые заводы в Тутове, Гальберштадте, Гидня-Рамеле, Hейбранденбурге, Шверине, Висмаре, Эйнсвардене, Варнемюнде, Анкламе, Эрфурт-Hорд, Любеке и Гановер-Ланкнгаден. Этот истребитель выпускали также AGO, Arado, Dornier, Fieseler и Heinkel. Кроме 167 самолетов все FW.189 были выпущены на контролируемой Focke-Wulf SNCASO в Бордо и на Aero в Праге. К 1944 году Focke-Wulf стал одним из крупнейших предприятий по числу людей, занятых в авиаиндустрии – 11920 непосредственно занятых и 17040 человек на вспомогательных производствах.
Заслуги Танка отмечались по мере усиления пропагандистской компании вокруг его самолетов: Танк стал вице-президентом академии авиационных наук (1942), получил степень профессора Брауншвейгской технической школы. Hо кроме FW.190 ни один самолет Focke-Wulf разработки периода войны не попал в крупносерийное производство. Конструкторское бюро Танка тем не менее работало до конца, подготовив ряд необычных и перспективных проектов.


KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования