Правда, не с ближайшего понедельника, а, видимо, со следующего года. Разговоры о том, что компания рано или поздно должна перенести акценты с продажи коробочного ПО на сервисную модель работы, идут уже давно, и вот вроде бы вылетела первая ласточка. На специальной пресс-конференции, устроенной в Сан-Франциско, Билл Гейтс анонсировал интернет-сервисы Windows Live и Office Live, ориентированные на малый бизнес и конечных пользователей.
В Ливерморской национальной лаборатории им. Лоуренса, одном из главных ядерных центров США, прошла торжественная церемония представления двух новейших суперкомпьютеров-рекордсменов Blue Gene/L и ASC Purple, собираемых здесь корпорацией IBM. По традиции максимальную производительность подобных машин стараются не разглашать вплоть до формирования очередного рейтинга Top500, однако на сей раз (видимо, «ради праздника», а может, и просто за отсутствием конкурентов) было сделано исключение.
Перспективность топливных элементов, в которых происходит каталитическое окисление топлива, бесспорна. Однако их развитие, кроме технологических сложностей, сдерживается еще и тем, что наиболее эффективный энергоноситель – метанол (CH3OH) – весьма токсичен. Хотя все знают об опасности этого вещества, широкое использование жидкости с характерным запахом неизбежно будет оплачено человеческими жизнями. Какая фирма рискнет продавать такой товар в России, где пытливый народный ум разработал способы добычи самогона даже из гуталина?
Профессия погонщика весьма почетна на Аравийском полуострове – верблюжьи скачки от веку являются здесь излюбленной забавой, а цена быстроходного скакуна доходит до нескольких сотен тысяч «зеленых». Одним из главных условий, предъявляемых к жокеям, выступает небольшой вес – не случайно на роль погонщиков исстари брали детей (начиная с четырехлетнего возраста!), привозимых из Судана, Пакистана и Бангладеш. Непосильные нагрузки во время тренировок и суровые испытания, сопряженные с опасностью для жизни юных ездоков, неоднократно становились предметом обсуждения комиссии по правам детства в ООН, а также причиной многочисленных акций местных правозащитников. Каплей, переполнившей чашу терпения катарских властей, стала резолюция Госдепартамента Соединенных Штатов, пригрозившей серьезными санкциями Катару, названному «рабовладельческой страной».
Химики из Университета Небраски изготовили измерительное устройство, в котором роль датчика играет одиночная бактерия. Изобретатели назвали этот гибрид одноклеточного организма и электронной схемы селлборгом – по аналогии с киборгом, кибернетическим организмом. Новый биоэлектронный сенсор измеряет влажность воздуха, причем гораздо точнее обычных гигрометров.
Вложения в виртуальную недвижимость способны принести владельцу вполне осязаемый доход: он сможет продавать другим игрокам охотничьи лицензии и права на добычу полезных ископаемых в поясе астероидов, где расположена станция, а также сдавать в аренду части нового владения. Внутреннюю валюту Project Entropia можно свободно конвертировать через онлайновые обменные пункты. Еще одним источником доходов может стать реклама, – как полноправный владелец собственности Джейкобс имеет возможность привлекать рекламодателей и из-за пределов Project Entropia. В этой вселенной уже зарегистрировано более 236 тысяч аккаунтов, и число игроков продолжает расти, а аудитория, готовая тратить заметные суммы на покупку в онлайне «нематериальной собственности», – лакомый кусочек для вполне реальных рекламодателей. – В.К.
Чем пахнет клубника? «Большими деньгами», – утверждают представители французской парфюмерной компании Eden Sarl, и в их словах есть свой резон. Недавно европейский суд первой инстанции не без труда отбил настойчивую атаку этой фирмы, пожелавшей запатентовать… клубничный аромат.
Интересную попытку помочь ученым, да и обычным людям, пытающимся постичь устройство элементарных частиц, предпринял художник-дизайнер из Мичиганского университета Жан-Генрих Андерсен (Jan-Henrik andersen). В тесном сотрудничестве с профессиональными физиками, что, надо сказать, с художниками случается редко, Андерсен попытался изобразить элементарные частицы и их реакции. При этом он строго следовал физическим законам и квантовым свойствам элементарных частиц. Получилась целая галерея абстрактного искусства, которую художник выставил в лаборатории имени Ферми и разместил на своем сайтеwww-personal.umich.edu/~janhande/pexu.
Неожиданная проблема пикантного характера нарисовалась во всей остроте перед организаторами будущего полета американцев на Марс, который должен состояться в двадцатых годах. Отвергая знаменитый российский лозунг «в нашей стране секса нет», исследователи из университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе обращают внимание чиновников на то, что сексуальные потребности для космонавтов никто не отменял. Полет на Марс и обратно продлится около тридцати месяцев, а это, знаете ли, срок!
Анджело Трембли (Angelo Tremblay) из Лавальского университета в Квебеке (Канада) пришел к выводу, который не может не обрадовать упитанных работников мыши и клавиатуры. Их избыточный вес не является прямым следствием сидячей работы и недостатка физических нагрузок. Причина сложнее и связана с глубиной ума. Пусть завидуют недалекие атлеты: по всему выходит, что жировые складки – плата за каждодневный интеллектуальный труд.
Гонконгское подразделение Sony Computer Entertainment объявило о десятипроцентном снижении цен на PSP и PSP Value Pack – до 200 и 222 долларов соответственно. А компания Media Create опубликовала цифры продаж игровых платформ в Японии. Несмотря на все маркетинговые ухищрения, PSP по-прежнему заметно отстает от Nintendo DS. С начала года и по начало октября в Стране восходящего солнца продано 2 млн. Nintendo DS и 1,5 млн. PSP. – Т.Б.
DSN состоит из трех кластеров гигантских радиоантенн, расположенных на земном шаре примерно в 120 градусах друг от друга: один в калифорнийской пустыне Мохаве, другой в Испании под Мадридом, третий – неподалеку от Канберры в Австралии. Центральное место в каждом из комплексов занимают антенны-тарелки диаметром около 80 метров, которые и являются главным инструментом в обмене данными с далекими космическими зондами (например, с исследующим окрестности Сатурна Cassini). Кроме того, эта сеть позволяет проводить радиолокацию планет и астероидов.
Увы, нет. По крайней мере в ближайшие года три. Изменения регистров общего назначения и системы адресации памяти – совсем не то, что добавление новых регистров и новых инструкций для работы с ними. Расширения никак не влияют на работу старых программ, которые об их существовании и не догадываются; а вот пройти мимо изменений использующихся на каждом шагу регистров общего назначения – даже в уже существующих приложениях – невозможно. Очень часто приложения явным или неявным образом апеллируют к тому, что данные, которые они используют, имеют ту или иную длину и неожиданный сюрприз в виде занимающего не 4, а 8 байт указателя на оперативную память для них почти всегда фатален. Даже если программа не занимается «явным приведением типов», превращая их в 32-битные целые числа и обратно (это из сугубо программистских заморочек), то почти наверняка хоть где-нибудь она работает со структурой данных, в которую одним из компонентов входит тот самый указатель, и где для него отведено строго четыре байта, зажатых слева и справа данными той же или других структур. Так что подавляющее большинство существующих 32-битных программ в 64-битном режиме выполняться не будут.
Первое и, пожалуй, главное преимущество, которое получила архитектура x86-64, – долгожданная поддержка шестнадцати регистров общего назначения и шестнадцати регистров XMM. На первый взгляд это чисто количественное изменение, но на самом деле – принципиальная во всех отношениях доработка архитектуры IA-32. Судите сами: у современного IA-32 восемь регистров общего назначения (EAX, EBX, ECX, EDX, EDI, ESI, EBP и ESP), восемь 64-битных регистров MMX (MMX0—MMX7) и восемь же регистров SSE (XMM0—XMM7). Не замечаете ничего странного? Откуда вообще взялась цифра восемь? Для ответа на этот вопрос нам потребуется обратиться к «основам основ» – к формату x86-инструкций.
Что же делать, если нам хочется как-то обойти это ограничение, не теряя совместимости со старыми приложениями? К счастью, инженеры, проектировавшие x86 ISA, были очень талантливыми и прозорливыми, а потому заложили в архитектуру возможность вводить перед инструкциями приставки – специальные указатели, так или иначе изменяющие значения инструкций. Скажем, приставка LOCK говорит, что инструкция должна быть выполнена в «атомном» режиме["Атомный" режим – это когда выполнение инструкции гарантированно не будет прервано каким-нибудь внешним событием. К примеру, если мы что-нибудь записываем в оперативную память, то начиная с момента исполнения и до завершения атомной инструкции никто «посторонний» не сможет ни записать в то же место оперативной памяти, ни прочитать оттуда. Используется в многопроцессорных системах для организации межпроцессорного взаимодействия], приставки 2E и 2F подсказывают процессору, произойдет условный переход или нет, а приставка 66 приказывает переключаться между 16-битным и 32-битным представлением данных в регистрах. Поэтому когда разработчикам x86-64 понадобилось добавить в архитектуру IA-32 поддержку 64-битности, они сделали очень простую и в то же время гениальную вещь, введя набор 64-битных приставок REX, которые не столько расширяют возможности инструкций, сколько служат для кодирования дополнительной информации в четырех своих полях. Поле REX.W задает «размер» обрабатываемых данных: если здесь записан нолик, то обрабатываемые регистры интерпретируются как 32-битные, если единичка – то как 64-битные; а поля REX.R, REX.X и REX.B – старшие биты, дополняющие трехбитные поля ModR/M.Reg, SIB.Index и, в зависимости от ситуации, ModR/M.R/M или SIB.Base соответственно. Знаю, что это звучит не слишком понятно, поэтому тут же поясню, что это означает. На самом деле в 64-битном режиме мы используем 4-битную кодировку регистров процессора, но три младших регистровых бита записываем на их «традиционные» места в инструкции, а старший бит – переносим в приставку REX, обходя тем самым архитектурное ограничение. А заодно, помимо поддержки восьми новых GPR-регистров R8—R15 и SSE-регистров XMM8—XMM15, получаем возможность отключить 64-битные вычисления, когда они нам не требуются, – и пропорционально сэкономить на времени исполнения и занимаемом данными месте! И все это – одним-единственным байтом!
Так стоит ли переходить на x86-64 или нет? Думаю, после всего вышеизложенного ответ понятен: без сомнения, стоит! Технология x86-64 действительно предоставляет все преимущества 64-битных систем, содержит ряд качественных улучшений по сравнению с «классической» IA-32 ISA, но главное – позволяет не использовать 64-битные вычисления там, где этого не требуется, и сохраняет полную совместимость с любым 32-битным софтом. А потому единственный серьезный довод против, который до сих пор мешает широкому распространению технологии, – это необходимость поддержки x86-64 операционной системой и использования редких и порой не до конца отлаженных и «недооптимизированных» 64-битных драйверов.
5-Мп 1/2,5-дюймовый ПЗС-сенсор
6-Мп 1/2,5-дюймовый ПЗС-сенсор
15-дюймовый экран
чтение DVD-ROM, запись DVD+/-R 16x
процессор Pentium M вплоть до 770-го (2,13 ГГц), чипсет 915GM
процессор Pentium M 750 (1,86 ГГц, FSB 533 МГц), чипсет 915PM
процессор Pentium M 760 (2 ГГц, FSB 533 МГц)
чипсет 915PM (915GM в модификации с Celeron M)
цветная лазерная технология печати
Встроенный модуль Bluetooth
монохромная лазерная технология печати
8-дюймовый ЖК-экран с разрешением 640x480
диагональ 19 дюймов (17 дюймов у HS750)
три 800-Мп 1/6” ПЗС
диагональ 19 дюймов (17 дюймов у X436S)
Flock использует собственное фирменное оформление, стиль которого очень напоминает творчество Аарона Спулера – автора множества интерфейсных тем продуктов Mozilla. Кнопки «Назад» и «Вперед» имеют слитный дизайн, а «Стоп» и «Обновить» объединены: во время загрузки страницы вы видите кнопку «Стоп», а после загрузки на ее месте появляется кнопка «Обновить», – подобный подход впервые был применен в браузере Safari для Mac OS. Второе фирменное решение Flock поражает простотой и не дает забыть о том, что существует такая наука, как эргономика. Слева от панели ввода адреса нарисована крупная звездочка. Вы нажимаете на нее мышкой – и текущая страница добавляется в закладки.
Первое знакомство с браузером повергнет в шок даже бывалого путешественника по вебу: складывается впечатление, что закладок здесь просто нет. Впечатление, конечно, обманчивое – они есть, однако реализованы совсем иначе, не так, как мы привыкли за долгие годы. Во Flock существует специальный менеджер закладок, работающий внутри вкладки браузера наравне с другими веб-страницами. Само понятие «закладка» заменено понятием «библиотека» – линейным списком сайтов, который пополняется щелчком мыши по звездочке возле строки адреса. Рядом аналогичным списком предстает история посещений. Если у вас много любимых сайтов, их можно не сваливать в одну кучу, а распределять по группам – текущая группа будет располагаться под панелью инструментов, а переключение между ними осуществляется посредством выпадающего меню. Подобное решение встречалось в Netscape Browser 8, но там было нельзя создавать собственные элементы на панелях, что сводило на нет весь потенциал этой задумки.
Популярность блогов растет с каждым днем, и не за горами то время, когда даже ваша пушистая кошечка сможет завести дневник в Интернете. Сегодня, чтобы ваш журнал стал кому-то интересен, нужно быть или разработчиком неплохого хайтек-продукта, или известным человеком. Однако тенденции говорят о том, что будущее Интернета – за динамичными ресурсами с постоянно обновляющейся информацией, за средствами общения и взаимодействия, в число которых входят и блоги.
Пора поговорить о важнейшем свойстве браузеров семейства Mozilla – превосходной расширяемости, делающей из привычного инструмента для работы в Сети некое подобие телескопической удочки.
Picasa 2 разрешает вмешаться в распределение картинок и альбомов каким угодно способом. Можно перемещать фотографии из альбома в альбом, комбинировать альбомы, удалять ненужное и импортировать необходимое.
Удивительно, но «Пикассо» умеет записывать подарочные компакт-диски! По умолчанию вам предлагается записать текущий альбом, но вы можете добавить на диск и другие, просто пометив их галочкой в левой панели. На диск записывается независимое от приложения слайд-шоу.
Если рассматривать инструменты редактирования в целом, то становится ясно, что при всей своей наглядности и красоте ничего полезного, а тем более уникального в них нет. Если вы действительно хотите улучшать качество своих фотографий, делая даже из гадких утят прекрасных лебедей, то «Пикассо» здесь бессилен.
Predixis Smart Playlist Generator (или Predixis MusicMagic) – вот по-настоящему свежая и любопытная система. Этот «сообразительный генератор» автоматически составляет плейлист из двадцати песен (число жестко фиксировано), каждая из которых похожа на какую-нибудь композицию, взятую «за образец».
У описанного плагина к Winamp’у есть «старший брат»: программа Predixis MusicMagic Mixer, существующая в версиях для Windows,Linux и Mac OS. Базовые возможности бесплатной версии «Микшера» практически совпадают с функциональностью «Генератора», и если Winamp вам почему-то не по душе – все равно никто не мешает поиграть со свежими аудиотехнологиями.
Основное окно программы откровенно заимствует концепцию Outlook, что должно несказанно радовать любого непредвзятого пользователя. Уж не знаю, у кого редмондские шустеры позаимствовали идею интерфейса, однако она без малейшего сомнения позволяет наилучшим образом обустроить любое рабочее место, будь то почтовая программа, ПИМ, контактный менеджер или информационный архив (рис. 1).
Спляшем от печки – откроем веб-страницу, которую мы сохранили в браузере: она находится в папке New Documents и свято несет на себе следы наших телодвижений – редактирования и хайлайтинга. Обратите, однако, внимание на маленькую деталь – одну из тех, что делают ContentSaver потрясающей программой: категориальные отношения документа не просто сохранены, но и выделены жирным шрифтом (рис. 2)! Ясно, что для наглядности, но какова мера продуманности!
В главном окне ContentSaver мы вольны либо продолжить редактирование документа с помощью удобного встроенного WYSIWYG-редактора, либо сразу приступить к архивированию: сопроводим по необходимости комментарием, дополним или изменим категориальные привязки. Если в данный момент у нас нет времени для изучения материалов – создадим настройки для follow-up (рис. 3).
Я специально выделил последнюю опцию – At Another Time. Если ее выбрать, мы автоматически попадаем в окно создания новой задачи (Task) прямо в Outlook (рис. 4).


Система поиска в ContentSaver доведена до совершенства: меню Tools – диалоговое окно Advanced Find (рис. 5—8).
Как и полагается серьезному хранилищу информации, в ContentSaver предусмотрена возможность оптимизации архива, перенесения его в любое место и создания резервных копий (рис. 10).
Боюсь, мои опасения оправдались: панегирик ContentSaver скушал все отведенное «Голубятне» пространство, так что разговор об «Архивариусе 3000» вынужденно откладывается на неделю. Но нет худа без добра: программа Евгения Троицкого до того хороша и своевременна, что достойна отдельного разговора.
Сегодня все гораздо проще. Пленку вполне заменяет CCD-матрица цифровых видео– или фотокамер, если эта матрица достаточно чувствительна в нужной части спектра и перед нею нет жестко установленного фильтра, задерживающего инфракрасное излучение. Матрицы бывают разные, некоторые ограничены длиной волны примерно 1200 нм, но есть и варианты, чувствительные до 1400 нм. Проблема в том, что ИК-фильтр (голубой) в большинстве камер есть, расположен он непосредственно перед матрицей, и убрать его можно только «грубым хирургическим вмешательством», что даже я, при всей своей любви к вскрытию сложной техники, читателям предлагать не буду (зато порекомендую сайт энтузиастов этого дела – kaya-optics.com, где есть рекомендации и такого характера). Но большинство – это не все. К меньшинству относятся модели с режимом «ночной съемки» (например, NightShot у Sony, NightView или MagicVU у Panasonic), имеющие отключаемый (убираемый механически) фильтр. При активизации ночного режима матрица остается без фильтра вообще, и ее чувствительность смещается в сторону ИК-диапазона (максимум – обычно на границе видимого и ИК-спектра). Зачастую кроме этого еще включается ИК-подсветка.
Очень хорошо просвечиваются полимерные пленки (любого цвета – как белые, так и черные), например непрозрачные полиэтиленовые пакеты.
Пойдем дальше – пластиковые карты с pin-кодом. Нет, их мне просветить не удалось. Пробовал разные методы: просвет, отражение, подсветка прямая и косая, даже поляризатор. Увы… Карты (по крайней мере, пластиковые «Яндекс-деньги», «Мегафон» и «МТС») не поддались.
Столик был заказан в дальнем зале, поэтому, обнаружив, что аккумулятор телефона разряжен, я попытался договориться с девочкой-менеджером на входе.
Вопреки расхожему мнению интерес ученых и художников к этой сфере исследований поддерживается не только желанием воссоздать законы биологии при помощи механизмов и компьютеров. Общая заинтересованность тех и других роботехникой носит более глубокий, можно сказать, антропологический характер, в самом прямом и интуитивно понятом смысле – в возможности показа, каким образом творение рук человеческих позволяет взглянуть на творческие возможности самого человека. Однако на этом, пожалуй, сходство интересов и заканчивается; далее стратегии ученых и художников резко расходятся, сообразуясь с известными и популярными нарративами науки и искусства. О них мы и попытаемся рассказать на примере роботехнических проектов «от кутюр»[То есть относящихся к области исключительного, «высокой моды» (haute couture), – в противоположность проектам, ориентированным на повседневную практику, «прет-а-порте» (pret-a-porte), которым мы планируем посвятить другой обзор. – Л.Л.-М.].
В свои пятьдесят с небольшим лет американский инженер-конструктор, профессор и художник Марк Полин (Mark Pauline) – настоящая звезда экстремальной роботехники и идеолог робовойн. Забросив по молодости лет успешную карьеру военного конструктора, Полин в 1978 году организовал собственную Исследовательскую лабораторию стратегий выживания (Survival Research Laboratories, SRL; srl.org). Выживания не людей, разумеется, а роботов. С тех пор как он объявил роботам механический джихад, его лаборатория устроила больше полусотни полномасштабных представлений в стиле гран-гиньоль (Grand Guignol) в США, Европе, Японии и Австралии. На фоне специализации Полина – «конструкция и эксплуатация автоматических устройств с целью уничтожения роботехники противника» – модное нынче увлечение инженеров играми роботов в футбол выглядит по меньшей мере моветоном. За эти годы из стен SRL вышло более четырех десятков ботов, предназначенных для самостоятельных гладиаторских боев. Чего стоят одни только их названия: «Рука Господа», «Колесолёт», «Ураган Пламени», «Бластер на воздушной подушке», «Огненный Свистун» и т. д. Конечно, Полин и его немногочисленные сотрудники не могут удержаться, чтобы, помимо собственно стратегий выживания роботов, не изучать стратегии устрашения публики и приведения ее в восторг. Поэтому кроме обилия встроенной аппаратуры (видеокамеры, сенсоры, тактильные датчики и т. д.), отвечающей за жизнеспособность ботов, его устройства порой имеют удивительное вооружение. Например – гордость SRL, с оглушительным (в буквальном смысле слова) успехом презентованная на апрельской битве роботов в Downtown Arts District в Лос-Анджелесе. Название механического монстра – Pitching Machine – с учетом бунтарского духа лаборатории я бы достаточно вольно перевел как «Шмалер». Эта конструкция, снабженная 500-кубовым двигателем семейства «Эльдорадо» и системой лазерного наведения, способна обнаруживать противника и «шмалить» в него шестифутовыми горящими досками, летящими со скоростью 200 миль в час на расстояние 800 футов. Машина оборудована автоматической системой погрузки «боеприпасов» и за один раз может взять на борт два десятка деревянных «снарядов». Понятно, что во время показательных выступлений «Шмалера» лишь немногие роботы могли спастись от подобной огненной напасти, но среди уцелевших, к вящей радости конструкторов, оказалась премьерная разработка SRL под названием «Безногие трусливые солдаты». Это взвод безногих андроидов (проворно ползающих на руках), единственное предназначение которых – коллективное спасение от различных угроз.
Как правило, конструкция биоморфов состоит из трех нежестко объединенных «узлов». Это, в первую очередь, механическая часть, которая связана с системой передвижения робота и предназначается для эффективного преодоления рельефа. Конечности биоморфов снабжены датчиками внутренней чувствительности. Сигналы от них поступают в центральное «нейронное ядро» (нейронная часть), где формируются синхронизирующие сигналы для двигателей ног. В сочетании с сигналами от усов, указывающих на препятствие, и фотоэлементов, заставляющих ботов стремиться к свету и подпитываться энергией (сенсорная часть), этого достаточно, чтобы обеспечить успешное перемещение по незнакомой местности.
Вот пара красноречивых примеров из области науки и искусства. Не далее полугода назад новостные агентства сообщили о создании японскими учеными тараканов-киборгов. Пятилетний проект, на который правительство Японии выделило 5 млн. долларов, реализовывался совместно роботехниками университетов Токио и Цукубы. Суть его – в построении кибернетического организма (киборга) на основе гибридизации живого таракана Perplaneta americana с электронным обеспечением. Ученые явили миру очередное технологическое чудо, напоминающее, с одной стороны, неудачно отлитую копию лошади тевтонского рыцаря, с другой – опрокинутый электрический стул. На голову таракана водружается некое подобие шлема, а вся электронная начинка (микропроцессор, элемент питания и радиопередатчик) крепится на спине подопытного в специальном «рюкзачке». «Киборгизация» насекомого заключается в следующем. Под наркозом у таракана удаляют усики, на место которых вживляются электроды. Подавая на них особым образом сформированные электрические импульсы, можно управлять движением таракана – заставляя его бежать вперед, пятиться или поворачивать в нужную сторону. Кроме того, на тело насекомого можно поместить насадку с видеокамерой, сенсорами и микрофонами, превратив таким образом обитателя грязных кухонь в управляемого шпиона. «Это идеальный агент, – заявил на презентации руководитель проекта профессор Исао Шимояма (Isao Shimojama), – подобное робонасекомое могло бы с успехом использоваться для решения широкого круга задач». Добавим, что в комплект с тараканом-киборгом, электронной начинкой и сменными насадками входит дистанционный пульт управления…
На протяжении последних ста лет наука, в лице биологии, анатомии и физиологии, вплотную приблизилась к аналитическому расчленению тела посредством тщательного анализа органов и функций. Сегодняшние достижения роботехники, молекулярной генетики и перспективные разработки в области нанотехнологий есть лишь логическое следствие этого процесса, но на более высоком, модельном уровне. Общий эффект воздействия этих технологий выражается в окончательном признании тела в качестве протеза, той модели существования, которая делает уже невозможным возврат к телу изначальному.
«Полуживое» детище американских ученых и австралийских художников называется MEART. С одной стороны, это значит «самоискусство», с другой – составное из MEA (Multi-Electrode Array – мультиэлектродная матрица) и ART (искусство). Робот включает в себя три компонента. Первый из них – мультиэлектродная матрица-подложка, на которой культивированы корковые нейроны эмбриона крысы (wetware), постоянно находится в лаборатории Стива Поттера в Атланте. Нервная активность этих нейронов при помощи компьютера и интернетовского протокола TCP/IP (software) в режиме реального времени сообщается механической руке (hardware). Причем механическая рука с закрепленными на ней цветными маркерами может находиться в любой точке Земли. В итоге двигательные инструкции нескольких тысяч крысиных нейронов, переданные по Интернету, заставляют руку рисовать картины (см. врезку).
В январе этого года в рамках Московского биеннале современного искусства произведения «полуживого» робота-художника, управляемого крысиной нервной структурой, были представлены отечественной публике. Из-за того, что «развиваться» должна не только «крысиная» творческая сущность, но и сам проект, в России все было уже по-другому. Здесь неоценимую услугу в выработке концепта оказали художники Боряна Драгоева (Boryana Dragoeva) и Олег Мавроматти (Oleg Mavromatti). Они предложили биороботу (а заодно и зарубежным участникам проекта) задаться классическим вопросом изобразительного искусства – «Что есть визуальность?» – и нарисовать «Черный квадрат» Малевича. (Камера, отслеживающая оригинал и посылающая массив данных в Атланту, была установлена непосредственно в Третьяковской галерее.)
Нынешние разработки Пола Гранжона имеют самое непосредственное отношение к «переднему краю» науки/искусства. В буквальном смысле. На открывшемся в июне 51-м Венецианском биеннале – крупнейшем международном форуме современного искусства – в национальном павильоне Уэльса представлен новый проект Гранжона с забавным, как говорит куратор Майкл Никсон, названием Sexed Robots («Спаривающиеся роботы»). На экспозиции зритель может видеть двух автономно перемещающихся роботов, мужского и женского пола, внешне напоминающих советские пылесосы типа "Вихрь". Микрочипы, ультразвуковые сенсоры семейства Devantech, инфракрасные датчики Pololu и авторское программное обеспечение от Криса Эванса (Chris Evans) творят чудеса эротики. Определяя местонахождение партнера, машины, обуреваемые страстью, дрожа и постанывая (акустика и низкочастотные динамики ButtKicker), с помощью системы лазерного наведения осуществляют прилюдную стыковку. Несмотря на то что роботы Гранжона мало походят на человека, посетители отмечают отдельные тонко проработанные анатомические детали, которые, благодаря направляющим, делают весь экспозиционный процесс более чем реалистичным. Видимо, для полного удовлетворения авторских амбиций каждый из роботов снабжен батареями на 12 В/17 a, обеспечивающими три часа автономной выставочной работы.|
|