ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы.


Островные вытяжки.
652
«Anson» 
Avro «Anson»
базовый береговой разведчик
(патрульный самолет) 


Самолет Avro «Anson» добился одного из самых длительных периодов серийного производства среди всех британских самолетов с 1934 года до 15.05.1952, когда последний «Anson» Т.21 завершил свои приемные испытания. Истоки его долгожительства лежат в тактико-технических требованиях авиакомпании «Imperal Airways», посланных компании «A.V. Roe» в апреле 1933 года. Самолет должен был перевозить четырех пассажиров на расстояние свыше 676 км с крейсерской скоростью более 210 км/час. Другими требованиями были скорость сваливания не более 97 км/час, а также способность удерживаться на высоте 610 м при одном работающем двигателе.
В августе 1933 года коллектив проектировщиков под руководством Роя Чэдвика подготовил проект самолета, который получил обозначение Avro 652 и представлял собой низкоплан с убирающимся шасси, оснащенный двумя двигателями Armstrong-Siddеley «Cheetah V», и общим весом 2948 кг. Изменения в технических требованиях привели к появлению модификаций с общим весом, увеличенным до 3470 кг. Заказ на два самолета Avro 652 был сделан в апреле 1934 года, а первый полет состоялся 07.01.1935.
07.05.1934 Министерство авиации Великобритании уведомило компанию «A.V. Roe» о требованиях к двухмоторному сухопутному самолету для применения его в качестве берегового разведчика и затребовал информацию о возможности адаптации уже существующих проектов. Новая разработка была обозначена как Avro 652A. Контракт Министерства авиации требовал поставки военного варианта в марте 1935 года. Внешние изменения включали в себя прямоугольные, а не круглые, как в модели 652, окна и наличие турели Armstrong-Whitworth с одним пулеметом Lewis в верхней части фюзеляжа.
Самолет впервые поднялся в воздух 24.03.1935. После незначительных изменений хвостового оперения и рулей машина была передана испытательному подразделению береговой охраны для сравнительных полетов совместно с самолетом DH.89M. Превосходная дальность и большая продолжительность полета Avro 652А позволили ему победить в этом соревновании. Серийный самолет, обозначенный как Anson Мк.I, поднялся в воздух 31.12.1935.
Двадцать одна эскадрилья береговой охраны использовала самолеты «Anson», в основном как разведывательные и поисково-спасательные. Последовали дальнейшие заказы ВВС Великобритании, а также экспортные контракты, которые включали в себя поставку самолетов для Австралии, Египта, Ирландии, Эстонии, Финляндии и Греции. К началу войны в сентябре 1939 года было произведено почти 1000 самолетов. Многие из них во время войны использовались для обучения пилотов. В этом качестве машины также оказались очень популярны.Avro Anson Mk.I Хотя компания «A.V. Roe» намеревалась выпустить первую учебную версию к ноябрю 1936 году, была некоторая задержка перед первым выпуском самолетов «Anson-Trainer», с двойным управлением и с закрылками, которые сделали их более привлекательными. Всего было произведено 6742 самолета модели Мк.I, из которых 3935 были построены в Вудфорде, а остальные в Йедоне.
18.12.1939 был учрежден Британский государственный план авиационной подготовки, и самолет «Anson» был выбран стандартным учебным самолетом. В Британии был размещен серийный заказ, безмоторные планеры отправлялись на судах в Канаду, где по прибытии их оснащали радиальными двигателями Jacobs L- 6МВ или Wright «Whirlwind» R-975-Е3. Эти самолеты были обозначены как «Anson III», а позднее «Anson IV». Самолеты модели Мk.III были позднее модифицированы постановкой гидравлического привода для уборки-выпуска закрылков и шасси. Те британские планеры, которые имели турели, после поставки сохраняли их, хотя большинство Anson, применявшихся в Канаде, не были ими оборудованы. После поставки 223 планеров производство было начато в Канаде.
Первый вариант самолета, полностью произведенный в Канаде, назывался «Anson» Мk.II с двигателями Jacobs, с носом, сделанным по шаблону из клееной фанеры, и гидроприводом для уборки-выпуска закрылков и шасси. Первый из них поднялся в воздух 21.08.1941, а всего было выпущено 1832 самолета, 50 из которых поступили в качестве учебных в ВВС США под обозначением АТ-20. Использование выклеивания фанеры по шаблонам привело в Мk.II к тому, что этот материал стал использоваться для обшивки всего фюзеляжа, в котором прежняя «теплица» – квадратные иллюминаторы – уступили место круглым. С этими традиционными компонентами фюзеляжа получился самолет «Anson V», оборудованный двигателями Pratt-Whitney R-985-AN-12В мощностью 450 л.с. и рассчитанный на пять курсантов вместо трех, как в ранних версиях.
Навигационный тренажер-самолет Мk.V был построен в количестве 1050 единиц, а в 1943 году был выпущен единственный экземпляр для обучения воздушных стрелков, с надфюзеляжной турелью Bristol В1 Мk.VI.
Обозначения «Anson VII», «Anson VIII» и «Anson IX» были зарезервированы для канадских версий. Последующие модели были разработаны и произведены в Британии, начиная с самолета «Anson X». Это был Мk.I с усиленным полом кабины для грузопассажирских перевозок, который применялся авиакомпанией «Air Transport Auxiliary» в качестве самолета связи. Он оснащался двигателями «Cheetah IX» мощностью 350 л.с., как и поздние выпуски Мk.I, и убирающимся шасси с ручным приводом, но гофрированный капот был заменен на гладкий, подобный тому, который использовался на двух Avro 652. Общий вес увеличился до 4286 кг, и 103 самолета этой версии были построены в Йедоне.
Поднятие крыши, для обеспечения большей высоты в кабине для пассажиров, привело к появлению самолетов «Anson XI» и «Anson XII», у которых устанавливался гидропривод для уборки-выпуска шасси, и три больших квадратных окна на каждой стороне. «Anson XI» был оснащен двигателями «Cheetah XIX» мощностью 395 л.с., приводящими во вращение металлические воздушные винты фиксированного шага Fairey-Reed, а самолет Мk.XII – двигателями «Cheetah XV», мощностью 420 л.с. с винтами Rotol изменяемого шага. Позднее Мk.XII стали обснащаться цельнометаллическими крыльями, вместо традиционных деревянных. Были выпущены санитарные варианты обеих моделей самолетов, их первые полеты состоялись соответственно 30.07.1944 и 27.11.1944. В Йедоне выпустили 91 самолет Мk.XI и 254 самолет Мk.XII.
Предполагалось, что самолеты «Anson XIII» и «Anson XIV» будут использоваться для обучения воздушных стрелков и оснащаться двигателями «Cheetah XI» или «Cheetah XIX», и только «Cheetah XIX» соответственно, но они, также как и самолеты «Anson XV» и «Anson XVI», которые должны были стать учебными самолетами по навигации и бомбометанию, так и не выпускались серийно. Обозначение «Anson XVII» не использовалось.
В начале 1945 года компания выпустила модель Мk.XI, в соответствии с требованиями Брабазонского комитета по гражданским самолетам; этот самолет был назван Avro «Nineteen». Он стал обслуживать внутренние британские маршруты. Тот же самый самолет в составе ВВС Великобритании был назван «Anson» С.19. 264 такие машины были построены в промежутке 1945...47 годов. Двадцать самолетов были переделаны из Мk.XII и 158 относились к самолетам «2 серии» с металлическими крыльями и хвостовым оперением. Вновь было открыто серийное производство в Вудфорде, где произведено три самолета «серии 1» и 167 машин «серии 2», в то время как в Йедоне было построено 137 самолетов «серии 1» и 18 – «серии 2». Двенадцать специально оборудованных самолетов Avro Mk.19, предназначенные для полицейского патрулирования, связи и воздушного наблюдения и обозначенные как Avro Mk.18, были заказаны ВВС Афганистана. Еще 13 самолетов «Anson» Mk.18С с двигателями «Cheetah XV» заказало индийское правительство для обучения гражданских экипажей.
Самолет «Anson» Т.20 был разработан из «Anson» Mk.19 «серии 2» и предназначался для эксплуатации в Южной Родезии в качестве учебно-тренировочного самолета для обучения навигации и бомбометанию. Он имел прозрачный нос для оператора бомбометания и держатели для подвески 16 учебных бомб под фюзеляжем и крыльями. Первый полет этого самолета состоялся 05.08.1947. Были изготовлены 59 моделей Т.20.
Несколько другим требованиям отвечал «Anson» Т.21 – тренировочный самолет для обучения по навигации, у которого не было прозрачного носа и бомбодержателей, как у Т.20, но во всем остальном он был ему подобен. Вслед за полетом опытного самолета 06.02.1946, завод в Йедоне построил 252 самолета. Т.21 оказался не последним вариантом; был еще немного отличающийся от него Т.22. Всего построено 44 этих самолетов, а опытная машина совершила свой первый полет 21.06.1948.
Долгая летная служба самолетов «Anson» официально закончилась 28.06.1948, но многие из них продолжали эксплуатироваться и в 50-х годах.

Тактико-технические характеристики «Anson» Mk.I
Год принятия на вооружение
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса пустого / взлетная, кг
Двигатели
Максимальная скорость, км/час
Крейсерская скорость, км/час
Дальность полета, км
Практический потолок, м
Экипаж
Бомбовая нагрузка, кг
Вооружение
1935
17,20
12,88
3,99
38,09
2438 / 3629
два Armstrong Siddеley Cheetah IX (350 л.с.)
303
254
1271
5790
3...5
до 165
неподвижный носовой и турельный 7,7-мм пулеметы
Anson Mk.I

KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования