ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы.



E15K
«Shiun» 
Kawanishi E15K1 «Shiun»
разведывательный гидросамолет 


По своей концепции Kawanishi Е15К1 был одним из самых передовых гидропланов своего времени, представлявший собой пример высокого конструкторского искусства. Однако ненадежность сложной системы уборки и сбрасывания поплавков, низкие летные данные и отсутствие бронирования экипажа и протектирования баков привели к полному провалу интересной идеи создания поплавкового разведчика, способного уходить от истребителей.
В 1939 году японский флот заключил с «Kawanishi Kokuki К.К.» контракт на разработку двухместного скоростного поплавкового разведчика. Задание 14-Shi было очень «простым» – требовалось только создать самолет, способный уходить от сухопутных истребителей, а остальные параметры – по усмотрению фирмы. Такое необычное требование заставило использовать нестандартную поплавковую схему: основной поплавок крепился под фюзеляжем на двух стойках и в случае опасности передняя стойка сбрасывалась вместе с поплавком, что позволяло выжать из самолета дополнительно 90 км/час. Стабилизирующие поплавки имели дюралевое днище и тканевую обшивку верхней части, армированную резиной, что позволяло «поджать» поплавок к крылу, а при выпуске поплавок надувался. В случае сброса основного поплавка стабилизирующие поплавки при посадке на «брюхо» не выпускались, а играли роль надувных баллонетов для обеспечения плавучести самолета. Силовая установка состояла из 1500-сильного двигателя Mitsubishi МК40 «Kasei-14» воздушного охлаждения и двухлопастных соосных винтов - первый пример использования на японском самолете. Для достижения высоких скоростей был выбран ламинарный профиль крыла, разработанный профессором токийского университета Ичиро Тани.
Разработка самолета, получившего фирменное обозначение К-10, началась еще в июле 1939 года, но из-за технических трудностей готовность первого самолета задержалась до конца 1941 года.
05.12.1941 первый самолет Е15К1 поднялся наконец в воздух. Управляемость самолета была удовлетворительной, но возникли проблемы с управлением шагом соосных винтов и с механизмом уборки стабилизирующих поплавков. В октябре 1942 года самолет был передан на войсковые испытания флоту, но был поврежден, когда отказ управления закрылками не позволил выпустить стабилизирующие поплавки. Самолет был восстановлен и оснащен дополнительным подфюзеляжным килем для улучшения продольной устойчивости.
Из-за постоянных проблем с уборкой стабилизирующих поплавков пришлось отказаться от системы их наддува. Hесмотря на эти недостатки Е15К1 был запущен в малую серию под обозначением «скоростной разведывательный гидроплан «Shiun» («Фиолетовое облако») модель 11». В конце-концов «стабилизирующие» поплавки зафиксировали в выпущенном положении с помощью подкосов. Возросшее сопротивление компенсировалось установкой более мощной 1850-сильного двигателя Mitsubishi МК45 «Kasei-24».
Шесть Е15К1 были посланы на Палау для войсковых испытаний, но их вскоре посбивали – система сброса основного поплавка не была отлажена и не работала – ее даже ни разу не испытали. Самолет с поплавками, без бронезащиты и без протекторов баков с одним 7,7-мм пулеметом представлял собой легкую цель. В результате производство было прекращено в феврале 1944 года после выпуска только 15 «Shiun», включая опытный самолет.

Тактико-технические характеристики
Год принятия на вооружение
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса пустого самолета, кг
Норм. / макс. взлетная масса, кг
Двигатель
Максимальная скорость, км/час
Крейсерская скорость, км/час
Дальность полета, км
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж
Боевая нагрузка
Вооружение
1944
14,00
11,59
4,95
30,0
3165
4100 / 4900
Mitsubishi МК45 Kasei (1850 л.с)
460
290
3320
600
9830
2
две 60-кг бомбы
7,7-мм «тип 92» на подвижной установке
E15K1 Shiun

KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования