ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КОАПП
Сборники Художественной, Технической, Справочной, Английской, Нормативной, Исторической, и др. литературы.


купить праймер,
A-20 / DB-7
«Havoc»
(«Boston») 
Douglas «Boston» Mk.II
ударный самолет
(легкий бомбардировщик) 


Проектирование легкого бомбардировщика Douglas А-20 (обозначение компании – DB-7) было начато в 1936 году, когда «Douglas Aircraft Company» занялась разработкой штурмового самолета для замены одномоторных легких бомбардировщиков. В итоге был разработан проект, получивший название Mod.7А.
По этому проекту двухмоторный самолет должен был получить двигатели мощностью по 450 л.с. В 1938 году проект был пересмотрен, и Mod.7В получила два двигателя компании Pratt-Whitney R-1830 «Twin Wasp» мощностью по 1100 л.с. Свободнонесущий высокоплан, самолет Mod.7B имел отогнутую вверх хвостовую часть фюзеляжа с обычным хвостовым оперением.
Новшеством для того времени было трехстоечное шасси с носовым колесом. Еще более необычной чертой оказалось наличие взаимозаменяемых носовых секций фюзеляжа под штурмовой или бомбардировочный варианты. Во время своего первого полета 26.10.1938 Mod.7В продемонстрировал высокую скорость и маневренность. Компания предложила самолет для продажи за рубежом. Первый заказ на 100 самолетов поступил в феврале 1939 года от комиссии по закупкам для Вооруженных сил Франции. Она потребовала модифицировать Mod.7В с целью сделать более пригодным для использования в условиях Европы.
Модификации оказались значительными и проект Mod.7В получился измененным во всех основных компонентах. Фюзеляж был сделан более высоким для увеличения бомбовой нагрузки и запаса топлива, было уменьшено его поперечное сечение; вместо схемы высокоплан применена схема среднеплан; для носовой опоры была сделана более высокая стойка с масляной амортизацией; кабина экипажа и топливные баки получили бронезащиту; были установлены мощные (1200 л.с. каждый) двигатели «Twin Wasp». Самолет получил, с учетом значительности изменений, новое обозначение DB-7 (DB – Douglas Bomber), и первый серийный самолет поднялся в воздух 17.08.1939.
В момент нападения Германии на Францию в мае 1940 года у французов было немногим более 60 этих самолетов, из которых только 12 машин приняли участие в боевых действиях. Douglas A-20A «Havoc»Пока компания Douglas занималась разработкой самолета DB-7, поступил еще один заказ из Франции на усовершенствованный вариант этого самолета. Он должен был нести большее количество оборудования, поэтому новый самолет должен был иметь полный вес на 24 % выше, чем у DB-7, более мощные двигатели воздушного охлаждения Wright «Cyclone 14», причем и гондолы двигателей, и способ их установки были изменены. Эта новая модификация получила обозначение DB-7A.
Поскольку путевая устойчивость самолета DB-7 была очень близка к предельно допустимой, увеличивались площадь киля и руля направления соразмерно увеличению мощности двигателя. Великобритания взяла на себя оплату заказов Франции и Бельгии. Так в составе Королевских ВВС Великобритании оказалось от 15 до 20 самолетов DB-7. Они получили наименование Boston Мk I и использовались для переподготовки пилотов. Примерно 125 самолетов DB-7, составивших следующую партию, были названы «Boston» Мk.II. Однако, благодаря хорошей грузоподъемности и высокой скорости, они оказались пригодными для использования в качестве ночных истребителей и зимой 1940 года на этих самолетах установили самолетные БРЛС перехвата, дополнительную бронезащиту, восемь пулеметов калибра 7,7 мм в носовой части, систему гашения пламени выхлопа двигателей. Необычной была система двойного управления: в кабине стрелка установили дублирующие основные рычаги управления самолетом.
Королевские ВВС Великобритании получили такие самолеты в декабре 1940 года. Они получили наименование «Havoc» Mk.I и впервые вступили в бой 07.04.1941. Вторая партия примерно из 100 самолетов DB-7A была переоборудована аналогичным образом, только пулеметов было двенадцать. Эти самолеты получили наименование «Havoc» Mk.II. Примерно 40 самолетов DB-7 были модифицированы для использования в качестве ночных штурмовиков: было сохранено место для штурмана-бомбардира в носовой части; самолет мог нести бомбовую нагрузку до 1089 кг; пулеметы калибра 7,7 мм находились под носовой частью. Самолеты получили название «Havoc» Mk.I «Intruder».
Для улучшения несколько ограниченных возможностей самолетных БРЛС перехвата, установленных на них, каждый из 21 самолета «Havoc» Mk.I был оборудован прожектором Helmore/GEC мощностью примерно 2700 млн. свечей. Эти самолеты получили название «Havoc» Mk.I «Turbinlite» и использовались для высвечивания немецких самолетов. Кроме того, примерно 39 самолетов «Havoc» Mk.II были переоборудованы и названы «Havoc» Mk.II «Turbinlite». Несколько самолетов DB-7A продолжали использоваться в качестве легких бомбардировщиков под наименованием «Boston» Mk.III.
Великобритания заказала усовершенствованную модификацию DB-7B с измененными приборами и электрической и гидравлической системами. Эти машины тоже получили наименование Mk.III и имели четыре пулемета калибра 7,7 мм в носовой части, два – на высокоскоростной поворотной установке в задней части кабины, седьмой пулемет стрелял через отверстие в днище фюзеляжа. Кроме того, самолет нес бомбовый груз весом до 900 кг. Эти самолеты в начале 1942 года заменили самолеты Bristol «Blenheim» в Северной Африке.
В соответствии с первыми заказами на самолеты DB-7, поступившими в мае 1939 года от ВВС США, было изготовлено 63 самолета с обозначением А-20, которые имели двигатели Wright R-2600-7 «Cyclone 14». Три из них были переоборудованы в самолеты-разведчики и для аэрофотосъемки, а из оставшихся один стал опытным ночным истребителем ХР-70, а 59 машин – серийными ночными истребителями Р-70. Опытный истребитель был оснащен двигателями R-2600-11 без турбонагнетателя, и на всех машинах были установлены БРЛС перехвата британского производства и четыре 20-мм пушки под фюзеляжем. Эти ночные истребители использовались главным образом как учебно-тренировочные самолеты.
Первым вариантом бомбардировщика, поступившим в ВВС США, был самолет А-20А, в общих чертах походивший на А-20, но отличавшийся двигателями R-2600-3 без турбонагнетателя, и с вооружением, как на самолете DB-7B, за исключением пулеметов калибра 7,62 мм. В задней части каждой из гондол было установлено по одному пулемету с дистанционным управлением; бомбовый груз составлял 499 кг. Один опытный самолет ХА-20В был переделан из серийного А-20А, вооружение было изменено (три автоматические турели с дистанционным управлением). Это вооружение не было утверждено для серийных самолетов А-20В, которые получили два установленных на носу пулемета калибра 12,7 мм и в основном были подобны самолету DB-7A.
В условиях массового производства требовалось большее подчинение единому стандарту. Так, «Boston» Mk.III ВВС Великобритании и американский А-20С представляли собой один и тот же самолет, оснащенный двигателями R-2600-23. Для увеличения выпуска компания Douglas предоставила лицензию компании Boeing, и последняя выпустила 140 самолетов А-20 для Королевских ВВС, поставленных по договору ленд-лиза под названием «Boston» Mk.IIIA: у этих самолетов была другая электрическая система и некоторые отличия во вспомогательном оборудовании двигателей.
Самолеты DB-7 этой модификации поставлялись, кроме того, в 1942 году по ленд-лизу в СССР.
Следующим военным серийным самолетом стал A-20G. Было построено 2850 машин этой модели. Они также оснащались двигателями R-2600-23 и были на 20,32 см длиннее для размещения в носовой части двух 12,7-мм пулеметов и четырех 20-мм пушек, а также одного или двух пулеметов калибра 12,7 мм и одного 7,62-мм пулемета в задней части кабины. Douglas A-20J HavocСледующая модификация оснащалась пулеметами калибра 12,7 мм вместо 20-мм пушек; задняя часть фюзеляжа была расширена на 15,24 см для установки турели с электроприводом для двух пулеметов калибра 12,7 мм; имелись также подкрыльные бомбодержатели на 907 кг бомб, дополнительные топливные баки в бомбовом отсеке и устройство для крепления под фюзеляжем сбрасываемого бака, используемого для обеспечения дальности полета свыше 3219 км.
Это обстоятельство имело решающее значение при использовании самолетов данного типа на тихоокеанском театре военных действий. Затем на самолетах А-20G были улучшены бронезащита, навигационное оборудование и устройства для прицельного бомбометания, а также оснащение для использования самолета в условиях низких температур. Кроме того, было выпущено 412 самолетов А-20Н, которые отличались новыми двигателями R-2600-29 мощностью по 1700 л.с.
Модификации А-20J и А-20К, лидеры бомбардировочных групп, выпускались как для ВВС США, так и для Королевских ВВС Великобритании под обозначениями соответственно «Boston» Mk.IV и «Boston» Mk.V. Их отличие составлял только целиком прозрачный нос фюзеляжа, в котором размещался штурман-бомбардир.
Один самолет А-20А под обозначением BD-1 был направлен ВМС США для оценочных испытаний, и в 1942 году восемь самолетов А-20В были подготовлены для использования в качестве буксировщиков мишеней. Они получили обозначения BD-2.
К моменту прекращения производства, 20.09.1944, компания Douglas выпустила 7385 самолетов DB-7 всех модификаций. Они поставлялись также в СССР, Нидерланды, Бразилию. Через Великобританию были отправлены в ВВС Австралии, Канады, Южной Африки, Новой Зеландии.

Другие модификации самолета
А-20D

проектировавшаяся легкая модификация с двигателями воздушного охлаждения R-2600-7 с турбонагнетателями и более крупными баками;

А-20Е

семнадцать самолетов А-20А с незначительными внутренними модификациями;

ХА-20F

один самолет А-20А, приспособленный для испытания двух турелей, каждая с двумя пулеметами калибра 12,7 мм (одна турель сверху фюзеляжа, вторая – под днищем); позднее самолет был вновь приспособлен для одной 37-мм пушки в носовой части фюзеляжа;

XF-3

три опытных самолета-разведчика, переделанных из А-20;

YF-3

два самолета-разведчика, похожих на XF-3, но со звездообразными двигателями R-2600-23 и с ручной турелью со спаркой 12,7-мм пулеметов;

F-3A

46 самолетов-разведчиков, переделанных из A-20J и А-20К;

О-53

тяжелый самолет наблюдения, эквивалент модели А-20В; в октябре 1940 года было заказано 1489 самолетов, но заказ был отменен;

Р-70А-1

39 ночных истребителей, переделанных из стандартных А-20С; выпущены в 1943 году, имели шесть пулеметов калибра 12,7 мм в носовой части фюзеляжа и две пушки на шкворнях в задней части фюзеляжа, устанавливалась усовершенствованная БРЛС;

Р-70А-2

65 ночных истребителей, переделанных из стандартных A-20G, эквивалентны Р-70А-1, но без пушек на шкворнях;

Р-70В-1

единственный экспериментальный самолет, переделанный из стандартного А-20G, с БРЛС SCR-720 и шестью пулеметами калибра 12,7 мм, расположенными по бокам носовой части фюзеляжа в блистерах по три с каждой стороны;

Р-70В-2

105 учебно-тренировочных ночных истребителей, переделанных из самолетов A-20G и A-20J; имелись БРЛС SCR-720 и SCR-729; можно было устанавливать шесть или восемь пулеметов калибра 12,7 мм;

«Havoc» Mk.I
«Pandora» 

около 20 самолетов «Havoc» Mk.I «Intruder», приспособленных для использования «Long Arial Main» – оружия, которое сбрасывалось на парашюте для нанесения ударов по группам бомбардировщиков;

«Havoc» Mk.III

первоначальное обозначение самолета «Havoc» Mk.I «Pandora»;

«Boston» Mk.III
«Intruder» 

наименование самолетов «Boston» Mk.III, модифицированных для воздушного вторжения; под фюзеляжем установлены четыре 20-мм орудия;

«Boston» Mk.III
«Turbinlite» 

три самолета, подобные моделям «Havoc» Mk.I и «Havoc» Mk.II «Turbinlite».

Тактико-технические характеристики A-20C («Boston» Mk.III)
Год принятия на вооружение
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса пустого / взлетная , кг
Двигатель
Максимальная скорость, км/час
Крейсерская скорость , км/час
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж
Бомбовая нагрузка, кг
Вооружение
1941
18,69
14,63
5,36
43,20
7250 / 12338
два Wright R-2600-23 Сyclone 14 (1600 л.с.)
510
370
1650
7620
3
1814
шесть носовых, два турельных и
один люковый 12,7-мм пулеметы
Boston Mk.IIIA

«Boston» Mk.III британских ВВС


KOAP Open Portal 2000


Яндекс цитирования