Arado Flugzeugwerke GmbH

Одной из наиболее удачных из небольших компаний, чей опыт в проектировании и производстве самолетов стал основой авиапромышленности «третьего рейха», была «Arado Flugzeugwerke GmbH». Ей довелось стать одним из основных производителей в этой области с чуть ли не крупнейшим штатом занятых на производстве, хотя подавляющее большинство самолетов, выпущенных этой фирмой, являлись разработками других. История создания Arado относится еще к 1917 году, к основанию «Werft Warnemuende des Flugzeubau Friedrichhafen» – дочерней фирмы «Flugzeugbau Friedrichhafen GmbH». Все работы на «Werft Warnemuende» прекратились в 1918 году, но в 1921 году завод был приобретен промышленником Хьюго Стиннесом, который планировал начать проектирование и производство самолетов как только представится первая возможность.
Первоначально работа завода ограничивалась выпуском небольших лодок, яхт и фурнитуры, но в 1924 году Стиннес принял на работу очень талантливого конструктора Вальтера Ретхела, который работал на «Kondor Flugzeuwerke» во время первой мировой войны, а после ее окончании у Фоккера в Голландии. Одновременно Стиннес основал дочернюю компанию в Югославии – «Ikarus GmbH» с заводом в Новом Саде под Белградом для сборки самолетов. К 1925 году, когда Werft Warnemuende стала «Arado Handelsgrsrllschaft» во главе с главным конструктором Ретхелем, вновь созданное конструкторское бюро уже работало и в тот же год выпустило в свой первый полет самолет собственной конструкции – учебный биплан S.I. В 1926 году были выпущены двухместные бипланы для повышенной летной подготовки SС.I и SС.II. В 1928 году появился улучшенный вариант самолета начальной подготовки S.III. Этот год стал весьма продуктивным для фирмы в Варнемюнде: одновременно в том же году совершили свои первые полеты поплавковый учебный W.2, одноместный истребитель SD.1 и четырехместный моноплан V.1. Последний проходил испытания в Люфтганзе в качестве почтового самолета и совершил несколько успешных дальних перелетов, пока не разбился у Юруппина 19.12.1929.
Успех конструкторов из Вернемюнде еще больше стал заметным в 1929 году, когда были выпущены одноместные истребители SD.II и SD.III, поплавковый истребитель SSD.I и два легких спортивных моноплана V.2 конструкции Ретхеля и L.1 Хоффмана. Arado была замечена в авиационных кругах как хороший разработчик новых машин, но отнюдь не как производитель – ни один из этих самолетов не был запущен в серийное производство. Так что «Arado Handelsgrsrllschaft» все еще «специализировалась» на выпуске неавиационной продукции. а производстве были заняты только 100 человек, но в Германии все сильнее дули ветры политических перемен. Получив тайную поддержку от Штаба авиации министерства обороны, Arado, имевшая тогда всего 4 га территории, включая 1,5 га производственных площадей, стала стремительно развиваться.
Политика министерства заключалась в доведении авиационной промышленности до мирового уровня, причем тайно, и в начале 30-х годов на стапелях в Варнемюнде появились два новых истребителя Аr.64 и Аr.65 вместе с учебным бипланом Аr.66. Далее в течение короткого периода времени произошли три события, оказавшие заметное влияние на судьбу фирмы: Хьюго Стиннес умер, главным конструктором фирмы стал Вальтер Блюм, который сменил ушедшего в «Bayerische Flugzeugwerke» Ретхеля; к власти в Германии пришел Гитлер. Капитал, вложенный в компанию, был сравнительно невелик, что потребовало крупных финансовых вливаний от правительства. В результате компания, переименованная 04.03.1933 в «Arado Flugzeugwerke GmbH», оказалось под контролем министерства авиации.
Ar.65Е был заказан к производству на Варнемюнде и стал первым истребителем еще «подпольных» люфтваффе. Одновременно был запущен в серию и учебный Аr.66, спроектированный Блюмом. Для этого компания 06.09.1934 приобрела бывший сталелитейный завод в Бранденбургендорфе для основания филиала, работы на котором начались в декабре 1934 года. Еще более впечатляющим по сравнению с неожиданным взлетом компании было то, что первый самолет сошел с новой сборочной линии Arado уже через четыре месяца в апреле 1935 года. Помимо выпуска машин собственной конструкции, Arado вскоре стала приобретать лицензии у других фирм, и с 1935 года сборочные линии Arado в основном занимали самолеты Heinkel, Messerschmitt, Junkers и Fokke-Wulf. При этом большинство самолетов разработки собственно Arado выпускались по лицензии другими фирмами. Вслед за 75 He.51 последовали 140 He.59 и 100 He.60, затем начались работы над 300 бомбардировщиками He.111, пока в начале 1938 года завод в Варнемюнде не был включен в программу производства Вf.109.
Перед участием в этой программе Arado выпустила значительное число истребителей-бипланов Аr.68, но хотя конструкторское бюро Arado работало также плодотворно, особенного успеха в том, что касалось доведения самолета до серии, не было. Учебный биплан Аr.69 занял второе место вслед за FW.44 «Schteiglitz», легкий истребитель и самолет повышенной подготовки Аr.76 уступил FW.56 «Stoesser» и был выпущен небольшой серией, а двухмоторный учебный Аr.77 не смог конкурировать с FW.58 «Weiche». Правда, был небольшой успех с двухместным, туристским Аr.79, на котором были зарегистрированы FAI несколько рекордов в своем классе, а поплавковый Аr.95 был выпущен небольшой серией, в основном из-за того, что спроектированный по требованиям флота он устарел уже на стадии опытного самолета. о фортуна вновь улыбнулась Блюму и его конструкторскому бюро в 1938 году, когда в качестве основного самолета повышенной летной подготовки был выбран Аr.96. Почти сразу же последовал заказ и на серию поплавкового Аr.196, однако так получилось, что лишь небольшое число из этих машин было произведено на родной фирме. Главным производителем Аr.96 до середины 1941 года стала фирма AGO. Затем к ней присоединилась чехословацкая Avia, а в 1944 году и Letov. После выпуска на Варнемюнде 450 Аr.196 производство этого самолета было передано на заводы Fokker в Голландии и SNСА в Сен-азере.
С началом второй мировой войны к заводам в Варнемюнде и Бранденбургендорфе прибавилось и производство в Бабельсберге под Берлином, который стал ядром целого комплекса, включавшего вспомогательные производства в Егере, Ратхенове, Виттенберге, Тутове, Анкламе и Hейбрандербурге. о кроме серийного выпуска Аr.196 на Arado не была запущена в производства ни одна оригинальная разработка вплоть до середины 1944 года, когда на заводе в Бранденбургендорфе начали собираться Аr.234. Практически вся деятельность Arado свелась к сборке и субконтрактным работам по самолетам других фирм и производству таких унифицированных узлов, как пулеметные установки. Завод в Варнемюнде был в основном связан с производством Вf.109, пока с октября 1941 года не переключился на FW.190. Первый собранный на Arado FW.190 был выпущен в августе 1941 года, а всего до конца 1944 года в Варнемюнде были закончены 3944 истребителя этого типа. Завод в Бранденбургендорфе был включен в программу производства Ju.88,выпуская этот бомбардировщик с 1940 по 1942 год. Оба этих завода были основными производителями He.177, поставив до августа 1944 года 716 этих бомбардировщиков.
На заводах Arado работали 15786 человек, непосpедственно занятых на пpоизводстве, и до 16260 человек на вспомогательных pаботах, включая 34 % иностpанцев и 8 % военнопленных и интеpниpованных лиц. Из многих тысяч самолетов, выпущенных этим концеpном, только малую часть составляли его собственные pазpаботки, но некотоpые из них оставили заметный след в истоpии авиации, включая Ar.234 – пеpвый в миpе туpбоpеактивный бомбаpдиpовщик.


KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования